Сценарий:
«Ты не один»
Форма
мероприятия:
час духовности.
Дата
и время проведения: 14.11.2016 год
Место
проведения: кабинет
биологии ЯСШ
Участники:
8
«А» класс ЯСШ
Цели:
·
Донести
информацию о всемирном дне слепых;
·
Формировать
общечеловеческие ценности;
·
Развивать толерантное отношение к другим.
1.
Вступительное слово.
Ведущий:
Осенний парк...
и ясная погода...
Сидит старик на
лавке у пруда...
Он сердцем
ощущает время года...
Слепому
чувствами увидеть нет труда...
Пусть он не
знает краски и пейзажи...
Пусть на глазах
сплошная пелена...
В нём зрит Душа...
не сомневайтесь даже...
Она
безвременна... беспечна и вольна...
Она жива... и,
точно, многоцветна...
В ней солнце,
море, звёзды и луна...
В ней чистота...
и очень много Света...
Ведущий:
Его Душа...
блаженна и полна...
Его внимание
блуждает не снаружи...
Познав в себе
природы красоту,
Огромный мир он
в сердце обнаружил...
За что сказал
судьбе: "Благодарю"...
Я воротилась к
лавке через время...
Я вижу суть...
что боли лишена...
И старика...
который тихо дремлет...
В его лице...
покой и тишина...
Ведущий:
Слепые люди… Что мы знаем о них? Человек
получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять
оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди
незрячие? Когда мы закрываем глаза,
обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой
картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Вот так видят мир слепые люди.
2.
Основная часть.
Здравствуйте, ребята! 13 ноября – отмечался
Международный день слепых. Это – не праздник.
Это – своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей
с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.
Ведущий:
Давайте попробуем ощутить на себе
чувства слепых людей. А для этого мы предлагаем вам упражнение «Слепое
доверие».
Упражнение «Слепое доверие»:
Один ребёнок «поводырь», второй –
«слепой». «Поводырь»
берет «слепого» за руку, и они, молча, идут к месту. Это
упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие
к «поводырю», ответственность за безопасность другого.
Ведущий:
В этом упражнении, один из вас был в
роли «поводыря», второй – «слепого». Поводырь – человек или животное,
функцией которого является оказание помощи слабовидящим и незрячим
гражданам ориентироваться в окружающем мире, выходят с ними на улицу, в
больницу.
Ведущий:
Ребята, скажите, что вы ощущали, когда
были в роли «слепого»? (Ответы детей). А какие чувства возникали, когда вы
были в роли «поводыря»? (Ответы детей).
Ведущий:
Ребята, выполняя
это упражнение, вам пришлось пережить собственную беспомощность, доверие и
недоверие к «поводырю». А также ответственность за безопасность другого
человека.
Ведущий:
Нам кажется, что
все живут, как мы,
Смотря на мир такими же глазами.
Не думаем же мы совсем, увы,
О тех, не видит кто ни днями, ни ночами.
Смотря на мир такими же глазами.
Не думаем же мы совсем, увы,
О тех, не видит кто ни днями, ни ночами.
Ведущий:
Нам не понять
порой людей,
Которые не видят солнца света.
Они живут средь нас с бедой своей,
Сквозь пелену теней не различая цвета.
Которые не видят солнца света.
Они живут средь нас с бедой своей,
Сквозь пелену теней не различая цвета.
Ведущий:
Однако не
смириться с невниманием,
Тем, кто не видит солнца яркий свет.
Пусть жизнь не будет их подвержена страданиям,
В их жизни пусть настанет вновь рассвет!
Тем, кто не видит солнца яркий свет.
Пусть жизнь не будет их подвержена страданиям,
В их жизни пусть настанет вновь рассвет!
Ведущий:
Кстати, Международный день слепых
выпадает на тринадцатое число, отнюдь, не случайно. Именно в этот день, но в
далеком от нас 1745 году, родился замечательный француз Валентин Гаюи. Это он
открыл в Париже, а потом по предложению Государя Александра. Первого школу для
слепых в Петербурге. Им же придуман рельефно-линейный шрифт "унциал"
(равный по длине одной унции), выдавливающий буквы на плотной бумаге. Свою
школу в 1784 году Гаюи назвал "Мастерская трудящихся слепых". И
первым ее учеником стал слепой мальчик с паперти Франсуа де Лезюер. Дело Гаюи
продолжил воспитанник Парижского национального института для слепых Луи Брайль
- автор изобретения рельефно-точечного шрифта, применяемого и сегодня по всему
миру.
Ведущий:
Это были крупные ровные буквы,
выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала»
заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей
чтению и печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и это помогало
слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи
сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных
наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и
своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину
Гаюи. Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при
школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом —
«унциалом».
Ведущий:
Это были первые книги для слепых. По
книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем
шрифта рельефного шеститочия. В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение
российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге
учебно-воспитательное заведение для слепых. В 1807 году Александром I были
утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых.
Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного
заведения для слепых детей в России
Ведущий:
Конечно же, в Международный день слепых
эту категорию людей окружают возросшими заботой и вниманием. Но главным
остается поиск путей, как им эффективнее приспособиться к жизни, чтобы не чувствовать
себя убогими или обделенными. Только в одной Москве сегодня семь десятков
страдающих этим физическим недостатков молодых людей, успешно освоили
компьютерное программирование. Среди нас есть слабо видящие или совсем слепые
юристы, адвокаты, учителя или владеющие другими профессиями. И мы с ними на
равных!
Ведущий:
Порой, смотря на
этот мир цветной,
Не думаем мы
часто о других.
О тех, чей мир
совсем иной,
Где нет оттенков
и цветов ярких.
Ведущий:
А им порой нужна
наша поддержка,
Простая помощь,
что облегчит быт.
Исчезнет пусть с
лица усмешка,
Никто из них ни
будет пусть забыт!
Ведущий:
Сегодня мы хотим
привлечь внимание общественности к проблемам незрячих людей. Они живут и учатся
рядом с нами и не видят всех красок окружающего мира. Каждый из нас должен задуматься, а много ли он
внимания уделяет людям с ограниченными физическими возможностями. Ведь каждый
из них нуждается в нашей особой поддержке, понимании и заботе со стороны
общества.
Ведущий:
Как правило, этих людей легко узнать по
солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от сезона, и белой
трости в руках. Иногда бок обок со слепым идет еще и собака-проводник в
специальной сбруе. Незрячие люди участвуют в общественной жизни общества,
учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных
инструментах, исполняют песни, занимаются спортом. Российские незрячие
спортсмены завоевали много медалей на параолимпийских играх.
Ведущий:
По данным Всемирной организации
здравоохранения, в 2015 году на нашей планете насчитывалось 39 миллионов слепых
людей.
Это те люди, которые просыпаются каждый
день и смотрят на жизнь без помощи глаз.
По правде говоря, у любого слепого
человека есть за плечами удивительная история, но есть такие уникальные
личности, с которыми происходят невероятные вещи.
Ведущий:
Когда Марле Ранян было 9 лет, у неё
развилась болезнь, которая в последствии привела к слепоте. Её карьера
взлетела, когда она выиграла четыре золотые медали на летних Параолимпийских
играх, и на Параолимпийских играх в Атланте, где она взяла серебро в толкании
ядра и золото в пятиборье. В качестве бегуна мирового класса она заняла восьмое
место в 1500-метровом забеге в Сиднее в Олимпийских играх 2000 года. что
сделало Ранян первой слепой спортсменкой участвовавшей в Олимпийских играх с
самыми высокими показателями для американок в этом забеге.
Ведущий:
Дерек Рабело это необычный сёрфингист.
Даже очень необычный, учитывая, что он родился с врождённой глаукомой. Тем не
менее, это не помешало 20-летнему бразильцу научиться сёрфингу, когда ему было
всего три года.
Ведущий:
Джон Брамблитт потерял зрение, когда ему было
30 лет. Вначале, Джон говорит, что он потерял надежду и был в глубокой
депрессии, но потом он нашёл выход: живопись. Так как Джон не может видеть
цвета, он разработал процесс, посредством которого он рисует на ощупь. По
словам художника, он чувствует цвета иначе: белый цвет кажется ему плотным на
ощупь, а чёрный цвет немного жидким, поэтому, когда ему нужен серый цвет, он
смешивает их, до получения нужной текстуры. Его картины продавались в более чем
двадцати странах, и печатались на международном уровне, предоставляя ему
возможность появиться на телевидение и радио.
Ведущий:
Эшреф Армаган (Турция) родился слепым.
Несмотря на это, Армаган был очень любопытным малышом. Желая исследовать мир,
он начал трогать всё, что попадало ему в руки, и, в конце концов, стал
рисовать. Начиная с шести лет, он прошёл путь от бабочек и цветных карандашей
до портретов и масляных красок.
Работая в полной тишине, Армаган
визуализирует изображение, а затем делает наброски с помощью стилуса Брайля.
После этого, он использует свои пальцы и краску.
Ведущий:
И таких примеров много. А вы знаете, что
в городе Шахты существует памятник слепому человеку?! Как вы думаете, для чего
его поставили? (Предположения
детей.)
Возле здания Общества слепых в городе
Шахты установили памятник слепому человеку - черные очки и белая
трость на круглом постаменте. Ранее незрячим и слабовидящим шахтинцам было
трудно указать водителям такси и маршруток место, где нужно остановиться
- здание Шахтинского отделения Всероссийского общества слепых
неприметное. Памятник станет своеобразным указателем.
Ведущий:
Ребята, нам надо всегда помнить, что
среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому
человеку?
(Ответы детей: можно помочь ему
перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить
продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.)
3.
Заключительное слово.
Ведущий:
Мы призываем вас более внимательно относиться к
своим незрячим и слабовидящим одноклассникам и взрослым. Ведь милосердие и забота – это лучшие человеческие
качества, которые надлежит воспитывать в себе с детства. «Толерантность,
Равноправие, Интеграция» – вот главные слова Международного дня слепых.
Некоторые люди думают, что существует
два мира - "Мир зрячих" и "Мир незрячих". Но мы живем в
одном мире, на одной планете. От нашего участия и чуткого отношения к слепым и
слабовидящим людям вне дома, на улице зависит их жизненная безопасность.
Ведущий:
«Если встретите
Вы человека слепого,
Что наощупь
бредет с белой тростью в руках.
Постарайтесь
понять, что для счастья земного,
Ему нужно лишь
солнышко в зрячих глазах…
Он не будет ругаться,
и ссориться с нами,
Не ударит
больного, что просит помочь.
И в душе его
свет не угаснет с годами,
Несмотря что в
глазах его темная ночь».[1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий