Сценарий
«Образ святой русской женщины»
Форма
мероприятия: библиотечный урок
Дата
и время проведения:
Место
проведения: Языковская модельная библиотека
Участники:
Цели:
1.помочь учащимся задуматься над такими нравственными
понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
2. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как
праведницы земли русской;
3. формирование нравственных ориентиров учащихся;
4. приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
5. развитие умения учащихся работать с текстом
художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную
информацию, делать выводы.
1.Вступительное слово.
...Есть
она тот самый праведник,
Без
которого... не стоит село.
Ни город.
Ни вся
земля наша.
А.И. Солженицын.
Ведущий:
Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы будем говорить о
рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» и анализировать образ главной
героини, попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле
человеческой жизни. Мы надеемся, что эта тема будет вам очень интересна и
каждый из вас проявит свои способности.
Ведущий:
Что отличает
человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу.
Сколько слов связано в русском языке со словом душа!
Душа болит, радуется, В чем только душа держится, Вложить душу, Души не
чаять, Душа нараспашку Жить душа в душу.
Человек
приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа
открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти,
жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не
потерять себя? Лишь немногим удается сохранить свой свет, свою душу до конца
чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына – «Матрёнин
двор».
2. Основная часть.
Ведущий:
Этот рассказ был напечатан В 1963 году, через несколько
месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича», в №1 «Нового мира».
Рассказ
полностью автобиографичен и достоверен. Прототип
главной героини — владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова. Жизнь её и смерть
воспроизведены в рассказе как были в жизни. Истинное название деревни -
Мильцево, Курловского района, Владимирской области.
Рассказ “Матренин двор” имел
исходное название “Не стоит село без праведника”. Такое нейтральное название
предложил А. Твардовский ради публикации.
Ведущий:
Ведущий:
Солженицын изображает героиню, живущую в нищете,
потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами
и горем. Матрена противопоставлена корыстным и недоброжелательным
односельчанам, считающим ее «дурочкой». Вопреки всему Матрена
не озлобилась, осталась
сострадательной, открытой и бескорыстной.
Ведущий:
Ведущий:
Она — воплощение лучших черт русской крестьянки,
ее лицо подобно лику святой на иконе, жизнь — почти житие.
Дом — сквозной символ рассказа — соотнесен с ковчегом
библейского праведника Ноя, в котором его семья спасается от потопа
вместе с парами всех земных животных. В доме Матрены с животными
из Ноева ковчега ассоциируются коза и кошка.
Ведущий:
Матренина покорность идет от сердца. Она не прислуживает, но служит другим. Она — праведница, которая всегда готова поделиться последним. Односельчане не ведают об ее утаенной святости, считают Матрену просто неумной. Но именно она хранит высшие черты русской духовности.
Ведущий:
Матренина покорность идет от сердца. Она не прислуживает, но служит другим. Она — праведница, которая всегда готова поделиться последним. Односельчане не ведают об ее утаенной святости, считают Матрену просто неумной. Но именно она хранит высшие черты русской духовности.
Ведущий:
Но и душевно праведная Матрена все же
не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь,
в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском
тексте — плакат на стене и вечно не умолкающее радио
в доме Матрены).
Ведущий:
Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фадей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фадей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
Ведущий:
Автор
признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не
преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла
перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И
рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную
слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Он
преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно
безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом
Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
Ведущий:
Выразительное чтение финала рассказа
-
Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
-
В чем смысл слова “праведник”?
Праведник - это человек с чистой совестью и
душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)
Праведник - праведно живущий; во всем по
закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского
языка”).
Праведник
У
верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
Человек,
ни в чем не погрешающий против нравственности.
Ведущий:
В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру
праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим:
“Есть
такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх
этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не
утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких,
их не десятеро и не сто на Россию, - это - праведники, мы их видели, удивлялись
(“ чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они
располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.
Ведущий:
Солженицын
помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.
-
Попробуйте, ребята, нарисовать словесный портрет Матрены.
Ведущий:
Много
раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но
ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена
принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел
я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.
Фотография
эта сохранилась. Глядя на нее, испытываешь какое-то тревожное чувство
узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется, до последней
черточки. Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно
неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительно
естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом,
идущим откуда-то из глубины, из души.
Ведущий:
“У
тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”.
Лучше
Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в
нем Совесть.
Матрена,
единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом,
честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная,
умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив
свой “двор”.
-В
чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
Матренин
двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра,
милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.
Ведущий:
Рушится
ли мир с гибелью Матрены?
Кто
сможет защитить “Матренин двор”?
Ведущий:
Как
вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?
Возможно
ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать
праведниками?
Ведущий:
Ныне,
когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров,
сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди,
покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. Трудно согласиться с
утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно
выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Это
прежде всего, потому, что никакие самые страшные потрясения не могут за столь
короткий исторический срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать,
извратить - да, но не уничтожить.
Ведущий:
Да
к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе
странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой,
ни идеологией?
Ведущий:
стихотворение Булата Окуджавы
В нашей жизни, прекрасной и
странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.
Ведущий:
Действительно,
добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.
Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни
вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности,
потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра. Доброта творится человеком в человеке
и человеком в самом себе.
И
знаете, к какой мысли мы пришли? Вернее, увидели эту мысль на своем опыте, на
судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид
энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается...
Каждый
добрый поступок, слово, желание бессмертны...
Прожить
жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно.
Матрена
Васильевна прожила свою жизнь, как сказал Н.Рубцов «до конца,
до
тихого креста..» и душа у нее осталась чиста.
3.
Заключение
Ведущий:
Ведущий:
Сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин
двор».
У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней
жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только
согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным
сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий
голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в
душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое
изменится и в обществе, и в душе каждого человека.[1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий