Образ Родины в
творчестве Н.М. Языкова:
Цели урока
1. создать условия
для осознания и осмысления новой учебной информации «Образ Родины в творчестве Н.М.
Языкова»;
2. способствовать формированию представления о литературе
родного края;
3. развивать умение
выразительно читать стихотворный текст, выполнять элементы анализа
художественного произведения;
4. способствовать
воспитанию любви к Родине;
5.способствовать
развитию речевых компетенций.
Оборудование: слайды
План урока:
I.
Оргмомент II.
II.
Вступительное слово учителя. Целеполагание
урока.
III.
III.
Осознание и осмысление учебной информации «Образ Родины в творчестве Н.М.
Языкова».
IV.
1. Рассказ учителя. 2. Работа с текстом.
V.
IV.
Первичное закрепление учебного материала. 1. Работа в парах. 2. Заочная
экскурсия. 3. Вывод.
VI.
V. Информация о домашнем задании.
VII.
VI. Рефлексия
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Вступительное слово
учителя.
Небо поэзии похоже на звездне небо. Есть
звезды большие и малые, даже целые созвездия поэтических имен. Среди них особое
место занимает Пушкинская плеяда: А. С. Пушкин Антон Дельвиг, поэт, лицейский
друг Пушкина Денис Давыдов, поэт-партизан, герой войны 1812 г. Петр Вяземский
Николай Языков, поэт, уроженец Симбирской губернии
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе
, Они родня по вдохновенью.
Клянусь Овидиевой тенью:
Языков, близок я тебе.-
признается А.С. Пушкин в
стихотворении «К Языкову», датированном 1824 г. Но Николай Михайлович Языков
близок и нам, людям, живущим в 21 веке. Сегодня на уроке мы познакомимся с
личностью этого удивительного человека, его стихами, совершим небольшое
путешествие в его родные места и попытаемся ответить на вопрос: чем же близок
нам Языков?
III. Тема урока: «Край прелестный - это ты…»
Образ Родины в творчестве Н.М. Языкова
1.
В жизни каждого человека есть места, с которыми
его связывает память сердца. Родная улица, отчий дом, моя малая Родина – они
овеяны особым очарованием… Недалеко от Ульяновска сохранился уголок прекрасной
русской природы – «роскошное село Языково», так писали в прошлом веке. Здесь
прошло детство Н.М. Языкова. Великолепная природа, вид неба, воды и земли – все
это удивительным образом действовало на душу мальчика, открытую для первых
впечатлений. А в пятнадцатилетнем возрасте юный поэт становится полноправным
хозяином этого имения, получив его по завещанию отца как наследник.Благодаря этому,
с. Языково стало одним из славных литературных гнёзд России 19 века. Сюда
приезжали многие известные люди: поэт Д.Давыдов, собиратели русского фольклора
братья Кириевские, поэт-переводчик Дмитрий Ознобишин. А в 1833 г. в гостях у
Языковых побывал сам А.С. Пушкин, который в поисках сведений о восстании Е.
Пугачева совершал путешествие по Среднему Поволжью. Н.М. Языков прожил нелегкую
жизнь, уезжал и вновь возвращался в родной дом. Он стремился сюда всем сердцем.
Из немецкого г. Дерпта, где прошли студенческие годы, он писал: «Мне бы только
добраться до Языкова: уж там-то я застихотворствую…»
Из письма 6 февраля 1829 года.
2.Н.М. Языков очень любил родные места и
понимал, что только здесь он по-настоящему счастлив. - Послушайте отрывок из
стихотворения «Н.А. Языковой». Обратите внимание на чувства, которые наполняют
стихотворение.
Как хороша весна! Как я люблю её
Здесь в стороне моей родимой,
Где льется мирно и незримо
Моё привольное житье,
Где я могу таким покоем наслаждаться,
Какого я не знал нигде и никогда,
И мыслить, и мечтать, и страстно забываться
Перед светильником труда;
Где, озарен его сияньем
величавым,
Поникнув на руку безоблачным
челом,
Я миру чужд и радостям лукавым,
И суетам, господствующим в нем;
И счастлив: не хочу ни в мраморны палаты,
Ни в шум блистательных пиров!
Беседа по содержанию.
- Какие чувства переполняют поэта? (восторг,
счастье) - Какие слова помогают передать это эмоциональное состояние?
(привольное житье, безоблачное чело, озарен сияньем величавым.) Все это
эпитеты, какие они? (выразительные – передают душевное состояние, переживание
поэта) - Почему поэт счастлив? (жизнь льется, могу таким покоем наслаждаться, и
мыслить, и мечтать…) - Как вы поняли, что такое светильник труда? (творчество,
труд, который приносит радость) - И по контрасту с образом родного дома
возникает образ внешнего мира. Как показывает поэт своё отношение к этому миру?
(Я миру чужд…)- Почему? Что отвергает поэт? (радости лукавые – лживые, суету,
которая господствует в мире, богатство, блеск и шум) С какой теплотой,
проникновенностью поэт говорит о своей Родине: …Здесь в стороне моей родимой,
Где льется мирно и незримо Моё привольное житьё… Как верно звучат слова Николая
Гоголя: «Имя Языков пришлось ему недаром: владеет он языком, как араб диким
конем своим, и еще как бы хвастается своей властью»
IV. 1. Работа в парах.
Давайте убедимся в правильности этого
высказывания. Перед вами стихотворение Н.М. Языкова «Элегия». Прочитайте,
поймите, о чем это стихотворение, подготовьте выразительное чтение. «Элегия»
Словарная работа
Бог весть, не втуне ли скитался
Элегия – жалобное, грустное,
В чужих странах я много лет!
унылое стихотворение. Мой черный
день не разгулялся, Мне утешенья нет как нет. Втуне (устар.) - бесплодно,
Печальный, трепетный и томный напрасно. Назад, в отеческий мой дом, Спешу, как
птица в куст укромный Спешит, забитая дождем. 1841 год Швальбах - Почему именно
такое название? - О чем это стихотворение? (о человеке – скитальце, который
спешит домой) - Какие эпитеты подбирает поэт для того, чтобы передать свое
состояние? Поясните их (печальный – грустный, он скитался, но утешения не
нашел; трепетный – чувствует волнение, ожидает встречи; томный – тоскует, в
нетерпении, ждет скорой встречи с отеческим домом) - Обратите внимание на образ
птицы (это развернутое сравнение: птица, забитая дождем, - изгнанник; укромный
куст – родной дом) Это стихотворение написано в 1841 году за границей, куда он
отправился на лечение. Там поэт прожил около пяти лет, сильно тоскуя по родине.
Когда в чужбине я свою
Неугомонную тоску перетоскую
И чашу горькую допью,
В Симбирск я возвращусь,
в моё уединенье,
В покой родимого гнезда,
На благодатное, привольное сиденье
Но ни в Симбирск, ни в Языково
поэт больше не вернулся. Последние три года жизни он провел в Москве, где и
нашел свое последнее пристанище.
2.
Мог ли предположить Языков, что время не пощадит
родимый кров. После революции в доме Языкова разместился детский дом. В 1919
года музей Пушкинский дом просил художника Аркадия Пластова зарисовать комнату
Пушкина. Но когда художник пришел, то увидел, что зарисовывать нечего. В пустых
комнатах сушилось зерно, а в «пушкинской» комнате все было расхищено. А в 1922
году случился пожар, и усадьба сгорела. В восточной части парка сохранились
лишь руины церкви. В конце 90-х годов было принято решение о восстановлении
усадьбы Языкова на сохранившемся фундаменте дома. Но, к сожалению, дом Языкова
и церковь до сих пор не восстановлены. Лишь память сердца хранит милые картины
родной земли, наполняя душу особыми переживаниями:
И вас зову сюда – под мой наследный кров,
Уединением богатый,
В простор и тишь, на злачны скаты
Моих березовых садов,
И к речке, шепчущей под сумраком ракит
, И к зыбким
берегам, где аист красноногой
Беспечно
бродит цел и сыт…
Давайте и мы
совершим небольшое путешествие в Языково. Спустя много лет мир Языковской
усадьбы не потерял своего очарования. До наших дней сохранился старинный парк,
по аллеям которого гуляли Пушкин и Языков. Около верхнего пруда растет большая
ель, называемая в народе «пушкинская». Её раздвоенная вершина символизирует
дружбу двух русских поэтов
V. Домашнее задание предлагается на выбор 1.
Выучить наизусть стихотворение Языкова «Элегия» 2. Ответить письменно на вопрос
«Каким я представляю себе поэта Н.М. Языкова
» VI. Итоги
урока - Чем близок нам Н.М. Языков - Что узнали на уроке? О чем задумались?
Комментариев нет:
Отправить комментарий