понедельник, 29 апреля 2019 г.


Сценарий
« Литературное древо Пушкина »
Форма мероприятия: урок – исследование
Дата и время проведения: 29 апреля 2019 года
Место проведения: ЯСШ
Участники: учащиеся ЯСШ

Цели:
1.     Формирование познавательного интереса к произведениям А.С. Пушкина;
2.     Развитие духовной личности учащихся;
3.     Воспитание светлой духовности подрастающего поколения;
4.     Обобщение знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина;
5.     Развитие образного мышления, творческих способностей.

1.Вступительное слово.
Ведущий:

Здравствуйте! В рамках проекта « Языковские сезоны », у нас сегодня пройдет мероприятие, в форме урок – исследование, посвященное творческим периодам Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущий:
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в день светлого праздника Вознесения Господня. «Эти сведения о месте и времени рождения Пушкина можно рассматривать как некие символы, – замечал профессор И. М. Андреев. – Величайший русский национальный поэт – родился в Москве, в сердце России, и сам стал сердцем русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века – блистательного века классицизма – и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти… Пушкин родился в день Вознесенья – и весь его жизненный и творческий путь явил собою непрестанное восхождение к недостижимому на земле идеалу Совершенства, который в его понимании представлял собою тройственный образ Истины, Добра и Красоты. Не случайно и последние предсмертные слова его – „выше, пойдем выше“ – звали стремиться ввысь».

2.Основная часть.
Ведущий:
Все творчество Пушкина разделено на восемь периодов:
1.     1813 – май 1817 – лицейский период
2.     Июнь 1817 – май  1818  -  петербургский период
3.     Май 1820 – июль 1824 – период южной ссылки
4.     Август 1824 – сентябрь 1826 – период ссылки в Михайловское
5.     Сентябрь 1826 – до начала сентября 1830 – творчество второй половины 1820-х годов, до начала болдинской осени
6.     Сентябрь – ноябрь 1830 – болдинская осень
7.     1831 – 1836  - творчество 1830-х годов
8.     1836- 1837 – последний период творчества
Ведущий:
Каждый период творчества Пушкина требует к себе особого внимания и более детального изучения.  Поэтому, вы заранее получили задание, собрать материал по данной теме, и подготовить доклады о каждом периоде творчества поэта. С первым докладом выступает Алексанова Дарья.
Алексанова Д.:

Доклад « 1813 – май 1817 – лицейский период ».
   Первый период творчества — время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Первые его стихотворения датированы 1813-м годом. За следующие три года написано свыше 130 произведений. Развитие поэта – отрока было стремительным. В 1814 г. журнал «Вестник Европы» публикует первое стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу». В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе ». В апреле оно было опубликовано в журнале «Российский музеум» и впервые подписано полным именем: Александр Пушкин. Поэт буквально ворвался в литературу. Им заинтересовались В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Его «благословил» Г. Р. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя — В. Л. Пушкин. Началась дружба с П. А. Вяземским. И лицейские стихотворцы, и признанные поэты воспринимали Пушкина как «молодого чудотворца».
     С юным пылом Пушкин включился в литературные споры. Он — сторонник последователей Н. М. Карамзина, «арзамасцев». Участие в литературном обществе «Арзамас» стало для Пушкина важным моментом эстетического самоопределения. Уже в лицейские годы он был рядом с писателями, которые боролись против омертвевших канонов классицизма, стремились модернизировать литературный язык, сблизить русскую литературу с европейской.
    В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями русских и французских писателей. Он не стеснялся своего ученичества, заимствовал темы, мотивы, образы, поэтический словарь, использовал жанры, сложившиеся в поэзии начала XIX века: оду, элегию, послание, мадригал. Пушкин – лицеист творил в ауре поэтической культуры своего времени.
    В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина «надеждой нашей словесности», увидел в нем «будущего гиганта», но подчеркнул, что он пока еще « бродит около чужих идей и картин ». В немногих гражданских стихотворениях Пушкин предстает учеником Державина. Поэт жадно впитывает все лучшее, что создала европейская литература, — от античности до Вольтера, легендарного Оссиана и французской «легкой поэзии».
    В поэзии Пушкина лицейских лет возвышенная патетика гражданской лирики уживалась с легкомыслием «стихов на случай». Дерзкие, драчливые эпиграммы словно прятались в тени задумчивых элегий. Трогательный шепот влюбленного юноши вдруг сменялся хриплым голосом «бывалого» гусара. Вторя чужим, книжным разочарованиям и разлукам, юный поэт робко высказывал первые «горестные заметы» собственного сердца.
Ведущий:
Спасибо Даша. Следующим, со своим докладом « Петербургский период » выступает Маркелычев Александр.
Маркелычев А.:
Доклад «Июнь 1817 – май  1818  -  петербургский период ». После окончания Лицея, поступив на государственную службу — в Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. Он вошел в петербургский «большой свет» и оказался в совершенно незнакомом, пестром мире. Это мир чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословия. Для Пушкина все слилось в порывах вихря «жизни молодой»: светские отношения, любовные интриги, дружеское общение, занятия поэзией. Он наслаждался жизнью, ведь это было время его ранней юности. Петербургские впечатления отразились в лирике тех лет, о них Пушкин постоянно вспоминал в последующие годы.
Важным для судьбы поэта было вступление в мир больших социальных идей, споров о политике и религии, о проектах спасения России. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н. И. Тургеневым и Ф. Н. Глинкой, участвует в работе литературно – театрального общества «Зеленая лампа» и «Вольного общества любителей российской словесности».
     Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения «Вольность» и «Деревня». Яркий политический темперамент Пушкина проявился в злой сатире на Александра I «Сказки. Noёl» («Ура! в Россию скачет. ..»), в эпиграмме на всесильного временщика Аракчеева. Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание «К Чаадаеву». Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Фактически за три после – лицейских года Пушкин создал свою «потаённую» поэзию. Это один из главных итогов петербургского периода творчества.
    Как и в лицейский период, его художественная система далека от равновесия и гармонии. Вольные стихи с их стилевой архаикой и господством отвлеченной образности — вершина петербургской лирики. Но в эти годы были написаны и другие стихи. Пушкин вел стихотворную перебранку с «шишковистами», порой не стесняясь в выражениях. Из-под летящего пера поэта вышло множество альбомных «мелочей» и дружеских посланий, насыщенных бытовыми, нередко фривольными, подробностями. «Проза» жизни в них еще не возвышена до высокой поэзии. Иные настроения господствуют в элегических стихотворениях. Здесь Пушкин близок к романтическому мировоззрению и стилю.
    Поэзия петербургского периода — решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. Взаимодействие трех стилевых стихий — архаической, субъективно-романтической и «прозаически» - сниженной, бытовой — уже не было следствием ученичества. Они сталкивались, боролись, перебивали друг друга. В этом своеобразный итог художественных экспериментов молодого Пушкина. Он не удовлетворен ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор — движение к такому художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений.
    Это движение ощутимо в первой поэме Пушкина «Руслан и Людмила», задуманной еще в Лицее и завершенной незадолго до ссылки. Поэту, наконец, покорилась крупная эпическая форма — он перестал быть только поэтом-лириком. Оттолкнувшись от традиции, созданной Жуковским, он создал глубоко оригинальное произведение. Это было завершение его жанровых и стилистических исканий 1810-х гг. и одновременно важная веха на пути к новым формам поэтического эпоса.
     Отдельное издание поэмы вышло осенью 1820 г., когда Пушкин уже был на юге. Сразу же появились первые журнальные отклики. О Пушкине впервые публично заговорили литературные критики и писатели. Это важный момент в судьбе поэта, ведь незадолго до этого его «критиком» стал сам Александр I.
   Только благодаря заступничеству Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева, Н. И. Гнедича Пушкин за свои вольнолюбивые стихи был наказан сравнительно мягко. По распоряжению царя он отправился не в Сибирь, а в Екатеринослав, в распоряжение генерала И. Н. Инзова. Ссылка была оформлена как перевод по службе.
Ведущий:
Спасибо Саша. Очень интересно и познавательно. Следующий доклад  « Май 1820 – июль 1824 – период южной ссылки » представляет Горбачева Анна.
Горбачева А.:
Доклад « Май 1820 – июль 1824 – период южной ссылки ». Это поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было — ссылка легко могла стать бессрочной. Дальнейшая жизнь поэта зависела только от того, куда «подует самовластье».
   В мае-сентябре 1820 г. он путешествовал на юг вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 г. генерала И. Н. Раевского. Эхо кавказских и крымских впечатлений, отголоски общения с представителями этой большой семьи и сердечных увлечений дочерями Раевского почти десятилетие звучали в пушкинской поэзии. В 1820-1823 гг. Пушкин служил в Кишиневе, в канцелярии наместника Бессарабского края. Генерал И.Н. Инзов благосклонно относился к беспокойному подопечному, не обременял службой, позволял длительные отлучки из Кишинева. В ноябре 1820 — январе 1821 г. Пушкин подолгу гостил в имении Давыдовых Каменка Киевской губернии, которое было одним из центров оппозиции режиму Александра I, посетил Киев, Одессу, вместе с И.П. Липранди в конце 1821 г. путешествовал по Молдавии.
    В Кишиневе и в Каменке поэт общался с членами «Союза благоденствия» и тайного Южного общества П. И. Пестелем, В. Л. Давыдовым, В. Ф. Раевским, П. С. Пущиным, М. Ф. Орловым. Политический темперамент и инерция петербургского вольномыслия вели поэта к поискам тесного сближения с еще более радикальными критиками самодержавия. Пушкин хотел видеть в них новых друзей. Ему казалось, что мечты о «вольности святой» вот-вот станут реальностью. Он был готов окунуться вместе с заговорщиками в омут политической борьбы.
    Прежние символы веры — гармоничная «звезда пленительного счастья» и прекрасная заря «свободы просвещенной» — уже не привлекали Пушкина. Он проявлял нетерпение, уповая не на политическую мудрость деспота, а на цареубийственный «карающий кинжал», в котором видел «тайного стража свободы». Страстное желание действия, борьбы выразилось в его готовности «кровавой чаше причаститься». Но надежды на то, что слово поэта-вольнодумца станет частью общего дела, рассеялись: друзья поспешили уверить Пушкина в том, что тайного общества не существует.
      Пушкин в период южной ссылки — яркий поэт-романтик. Ведущее положение в «южной» лирике заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады. Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии «Погасло дневное светило...», «Мне вас не жаль, года весны моей...» — как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина. В них проведена резкая грань между петербургскими годами, наполненными дружеским общением, пирами, радостями любви, и новой жизнью «под бурями судьбы жестокой», «в изгнанье скучном», «вдали друзей вольнолюбивых». Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина.
      Настоящее казалось ссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникали психологические параллели со знаменитыми опальными поэтами — древнеримским поэтом Овидием и современниками, Байроном и Е. А. Баратынским. Яркие образы изгнанников и странников, созданные Пушкиным в послании «К Овидию», в исторической элегии «Наполеон» , в дружеских посланиях к Баратынскому, подчеркнули символический смысл его собственной судьбы.
    Многие жанровые особенности элегий характерны и для посланий. Для Пушкина они были естественной формой обращения к далеким петербургским друзьям и новым знакомым. Круг адресатов дружеских посланий чрезвычайно широк. Послания легко превращались в письма-исповеди. В них поэт размышлял о своей жизни в изгнании, вспоминал сладостные минуты общения с друзьями.
     В романтической лирике запечатлен неповторимый психологический облик самого Пушкина. В поэмах была создана романтическая модель действительности, ставшая актуальной для многих русских поэтов-романтиков. Поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»  и «Цыганы»  — главное достижение Пушкина в период южной ссылки. Несмотря на разноречивые оценки читателей и критиков, поэмы упрочили славу Пушкина как первого поэта России.
   Испытав сильнейшее влияние личности и творчества Дж .Г. Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового — активного, бунтарского — течения в русском романтизме. В его произведениях — в лирике и особенно в поэмах — на первом плане гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Пушкин создал образы романтических героев, стремящихся порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности.     
      В мае 1823 г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Замысел Пушкина был новаторским: поэт искал новый сюжет, который позволил бы преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, нового героя, тесно связанного с жизнью общества, новый стиль.
    В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М. С. Воронцова. Пребывание в Одессе, европейском городе, напомнившем поэту Петербург, было до предела заполнено светской жизнью и напряженной творческой работой. Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, «могучую страсть» к Е. К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова, который не хотел видеть в Пушкине первого поэта России и всегда подчеркивал, что Пушкин — всего лишь один из его чиновников. Стараниями Воронцова поэт был отправлен в отставку «за дурное поведение» и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.
Ведущий:
Спасибо Аня, молодец. Приглашаем для следующего доклада « Август 1824 – сентябрь 1826 – период ссылки в Михайловское » Замотину Полину.
Замотина П.:
Доклад « Август 1824 – сентябрь 1826 – период ссылки в Михайловское ». В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. Михайловское — это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка. Поэт был лишен свободы передвижения. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный, ведь от имени царя ему предъявили одно из самых страшных обвинений — в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерями, и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром.
     Михайловский период творчества — время смены эстетических ориентиров Пушкина. Его художественная система лишилась цельности и определенности, характерной для периода южной ссылки. Он устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Не следует, однако, представлять себе этот процесс в виде некоей прямой линии. Романтизм не мог быть просто «отменен». Огромный творческий потенциал романтического творчества был усвоен поэтом, создав предпосылки для движения к новой цели — к «поэзии действительности».
     Пушкинский романтизм не укладывается в хронологические рамки периода южной ссылки. В Михайловском была завершена романтическая поэма «Цыганы», написан шедевр романтической лирики — стихотворение «К морю». Мотивы и образы романтизма ощутимы во многих стихотворениях. Именно в лирике сила романтической инерции была наибольшей.
    Однако и в лирике сменить романтическую точку зрения на мир и человека становилось все более очевидным. Многие стихотворения теряют жанровую определенность, поэт преодолевает ограниченность словаря романтиков. Меняется стиль любовной лирики — слово поэта точно фиксирует психологическую уникальность его переживаний. Пушкин создает цикл стихотворений «Подражания Корану» и «Песни о Стеньке Разине», в которых осваивает образность восточной поэзии и русского фольклора. В поэме «Граф Нулин» и в центральных главах «Евгения Онегина» (III-VI), написанных в Михайловском, Пушкин еще дальше уходит от романтизма.
      Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста — историческая трагедия «Борис Годунов», законченная 7 ноября 1825 г. В ней отразились новые представления поэта о соотношении истории и личности, истории и народа, его интерес к трагическим, переломным эпохам в истории России. Первый опыт Пушкина-драматурга был антиромантическим: он не делал своих персонажей рупорами авторских идей, избегал прямолинейных сопоставлений прошлого и настоящего. Пушкин стремился показать трагедию монарха и трагедию народа, а самое главное — посмотреть на историю «взглядом Шекспира», то есть объективно, непредвзято разобраться в реальной сложности взаимоотношений власти и народа.
Ведущий:
Спасибо. Лобина Анна представит доклад « Сентябрь 1826 – до начала сентября 1830 – творчество второй половины 1820-х годов, до начала болдинской осени ».
Лобина А.:
Доклад « Сентябрь 1826 – до начала сентября 1830 – творчество второй половины 1820-х годов, до начала болдинской осени ».
   Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое — разговор с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. В ответ на откровенное признание поэта в том, что если бы он 14 декабря 1825 г. оказался в Петербурге, то непременно вместе с друзьями вышел бы на Сенатскую площадь, Николай I простил его и даже пообещал быть цензором пушкинских произведений. Второе событие — приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н. Н .Гончаровой.     
     Между этими событиями пролегли четыре года, заполненные переездами и странствиями по России, встречами с самыми разными людьми, светской суетой, любовными увлечениями, литературными спорами и творческим трудом.
     В первые месяцы после шестилетнего изгнания Пушкин напряженно размышлял об уроках декабристского восстания, о своем чудесном избавлении, парадоксально совпавшем со следствием, казнью, тюремным заключением и каторгой многих его единомышленников. Прощенный царем, он не склонил «гордой головы» перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды. Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I. В «Стансах» Пушкин призвал Николая I быть во всем похожим на «пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам.
       Однако к концу 1820-х годов Пушкин понял, что его надежды на Николая I иллюзорны. В 1827-1828 гг. поэт вновь испытал на себе коварство царя: у него требовали показаний по делам о распространявшемся в списках отрывке из элегии «Андрей Шенье», озаглавленном «14 декабря», и об авторстве поэмы «Гаврилиада», написанной еще на юге. Царь проводил в отношении Пушкина политику «ласкового кнута». Он великодушно миловал поэта за литературные «грехи» молодости и обещал свое расположение, а через шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа выражал неудовольствие поступками Пушкина, мелочно придираясь и требуя от него безусловной лояльности.
    «Полтава» — единственная историческая поэма Пушкина — крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг. В ней представлена «героическая» концепция личности Петра I и петровской эпохи. В сюжете поэмы изображение триумфа «России молодой» в лице неудержимого Петра переплетено с драматической историей любви и предательства Мазепы. Поэт нащупывал новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке».
      Вторая половина 1820-х гг. — время создания многих лирических шедевров — отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворения, которые отразили жизненный опыт поэта, круг философских вопросов, которые не переставали волновать его и в 1830-е годы. Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. Лирическому слову « возвращен был его предметный смысл, и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли» (Л. Я. Гинзбург).
     Осуществлению многих творческих замыслов Пушкина мешала суетная петербургская и московская жизнь. Поэт по-прежнему, как и в послелицейские годы, разрывался между светскими обязанностями и литературными делами, поездками и любовными увлечениями. С трудом продвигалась работа над заключительными главами «Евгения Онегина». Рукописи, как никогда прежде, усеивались «обломками» едва начатых произведений, многие из которых так никогда и не были осуществлены.
    В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ. Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием «Путешествие в Арзрум». В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н. Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.
Ведущий:
Спасибо за очень содержательный доклад. Следующий период будет освещать Арзамаскин Илья «Сентябрь – ноябрь 1830 – болдинская осень ».
Арзамаскин И.:
Доклад  «Сентябрь – ноябрь 1830 – болдинская осень ». Болдинская осень  — короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения — и по содержанию, и по форме. Первыми были прозаические «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре-октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой «Домик в Коломне» и последними главами «Евгения Онегина». В конце октября — начале ноября одна за другой появились «маленькие трагедии» — цикл философско-психологических «пьес для чтения. «Урожайная» Волдинская осень принесла «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Историю села Горюхина». Фон пушкинского «пира воображения» — лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Моя родословная» и многие другие.
     Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений — реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству 1830-х гг. Окончание «труда многолетнего» — романа «Евгений Онегин» — символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг.: ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения — стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты. Именно в работе над «Евгением Онегиным» с наибольшей полнотой раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». Сбылось и высказанное в романе наблюдение автора: «лета к суровой прозе клонят». «Повести Белкина», в которых Пушкин «попрощался» с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, «прозаического» периода творчества. Философская линия творчества Пушкина, мощно заявившая о себе в «маленьких трагедиях» и в лирических произведениях, написанных в Болдино, продолжилась в 1830-е гг.
Ведущий:
Выступает Савельев Артем «1831 – 1836  - творчество 1830-х годов ».
Савельев А.:
Доклад «1831 – 1836  - творчество 1830-х годов ». Общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина в 1830-е гг., были исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 1831 г. состоялась долгожданная свадьба с Н. Н. Гончаровой, и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу — для работы над «Историей Петра». В конце 1833 г. царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое «первый поэт» России счел для себя оскорбительным.
   Неблагоприятной для Пушкина была литературная атмосфера 1830-х гг. Гражданские стихотворения, написанные в начале этих годов, вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха или не были опубликованы. В печати началась кампания травли Пушкина, инсценированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф.В. Булгариным. Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг. Последнее десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который в 1830-е гг. стал «массовым».
     Тем очевиднее «подвиг благородный», который Пушкин совершал вопреки житейским и литературным обстоятельствам. Он стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти, и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачев. Размышления о связи этих трех сил — самодержавия, просвещенного дворянства и народа — легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. В октябре - ноябре 1833 г., в Болдино, Пушкин написал «Историю Пугачева» и поэму «Медный всадник». Документальное историческое повествование о «народном царе» и поэма о «кумире на бронзовом коне» сошлись не только во времени. Их связь глубже — это разные проекции одного и того же круга размышлений писателя о прошлом и настоящем России. Позднее, в последнем крупном произведении Пушкина — романе «Капитанская дочка» — образ Пугачева был дан в таком же многозначном, символическом ключе, как и образ Петра в «Медном всаднике».
    В произведениях, созданных в Болдино осенью 1833 г., Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть «Пиковая дама» — вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские «сказки». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре «Осень».
    Философская лирика 1834-1836 гг. и роман «Капитанская дочка» раскрывают две важнейшие грани пушкинского творчества последнего периода. Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому — к поэтическому познанию мира и человека.
Ведущий:
И, последнее выступление, с докладом на тему «1836- 1837 – последний период творчества », Сазонова Инна.
Сазонова И.:
Доклад «1836- 1837 – последний период творчества ». Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что он, единственный из всей семьи, сопровождал тело матери к месту погребения в Святые горы. Это был его последний визит в Михайловское. В начале мая по издательским делам и для работы в архивах Пушкин приехал в Москву. Он надеялся на сотрудничество в «Современнике» авторов «Московского наблюдателя». Однако Баратынский, Погодин, Хомяков, Шевырёв не торопились с ответом, прямо не отказывая. К тому же Пушкин рассчитывал, что для журнала будет писать Белинский, находившийся в конфликте с Погодиным. Посетив архивы Коллегии иностранных дел, он убедился, что работа с документами петровской эпохи займёт несколько месяцев. По настоянию жены, ожидавшей со дня на день родов, Пушкин в конце мая возвращается в Петербург.
    Летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания (дача на Каменном острове) «каменноостровским». Точный состав цикла стихотворений неизвестен. Возможно, они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой. Три произведения, несомненно, принадлежащие циклу, связаны евангельской темой.
      Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий век», по которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в своем поэтическом завещании — стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
3.Заключительное слово.
Ведущий:
Спасибо всем докладчикам.
В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным «героем» преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке.
Ведущий:
   10 февраля 1837 г., в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 17 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии. 20 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре. Трагическая смерть великого поэта потрясла всю Россию. Широкое общественное возбуждение, вызванное убийством Пушкина, по свидетельству современника, «объясняли не только гибелью великого поэта, но главным образом тем, что Пушкин был чуть не единственной опорой, единственным представителем народной вольности...».
Ведущий:
    Со дня восстания декабристов на улицах Петербурга не было столько народа. Горе и негодование России выразил своим стихотворением «Смерть Поэта» Лермонтов, немедленно поплатившийся за это ссылкой. «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества, — писал Белинский. — Каждая эпоха произносит о них свое сужде­ние, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».
Ведущий:
 И сегодня людям близки и дороги те страсть и горение, которые ха­рактеризуют творческий труд Пушкина, его неустанное стремле­ние ко все более и более высоким вершинам культуры и просве­щения, его могучая духовная жизнь, его горячий патриотизм. Спасибо за внимание. До свидания![1]


[1] Языковская модельная библиотека им. А. С. Пушкина

Комментариев нет: