Программа
"Старинный парк"
Экологическое краеведение.
«Все великое начинается с малого»
«Краеведение учит людей любить не
только свои родные места,
но и знать о них, приучает их
интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать
свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С.
Лихачёв
Содержание
программы:
1.Актуальность темы -------------------------------------------------3-4
2.Цель и задачи программы---------------------------------------
5 - 6
3.Социальная значимость
программы------------------------------7
4.Сроки реализации
программы-------------------------------------7
5. Участники программы-----------------------------------------------7
6. Принципы работы
----------------------------------------------------8
7. Основные направления работы
-----------------------------------8
8. Формы, методы и средства
организации экологического
воспитания и
образования----------------------------------------------9
9.Этапы реализации
программы--------------------------------------10
10.План реализации программы
-------------------------------------11
11. Условия реализации программы
------------------------------12-15
12.Ожидаемые
результаты----------------------------------------------15
13. Оценка результативности
программы-------------------------16-17
14. Список используемой литературы
---------------------------18 -19
1. Актуальность
темы.
Создание программы по
экологическому воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый
посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом. Экологическое образование и
воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой
жизнью: для того, чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем,
нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в
соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных
задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на
экологию, чтоб не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных
для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными
экологическими знаниями и новым типом экологического мышления. И в этом важная
роль отводится общеобразовательным школам, библиотекам, экологическим центрам, которые вооружая детей современными знаниями
и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Центральное место в
воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры,
которая складывается из ответственного отношения:
– к
природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
История человечества неразрывно связана
с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия
ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если мы, люди, в
ближайшем будущем не научимся бережно относиться к природе, мы погубим себя. А
для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с младшего возраста, так как в это время
приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его
надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде
чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо приобщиться к природе,
к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих
начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт
приспособляемости к природе и к человеческой общности.
Экология - это не академическая наука, это занятие для
немногих заинтересованных. Это сумма знаний о нашем общем доме, необходимых
каждому, руководство на каждый день, способ выживания. Можно прожить без многих
достижений научно-технического прогресса. Без природы, без чистого воздуха,
неотправленной воды и пищи прожить нельзя. Сохранить же планету пригодной для
жизни людей удастся только в том случае, если каждый из живущих на ней поймет
простую истину: "Отношение к природе не измеряется сразу глобальными
масштабами - к лесу, воде, земле. В этом отношении всегда присутствует
промежуточная ступень - мое отношение к одному-единственному дереву, к литру
чистой воды, к горстке плодородной земли: Охраняя что-то одно, мы способствуем
сохранению природы в целом". Давно уже не секрет, что многие экологические
проблемы являются следствием невежества, еще сохранившейся в сознании
уверенности, что человек - хозяин природы.
Именно поэтому образование и воспитание
в области экологии является
сейчас составной частью образовательной
системы в целом.
Мы попытались составить программу
с учётом обеспечения равных возможностей всем обучающимся, в том числе: детям-инвалидам и детям с
ограниченными возможностями здоровья. Работа в рамках данной программы
направлена на самореализацию и социализацию участников образовательного
процесса через включение в социально-значимые события и различные виды социальной,
творческой деятельности.
2.
Цели и задачи программы.
В новом тысячелетии возросло внимание общества к
гуманитарным проблемам, к заботам о сохранении и развитии духовно-нравственных
традиций отечественной культуры, в том числе к формированию экологической
культуры детей, и экологическое
сознание становится основой мировоззрения человека в ХХI веке. Задача
экологического просвещения - превратить человека из "непослушного дитяти
Природы" в созидающую силу биосферы.
И нам кажется,
что приоритетным направлением в этом
является экологическое
краеведение.
Программа
определяет мероприятия, которые познакомят
ребят с окружающим миром и с научно-популярными книгами, дающих сведения
о различных явлениях, помогут развить интерес к познавательной литературе
одновременно с расширением знаний об окружающем мире. Мы постараемся поднять интеллектуальный и общекультурный уровень ребят, вместе
с ними шагая в природу вещей и явлений.
Постараемся развить творческую и
познавательную активность, опираясь на их творческие возможности
как читателей; это сотворчество с
ребенком в открытии книги.
Цели:
- формирование и развитие экологически сообразного
поведения у младших школьников.
– активизировать чтение детей в группе и
дать навыки работы с научно-популярным
текстом.
- Отработать
механизм взаимодействия между библиотекой и учебным заведением с целью
систематического экологического образования и просвещения населения.
- изучение и
распространение информации о старинном
Языковском парке, привлечение внимания общественности к нему как историческому и культурному
наследию, к проблемам парка.
Задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об
окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике
полученные знания;
формировать представления о
краеведческой работе.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические
чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической
разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень
подростков;
развивать коммуникативные способности
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с
коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем
досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного
отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности,
дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с
природой;
способствовать формированию
экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья
ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на
свежем воздухе;
3. Социальная
значимость
Программы.
С помощью просвещения и образования человек учится
воспринимать себя как частицу природы, в нем воспитывается осознание главной
роли людей в спасении окружающей среды от загрязнения, дабы предотвратить
экологическую катастрофу. Именно так, на наш взгляд, зарождается активная
гражданская позиция.
Знакомя учеников с экологическими проблемами, говоря о
красоте и богатстве природы, библиотекари почти всегда используют произведения
художественной литературы и искусства, воздействующие на чувства человека,
воспитывающие его душу. "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами
не увидишь", - говорил Лис из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
4.Сроки
реализации программы.
Данная программа рассчитана на 4
года реализации и будет проведена в
период с января 2016 года по
август 2019 года.
5.Участники
программы.
Участниками
программы являются:
Á
Языковская
модельная библиотека
Á
педагог
начальных классов ЯСОШ Чернова Н.В. учащиеся
Á
родительская
общественность
Á
«
Усадьба музей Языковых»
экологический центр города Ульяновска.
6.
Принципы
организации экологического
воспитания и образования.
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной
частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической
культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого
подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе
непрерывности.
В основе формирования бережного
отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия
окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по
отношению к учебно –
воспитательному процессу (свобода
выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности
школы)
Процесс формирования экологической
культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и
междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и
воспитания.
7.
Направление и виды деятельности.
-
Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов,
экскурсионных маршрутов;
участие в форумах, олимпиадах,
экологические мониторинги.
-
Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов,
рисунков, сказок, театрализованные
представления, изготовление поделок из
природных материалов и бытовых
отходов; фотовыставки.
-
Просветительское:
проведение экскурсий по городу и родному
краю, изготовление эколистовок,
плакатов, газет; агитвыступления;
-
Природоохранное:
посадка деревьев, кустарников; создание
и уход за цветочными клумбами,
санитарная чистка улиц, парка;
изготовление скворечников и кормушек
(охрана птиц), паспортизация родников.
-
Туристско-оздоровительные:
турпоходы, экспедиции, слеты; Дни
здоровья.
8.формы,
методы и средства организации
экологического
воспитания и образования.
Всем известно изречение: "Мира не узнаешь, не
зная края своего".
К этому можно добавить, что полюбить природу
невозможно, не полюбив родной край. Такое "экологическое краеведение"
предлагает наша библиотека для читателей. Со школьниками младшего и среднего
возраста широко используются игровые формы.
Совместно с учителем начальных классов ЯСОШ Черновой Н.В. сотрудники
библиотеки разработали программу "Старинный парк", цель которой -
сформировать у учащихся навыки экологической культуры, руководствуясь идеей о
целостности окружающего мира.
Программа ознакомления с окружающим миром в первом
классе построена по принципу "разбудить
удивление". Наталья Владимировна выводит малышей в парк и учит их видеть, слышать, ощущать,
запоминать, на что похожи облака в небе, какие листья и кора у деревьев, как
поют птицы, почему дует ветер, греет солнце: В течение года малыши приходят в
библиотеку, где участвуют в различных играх по экологии, проводимых библиотекарями
Языковской модельной библиотеки.
Во втором-третьем классах помимо игр программа по
экологии уже включает специальные лекции, подготовленные Натальей Владимировной
совместно с библиотекарями. В работе используется материал по краеведческой
литературе, народный календарь. В
завершении программы ребята четвертого класса будут защищать проекты на тему «
Языковский парк через 100 лет»
Главная идея всех инициатив, которые выдвигают библиотекари,
заключается в том, чтобы любой конкурс, развлекательная программа, утренник
были напрямую связаны с книгой, "понуждали" читателей обратиться к
печатному слову. Так, например, книжная выставка любимых сказок маленьких
читателей, это ещё и разговор о цветах.
Мир цветов таинственен и чудесен, и потому с
древнейших времен у разных народов существовали праздники в честь цветов, в
древней Греции устраивали праздники в честь гиацинтов и азалий, в Англии - в
честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции - в честь розы и
фиалки, в Голландии - в честь тюльпанов. Праздник роз в Болгарии отмечается и в
наши дни.
Недаром великий сказочник Х.К. Андерсен сказал:
"Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок". На страницах
его сказок - розы, фиалки, тюльпаны, кувшинки, лилии.
А есть ли цветы в произведениях других писателей? Да,
конечно, есть. Вспомним их и поговорим о них у нашей книжной выставки. И таких
примеров много.
9.
Этапы реализации программы.
I.
Подготовительный: октябрь
- декабрь 2015
Разработка программы.
Составление плана работы.
II. Основной (2016 - 2019
гг.)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III.
Аналитический (2018
- 2019г учебный год)
• Анализ и обобщение результатов.
Мероприятия по реализации программы.
Принятие новых членов в детское экологическое
объединение (январь); Исследовательская деятельность учащихся, направляемая
педагогом, библиотекарем, экологическим центром, согласно планам работы.
Реализация исследовательских проектов, участие в конкурсах и конференциях (в
течение всего периода программы);
Организация и проведение разнообразных экологических
праздников и мероприятий:
празднование экологических дат;
конкурсные программы, КВНы, викторины;
встречи и беседы с интересными людьми;
проведение акций: «Приведи в порядок планету»,
«Красота своими руками», «Живи, родник», «Посади свое дерево и сохрани его»;
выпуск плакатов, листовок, стенгазет.
Участие в экологических конкурсах, конференциях и
олимпиадах разных уровней.
Практическая реализация экологической работы:
экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите
птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые реки»), походы и экскурсии юных экологов,
практическая помощь окружающей природе (в течение года).
Здоровье сберегающая составляющая экологического
воспитания:
Дни здоровья «В здоровом теле…» (1 раз в четверть);
развитие у детей навыков здоровье сбережения, правильного
отношения к экологии собственного тела
Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»:
реализация программы по благоустройству пришкольной
территории (в течение года);
озеленение школы и учебных кабинетов (сентябрь, май);
создание в школе, вокруг нее, в родном селе
благоприятной экологической обстановки.
Уход за обелисками и памятниками села.
Установление и укрепление связей с другими
экологическими организациями.
Подбор материалов и оформление экологического раздела
в соцсетях (твиттер, одноклассники, в контактах).
10.Особенности программы.
У младших школьников необходимо
сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения
об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности
каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование
понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также
обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с
учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание
проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические
эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения
детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Программа мероприятий на 2016 год.
«Все
великое начинается с малого»
№
п./п.
|
Название
мероприятий
|
Форма проведения.
|
Дата
проведения.
|
1
|
««Хлебные крошки»»
|
Акция
Постройка оригинальных
кормушек и кормление птиц
|
Январь -
март
|
2
|
«Птицы нашего парка»
|
Книжка - малышка
|
февраль
|
3
|
«О чем шепчет
ручеек»
(к всемирному
дню воды история возникновения прудов р.п. Языково)
|
Познавательно – игровая программа
|
март
|
4
|
«Соседи по
Планете»
|
Литературный зоопарк
|
апрель
|
5
|
«Все мы
Солнышкины дети»
|
Познавательный час
|
май
|
5
|
«Наши следы в природе»
|
Экологический урок
|
июнь
|
6
|
« «По лесной тропе родного края»
|
Экскурсия в Языковский парк
|
июль
|
7
|
« этот удивительный и хрупкий мир»
|
Экскурсия в дендропарк города
Ульяновск
|
сентябрь
|
8
|
«О «О созданиях удивительных
и прекрасных»
|
Час интересных сообщений
|
октябрь
|
9
|
«Лесное диво»
|
Конкурс на лучшую поделку из
природного материала
|
ноябрь
|
10
|
«Природа Родины - моей»
|
Фотовыставка детских работ
|
декабрь
|
Просветительная работа:
- выставки "Природа и фантазия";
- Конкурсы экологического рисунка и плаката;
- Стихи и сочинения о природ;
- Выставка "Зимний букет";
-
Участие в районных мероприятиях по экологии.
Практические работы:
- Заготовка кормов для птиц. Зимняя
подкормка для животных;
- "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц;
- "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц;
- Операция "Первоцвет".
Программа мероприятий на 2017 год
«Все
великое начинается с малого»
№
п./п.
|
Название
мероприятий
|
Форма проведения.
|
Дата
проведения.
|
1
|
«Уход за
комнатными растениями»,
|
Проект.
|
Январь -
март
|
2
|
«По заповедным
уголкам мира»
|
Заочное путешествие
|
февраль
|
3
|
"Музей
природы" на столе.
|
Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн
природы
|
март
|
4
|
«Природа
и искусство»
|
Урок прекрасного
|
апрель
|
5
|
«
Жалеть надо уметь».
|
Экологическая беседа
|
май
|
5
|
«Угадай по
описанию»,
|
Игра - викторина
|
июнь
|
6
|
«Рисуем впечатления»
|
Конкурс плакатов
|
июль
|
7
|
"Охраняемые
растения Ульяновской области».
|
Турнир-викторина
|
сентябрь
|
8
|
«Вторая жизнь
отходов»
|
Аукцион идей
|
октябрь
|
9
|
"Путешествие на машине Времени в прошлое,
настоящее и будущее Земли",
|
Познавательная программа
|
ноябрь
|
10
|
«Диалоги с неживой
природой»,
|
Экологический урок
|
декабрь
|
11.Условия
реализации программы.
Образовательно - досуговое пространство в
школе (кабинеты,
рекреации, библиотека), в рамках
которого каждый ребенок может
реализовать свой потенциал;
Высокий уровень профессиональной подготовки
педагогов, ведущих
работу по реализации подпрограммы;
Активное использование интерактивных
методик и технологий для
реализации подпрограммы.
14.Нормативно-правовая
основа программы:
* экологический кодекс Ульяновской области.
*
Закон Ульяновской области от 15.07.1997 N 019-ЗО
(ред. от 11.12.2006) "Об ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ в УЛЬЯНОВСКОЙ
области" (принят ЗС области 10.07.1997)
15.Оценка
результативности программы.
Показателями результативности программы могут
служить:
Количество и качество детских
творческих, проектных и
исследовательских работ
Участие школьников в экологических
олимпиадах и конкурсах
Динамика участия школьников в
экологических олимпиадах и
конкурсах
Практическая включенность детей в экологическую
деятельность
Школы
16.Ожидаемые результаты реализации
программы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником
социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях
межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
усвоение представлений о самопрезентации в различных
ситуациях взаимодействия;
социальные знания о способах познания, об исследовательском
поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации,
об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к
другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия):
опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной,
поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода
от одного вида общения к другому;
опыт индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе;
опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами
в открытой общественной среде;
опыт самоорганизации.
Ожидаемые конечные результаты
Воспитание чувства ответственности за
судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом,
свою Землю.
Осознание учащимися важной роли экологии
в решении глобальных проблем современности.
Повышение общей экологической культуры
учащихся, учителей и родителей
Улучшение экологической ситуации вокруг
школы и в поселке.
Превращение школы в сельский центр
экологического просвещения и воспитания.
Список используемой
литературы.
Аксенова М. Ю. Родной край. (Природа Ульяновской области):/ М.Ю. Аксенова,
Е.В. Храмова,- Ульяновск: УИПК ПРО, 2008.
Альманах "Памятники Отечества" № 42 (7-8/1998.)
Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая
половина XYII-начало XX вв.).- Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области.
Ульяновск, «Симбирская книга», 1994.
Венец. Историко-краеведческий
альманах.1. Ульяновск: Ульяновское отделение Всероссийского фонда культуры,
1991.
Волошин С.П. Поволжская книга: исторический очерк (книгоиздательство в
Поволжье).- Саратов: Приволжское кн. изд-во,1990.
Духовно-нравственное воспитание и экологическое образование: методические
рекомендации. /Ред. Ахмедов М.А. //- Ульяновск: УИПК ПРО, 2008.
Ефимов Ю.Д. Очерки истории суконной промышленности Симбирской губернии
конца XIX - начала XX века.– Ульяновск: "Стрежень", 1993.
Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред.
Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с.
Милонов Н.П. и др. Историческое краеведение. (Основные источники изучения
истории родного края):Пособие для студентов педвузов.- М.: Просвещение, 1969.-
319 с.
Милонов Н. Литературное краеведение. М., 1986.
Особо охраняемые территории Ульяновской области. /Под ред. В.В. Благовещенского.-
Ульяновск: «Дом печати», 1997.
Природные условия Ульяновской области.- Казань: Изд. Казанского университета,
1978
Роль краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения:
материалы 2 межрегиональной научно-практической конференции /под ред. Т.Б.
Табардановой.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга",
2000.- том 1.- 397 с.; том 2. -
Словарь географических названий Ульяновской области /под ред. Н.В. Лобина.
Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004.
Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2
частях/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова.- Ульяновск, УИПК ПРО, 2007.
Ульяновская область (карты).- Омск: Омская картографическая фабрика, 2003.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М.:
Педагогика, 1981.
Комментариев нет:
Отправить комментарий