среда, 9 марта 2016 г.

Сценарий:
«Чудо, имя которому— КНИГА»

Форма мероприятия: беседа-презентация
Дата и время проведения: 9 марта 2016 года
Место проведения: Языковская модельная библиотека (читальный зал)
Участники мероприятия: учащиеся ЯСОШ

Цели и задачи:
1. Воспитание любви к книге и привитие интереса к чтению;
2. Воспитывать   любовь  к  художественному  слову;
3. Учить  воспринимать  книгу,  как  источник  знаний.


1.Вступительное слово.
Ведущий:
      Сегодня книги окружают нас повсюду. Они входят в нашу жизнь с детских лет и становятся затем постоянными спутниками. Они с нами в часы досуга, они наши помощники в труде и учёбе. Трудно себе представить время, когда книга была величайшей редкостью: чтобы с ней встречаться, найти её, смельчаки отправлялись в рискованные путешествия. Мы сегодня отправимся в путешествие по страницам истории книги.
Кто на вопросы мне ответит? 
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете: 
Книга - лучший спутник мой и друг.





Ведущий:
      Что такое книга? В словарях она определяется как произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким- нибудь текстом. Но книга в таком виде возникла не сразу. У неё было немало прообразов в древности. Самый первый из них – «человек - книга». В очень далёкие времена, когда люди не умели писать и читать, свои законы, верования, предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителя именовали аэдом. Его часто приглашали на пир. Когда пир заканчивался, его участники требовали песен, легенд, сказаний. Аэд брал лиру и, перебирая струны, начинал петь о мудром царе Одиссее и храбром воине Ахилле. Сказание о войне греков с троянцами вначале жили в памяти народа. И лишь спустя века они были записаны. 
Ведущий:
      До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них - узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая верёвка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. К толстой верёвке шнурки привязывались особым способом в зависимости от содержания информации. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее было событие, о котором шла речь. Чтобы прочитать письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, способ завязки узла.

Ведущий:
       На смену узелковому письму, которое было трудно читать (ему обучались годами), пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, копья, направленные на дичь. Рисунок, высеченный на могильной плите, рассказывал историю человека, погребенного под ней. Зачастую таким рисунком человек украшал своё тело. Татуировка имела своё значение - узоры говорили о числе походов, побед, о силе и доблести человека. Позже на каменных плитах стали появляться надписи- иероглифы, наиболее древние изобразительно- образные знаки египетского письма, применявшиеся в конце 4 тысячелетия до нашей эры. Длинными строчками, как буква в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, ястребы, гуси, львы с птичьими головами, цветок лотоса, люди. Вперемешку с этими изображениями - причудливые значки: дужки, чёрточки, крючочки, петли.  
Ведущий:
       Позже стали пользоваться  Глиняными табличками (туппу́м, мн. ч. – туппу́мы) – это одна из первых материальных основ для книги. Шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки (клинопись). Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определённом порядке в деревянный ящик – получалась глиняная клинописная книга. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей – своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги – клинописные перечни хранящихся книг. Первые библиотеки были хранилищами книг - плиток. Одна такая книга весила около 100 кг.
Ведущий:
     Изобретение славянской азбуки связано с буквенной системой, которую мы называем кириллицей, возникшей на базе греческого алфавита. Создателями кириллицы являются братья - просветители Кирилл и Мефодий. С течением времени к ней добавлялись те знаки славянского языка, которым не было соответствия в звуках греческого языка. Прошло около тысячи лет, прежде чем кириллица превратилась в тот алфавит, которым мы пользуемся сегодня. Потом придумали  «Книги - ленты». Придумали такие книги египтяне. Они выглядели в виде длинной - предлинной ленты. Строчки писались не во всю длину ленты, а несколько десятков или даже сотен столбцов. Делалась эта диковинная книга из бумаги папирус, изготавливаемый по особой технологии из тростника-папируса. Почему же эта книга у египтян выглядела в виде ленты?  Потому что папирус  был хрупок, папирус – бумага при сгибании лопалась, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно, папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались,      завязывались,      укладывались  в специальные футляры – капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги. Книгу тех времен нельзя было сунуть в карман. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и несли его за спиной.
Ведущий:
        Заметное развитие в 3 веке до нашей эры в Китае получили новые книги – «шёлковые». Их скорее можно назвать шелковыми свитками, так как они представляли собой прямоугольный, длинный, и не очень широкий кусок шёлка, который одной стороной крепился к деревянному стержню.   «Книга из воска». Восковые книжечки изобретены были ещё во времена древних римлян. Выглядела восковая книга так: несколько табличек-дощечек, аккуратно выструганных в середине. Скреплялись шкурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском -желтым или окрашенным в черный цвет. Первая и последняя дощечка не покрывались воском. Писали на такой книге стальной палочкой, имевшей название стило. С одного конца она бала острой, а с другого – закругленной. Острием писали по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Таблички могли служить очень долго. Можно было бесконечно стирать написанное, затем писать снова. У каждого школьника в то далекое время была подвешена к поясу такая табличка.
Ведущий:
      «Книга из кожи». Но вот у папируса и воска появился соперник- пергамент, и свитки из папирусной бумаги и восковые дощечки стали вытесняться книгами из кожи. Материал для письма стали изготавливать из овечьей и козьей шкуры. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными треугольниками, драгоценными камнями; книга закрывалась на застежки и замки, которые запирались. В библиотеках такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы никто не мог их украсть.
Ведущий:
       «Берестяная книга». По свидетельству ученых, берестяные книги на Руси возникли в 11 веке и использовались для письма вплоть до 15 века. Они являются уникальными памятниками древнерусского письма и свидетельствуют об определенном уровне грамотности и культуры. Берестяные книги берут свое начало от берестяных грамот. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стрежнем. Для изготовления берестяных книг брали бересту, кипятили её, соскабливали с внутренней стороны смолу, а затем обрезали по краям, придавая нужную, как правило, прямоугольную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.
Ведущий:
       В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Обычно такие бамбуковые «книги» достигали в длину 50-70 сантиметров, а в ширину были около 10-15 сантиметров. Текст на них наносился сверху вниз, справа налево.
Ведущий:
      «Книга из бумаги». Бумажные фабрики или, как их тогда называли, «бумажные мельницы» появились во Франции, в Германии, в Италии в 13 веке. На Русь завезли бумагу итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. Со временем бумажные мельницы появились в селе Канино, в 30 верстах от Москвы. В крупных европейских городах стали возникать школы и университеты. Потребность в книгах увеличилась. Первые книги переписывались в ручную и назывались манускриптами.  В Европе книгопечатание стало распространяться в середине 15 века, когда Иоганн Гутенберг в середине 15 века в г.Майнус в Германии напечатал так называемую 42-строчную Библию - первое полнообъёмное печатное издание в Европе.
Ведущий:
       Первопечатником в нашей стране стал Иван Фёдоров, который в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу «Апостол». Первые печатные книги называют «инкунабулами», то есть «книгами во младенчестве».   Пройдет время, и стальные великаны, а не типографические станки будут умножать число книг с невиданной силой, книга изменится внешне, она будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями, наконец настанет такой  какой мы её знаем её сегодня. Книга- великолепное чудо, способное передавать опыт и знании человечества через века. Книги- наши спутники в жизни , наставники , друзья, мудрые советчики! Они подобны светочу, который никогда не должен погаснуть!
Ведущий:
    Кто мне скажет чего боится книга? Дождя и снега  С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно. Ведь эти книги будут читать и другие  дети. Книга не должна мокнуть – от этого она портится. У вымокшей под дождём или снегом книги коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплёт. Её неприятно брать в руки.
2. Грязных рук. Грязные руки оставляют на страницах книги пятна, делают её неопрятной. Особенно трудно отметить жировые пятна. А они появляются, если ты кладешь книгу рядом с тарелкой. Не читай во время еды.
3. Рассыпаться на отдельные листочки.  Прежде чем начать читать книгу, оберни её бумагой, плёнкой или надень специальную обложку. Не бросай раскрытую книгу вверх переплётом, не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой.
4. Если ты хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетрадке.
Не разбрасывай книги - они могут попасть в беду.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
      Ребята, а вы знаете, что книжки болеют. Да-да, не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут они ждут от нас помощи. Мы с вами, ребята, подклеиваем книжку, расправляем её странички, делаем новый корешок.
В нашей библиотеке  открылся  кружок «Умелые ручки», приглашаем вас принять участие в судьбе книг, которым нужна ваша помощь.
Ведущий:
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека . Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения. Научитесь беречь книги, помните это чей-то труд, а чей-то друг.[1]                                         



                               



[1] Языковская модельная библиотека

Комментариев нет: