понедельник, 14 ноября 2016 г.

Сценарий:
«Ты не один»
Форма мероприятия: час духовности.
Дата и время проведения:   14.11.2016 год
Место проведения: кабинет биологии ЯСШ
Участники: 8 «А» класс ЯСШ

Цели:

·        Донести информацию о всемирном дне слепых;
·        Формировать общечеловеческие ценности;
·         Развивать толерантное отношение к другим.


1. Вступительное слово.
Ведущий:
Осенний парк... и ясная погода...
Сидит старик на лавке у пруда...
Он сердцем ощущает время года...
Слепому чувствами увидеть нет труда...
Пусть он не знает краски и пейзажи...
Пусть на глазах сплошная пелена...
В нём зрит Душа... не сомневайтесь даже...
Она безвременна... беспечна и вольна...
Она жива... и, точно, многоцветна...
В ней солнце, море, звёзды и луна...
В ней чистота... и очень много Света...
Ведущий:
Его Душа... блаженна и полна...
Его внимание блуждает не снаружи...
Познав в себе природы красоту,
Огромный мир он в сердце обнаружил...
За что сказал судьбе: "Благодарю"...
Я воротилась к лавке через время...
Я вижу суть... что боли лишена...
И старика... который тихо дремлет...
В его лице... покой и тишина...


Ведущий:
Слепые люди… Что мы знаем о них? Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие?  Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Вот так видят мир слепые люди.
2. Основная часть.
Ведущий: 
Здравствуйте, ребята! 13 ноября – отмечался Международный день слепых. Это – не праздник. Это – своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности. 
Ведущий:
Давайте попробуем ощутить на себе чувства слепых людей. А для этого мы предлагаем вам упражнение «Слепое доверие».
Упражнение «Слепое доверие»:
Один ребёнок «поводырь», второй – «слепой». «Поводырь» берет «слепого» за руку, и они, молча, идут к месту. Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к «поводырю», ответственность за безопасность другого.
Ведущий:
В этом упражнении, один из вас был в роли «поводыря», второй – «слепого». Поводырь – человек или животное, функцией которого является оказание помощи  слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире, выходят с ними на улицу, в больницу.
Ведущий: 
Ребята, скажите, что вы ощущали, когда были в роли «слепого»? (Ответы детей). А какие чувства возникали, когда вы были в роли «поводыря»? (Ответы детей).
Ведущий:
Ребята, выполняя это упражнение, вам пришлось пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к «поводырю». А также ответственность за безопасность другого человека.
Ведущий:
Нам кажется, что все живут, как мы,
Смотря на мир такими же глазами.
Не думаем же мы совсем, увы,
О тех, не видит кто ни днями, ни ночами.

Ведущий:
Нам не понять порой людей,
Которые не видят солнца света.
Они живут средь нас с бедой своей,
Сквозь пелену теней не различая цвета. 

Ведущий:
Однако не смириться с невниманием,
Тем, кто не видит солнца яркий свет.
Пусть жизнь не будет их подвержена страданиям,
В их жизни пусть настанет вновь рассвет!

Ведущий:
Кстати, Международный день слепых выпадает на тринадцатое число, отнюдь, не случайно. Именно в этот день, но в далеком от нас 1745 году, родился замечательный француз Валентин Гаюи. Это он открыл в Париже, а потом по предложению Государя Александра. Первого школу для слепых в Петербурге. Им же придуман рельефно-линейный шрифт "унциал" (равный по длине одной унции), выдавливающий буквы на плотной бумаге. Свою школу в 1784 году Гаюи назвал "Мастерская трудящихся слепых". И первым ее учеником стал слепой мальчик с паперти Франсуа де Лезюер. Дело Гаюи продолжил воспитанник Парижского национального института для слепых Луи Брайль - автор изобретения рельефно-точечного шрифта, применяемого и сегодня по всему миру.
Ведущий:
Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи. Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом — «унциалом».
Ведущий:
Это были первые книги для слепых. По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия. В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. В 1807 году Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России
Ведущий:
Конечно же, в Международный день слепых эту категорию людей окружают возросшими заботой и вниманием. Но главным остается поиск путей, как им эффективнее приспособиться к жизни, чтобы не чувствовать себя убогими или обделенными. Только в одной Москве сегодня семь десятков страдающих этим физическим недостатков молодых людей, успешно освоили компьютерное программирование. Среди нас есть слабо видящие или совсем слепые юристы, адвокаты, учителя или владеющие другими профессиями. И мы с ними на равных!
Ведущий: 
Порой, смотря на этот мир цветной,
Не думаем мы часто о других.
О тех, чей мир совсем иной,
Где нет оттенков и цветов ярких.

Ведущий:
А им порой нужна наша поддержка,
Простая помощь, что облегчит быт.
Исчезнет пусть с лица усмешка,
Никто из них ни будет пусть забыт!

Ведущий:
Сегодня мы хотим привлечь внимание общественности к проблемам незрячих людей. Они живут и учатся рядом с нами и не видят всех красок окружающего мира.  Каждый из нас должен задуматься, а много ли он внимания уделяет людям с ограниченными физическими возможностями. Ведь каждый из них нуждается в нашей особой поддержке, понимании и заботе со стороны общества.
Ведущий:
Как правило, этих людей легко узнать по солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от сезона, и белой трости в руках. Иногда бок обок со слепым идет еще и собака-проводник в специальной сбруе. Незрячие люди участвуют в общественной жизни общества, учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных инструментах, исполняют песни, занимаются спортом. Российские незрячие спортсмены завоевали много медалей на параолимпийских играх. 
Ведущий:
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году на нашей планете насчитывалось 39 миллионов слепых людей.
Это те люди, которые просыпаются каждый день и смотрят на жизнь без помощи глаз.
По правде говоря, у любого слепого человека есть за плечами удивительная история, но есть такие уникальные личности, с которыми происходят невероятные вещи.
Ведущий:
Когда Марле Ранян было 9 лет, у неё развилась болезнь, которая в последствии привела к слепоте. Её карьера взлетела, когда она выиграла четыре золотые медали на летних Параолимпийских играх, и на Параолимпийских играх в Атланте, где она взяла серебро в толкании ядра и золото в пятиборье. В качестве бегуна мирового класса она заняла восьмое место в 1500-метровом забеге в Сиднее в Олимпийских играх 2000 года. что сделало Ранян первой слепой спортсменкой участвовавшей в Олимпийских играх с самыми высокими показателями для американок в этом забеге.
Ведущий:
Дерек Рабело это необычный сёрфингист. Даже очень необычный, учитывая, что он родился с врождённой глаукомой. Тем не менее, это не помешало 20-летнему бразильцу научиться сёрфингу, когда ему было всего три года.
Ведущий:
 Джон Брамблитт потерял зрение, когда ему было 30 лет. Вначале, Джон говорит, что он потерял надежду и был в глубокой депрессии, но потом он нашёл выход: живопись. Так как Джон не может видеть цвета, он разработал процесс, посредством которого он рисует на ощупь. По словам художника, он чувствует цвета иначе: белый цвет кажется ему плотным на ощупь, а чёрный цвет немного жидким, поэтому, когда ему нужен серый цвет, он смешивает их, до получения нужной текстуры. Его картины продавались в более чем двадцати странах, и печатались на международном уровне, предоставляя ему возможность появиться на телевидение и радио.
Ведущий:
Эшреф Армаган (Турция) родился слепым. Несмотря на это, Армаган был очень любопытным малышом. Желая исследовать мир, он начал трогать всё, что попадало ему в руки, и, в конце концов, стал рисовать. Начиная с шести лет, он прошёл путь от бабочек и цветных карандашей до портретов и масляных красок.
Работая в полной тишине, Армаган визуализирует изображение, а затем делает наброски с помощью стилуса Брайля. После этого, он использует свои пальцы и краску.
Ведущий: 
И таких примеров много. А вы знаете, что в городе Шахты существует памятник слепому человеку?! Как вы думаете, для чего его поставили? (Предположения детей.)
Возле здания Общества слепых в городе Шахты установили  памятник слепому человеку - черные очки и белая  трость на круглом постаменте. Ранее незрячим и слабовидящим шахтинцам было трудно указать водителям такси и маршруток место, где нужно остановиться -  здание Шахтинского отделения Всероссийского общества слепых неприметное. Памятник станет своеобразным указателем. 
Ведущий:
Ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
(Ответы детей: можно помочь ему  перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.)
3. Заключительное слово.
Ведущий:
 Мы призываем вас более внимательно относиться к своим незрячим и слабовидящим одноклассникам и взрослым. Ведь милосердие и забота – это лучшие человеческие качества, которые надлежит воспитывать в себе с детства. «Толерантность, Равноправие, Интеграция» – вот главные слова Международного дня слепых.
Некоторые люди думают, что существует два мира - "Мир зрячих" и "Мир незрячих". Но мы живем в одном мире, на одной планете. От нашего участия и чуткого отношения к слепым и слабовидящим людям вне дома, на улице зависит их жизненная безопасность.
Ведущий:
«Если встретите Вы человека слепого,
Что наощупь бредет с белой тростью в руках.
Постарайтесь понять, что для счастья земного,
Ему нужно лишь солнышко в зрячих глазах…
Он не будет ругаться, и ссориться с нами,
Не ударит больного, что просит помочь.
И в душе его свет не угаснет с годами,
Несмотря что в глазах его темная ночь».[1]





[1] Языковская модельная библиотека

Комментариев нет: