Сценарий« Из чего состоит книга»
Форма
мероприятия: беседа
Дата
и время проведения: 10 мая 2016 года, 10ч.00
Место
проведения: Языковская модельная библиотека
Участники:
1 «Б» класс ЯСШ
Цель:
- познакомить детей с книгой и ее
структурой;
- дать первые
навыки самостоятельной работы с книгой и закрепить полученную информацию.
1.Вступительное слово.
Ведущий:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает снами
Терпеливым языком. (Книга)
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает снами
Терпеливым языком. (Книга)
Правильно!
Книгу, всем понятную, умную, занятную, мальчики и девочки – все читать хотят.
Что такое книга? Если бы вы не умели читать, вы бы сказали -
пачка бумаги, только в картонках. Но вы открываете книгу. Глаза бегут по
строчкам, и начинается чудо. Вместе с героями книги вы
отправляетесь на далекие планеты, опускаетесь на дно морское,
оказываетесь в другом времени. Так что книга - это великий волшебник. Вы
закрываете книгу, сдаете ее в библиотеку. Книги с вами нет. Но мысли,
которые были в книге, остались с вами. Вы что-то узнали, чему-то научились. Вам
хочется стать такими, какими были герои книги. Вы становитесь умнее, добрее,
опытнее, грамотнее. А помогла вам книга. Недаром книгу зовут добрым советчиком,
спутником, другом.
Ведущий:
Книга
входит в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождает нас всю
жизнь, и мы привыкли к ней. Огромный мир, заманчивый и разнообразный,
врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
И поэтому, наше очередное занятие посвящено самой большой ценности,
которая есть в библиотеке, – КНИГЕ.
Мы с вами отправляемся в необычное
путешествие, которое поможет познакомиться со структурой книги, её основными
элементами.
2.Основная
часть.
Ведущий:
На первый взгляд, все книги похожи: у
них есть обложка, листы, корешок... А как вы думаете, чем тогда они отличаются
друг от друга? (Ответы детей)
–
У них разные авторы, названия...
–
Есть книжки с рисунками, а есть – без...
–
А еще книги отличаются своим внешним видом!
Ведущий:
Вы совершенно правы! Недаром русская
пословица гласит: «Встречают по одежке...». Только у книги вместо одежки
– ОБЛОЖКА. Именно с нее начинается первое знакомство с книгой.
Итак, обложка – это покрытие книги,
которое скрепляет листы и защищает их от повреждения. У тоненьких книг обложку
обычно делают из той же бумаги, что и странички, только немного плотнее. У
толстых книг, как правило, обложки очень плотные, не гнутся, а иногда сверху
обклеены прочной бумагой или тканью. Такие обложки называют ПЕРЕПЛЁТОМ.
Переплёт всегда твердый, крепкий, а обложка – мягкая. На них вы можете найти фамилию
автора, название книги, иногда – издательство и год издания.
Ведущий:
В современных книгах часто
используют СУПЕРОБЛОЖКУ – съемную обложку из плотной бумаги.
Она защищает переплёт от загрязнения и выступает как элемент книжного
оформления. На ней могут быть указаны фамилия автора, заглавие, название
издательства и т. д.
Ведущий:
Интересно,
а дальше что?
Самое
время обратиться к «анатомии» книги: мы узнаем, из каких элементов она состоит.
АНАТОМИЯ КНИЖКИ
Каждому
известно, что книжка состоит из СТРАНИЦ, но не все, наверное,
обращали внимание на то, что эти страницы объединяются в тетради, которые
образуют КНИЖНЫЙ БЛОК.
Ведущий:
А
как получается, что листочки не выпадают из книги?
Тетради книжного блока скреплены между
собой в КОРЕШКЕ, на котором, как правило, написано, как называется
книга и кто её автор.
Сверху и снизу корешок блока
украшается КАПТАЛОМ – тесьмой с утолщенным цветным краем,
которая наклеивается на концы корешка и также служит для прочности книги.
В некоторых изданиях к корешку блока
крепится ленточка – ЛЯССЕ, исполняющая роль закладки.
Ведущий:
А теперь давайте откроем книгу.
Первое, что мы видим, – ФОРЗАЦ –
двойной листок довольно плотной бумаги, соединяющий переплет с книжными
страницами. Такой же форзац есть и в конце книги. Форзацы используют также для
украшения: их делают из белой или цветной бумаги, помещают на них различные
изображения: рисунки, фотографии, карты, таблицы, правила, формулы и т. д.
Ведущий:
Перевернем форзац: перед нами первый
лист книги – титульный. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это первая страница
книги, на которой напечатаны её название, фамилия автора, издательство и год
издания, то есть самые главные сведения.
Ведущий: (обращаясь к детям)
Значит,
из титульного листа можно узнать все-все о книге?
Именно так. Например, из ПОДЗАГОЛОВОЧНЫХ
ДАННЫХ можно узнать жанр произведения, фамилии художника, переводчика
и многое другое.
Внизу титульного листа
располагаются ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ: название города, в котором издана
книга, год её издания, издательство.
Ведущий:
В некоторых книгах частично сведения об
издании выносятся на АВАНТИТУЛ. Эта страница в книге,
предшествующая титульному листу. На ней издательства выносят свою марку,
название серии или просто цитату, посвящение, крылатое выражение...
Ведущий: (обращаясь
к детям)
А
это что за картинка напротив титульного листа?
Это ФРОНТИСПИС – лист с
портретом автора или с главной иллюстрацией, раскрывающей смысл книги. Кстати,
этот лист, как и авантитул, есть не во всех книгах.
Ведущий: (обращаясь к детям)
А
можно ли узнать, о чем говорится в книге, не читая ее?
Конечно. Для этого необходимо
познакомиться со справочным аппаратом книги. Это аннотация, предисловие, оглавление и
др.
Знакомство со справочным аппаратом
помогает выбрать книгу в библиотеке или в книжном магазине, лучше понять её
содержание, быстро найти нужную информацию.
Ведущий:
АННОТАЦИЯ кратко
раскрывает содержание книги, её читательское назначение, иногда содержит
сведения об авторе. Помещается она обычно на обратной стороне титульного листа
или в конце книги, перед задним форзацем. Аннотация напечатана, как правило,
мелким шрифтом.
Ведущий:
А
теперь давайте отгадаем загадки и проверим, что вы узнали о книге.
Книгу
не ищи в аптеке,
Книжный
дом – … (библиотека)
Книжкина
одёжка.
Это
что? ...(обложка)
Первый
лист мы видим тут.
Ну
а как его зовут?
(титульный
лист)
А
что это за сестрицы?
Да
ведь это же ...(страницы)
Их
рисует не сапожник.
Ну
а кто, друзья? ...
Ну
а кто же пишет книжки
Для
девчонок и мальчишек?
На
обложке, вот он, тут.
Как,
друзья, его зовут? (автор)
А
где книгу издают?
Тот
дом ... зовут (издательством)
Ещё
прошу внимания:
Внизу
здесь ... издания. (год)
У
книги есть название,
Зовут
его ...(заглавие)
Как
узнать, что в книжке есть?
...
прочесть. (Содержание)
Краткую
о книге информацию
Ты
найдешь, конечно, в ...(аннотации)
Ведущий:
Иногда в конце книги помещают ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Это статья, расположенная после основного текста. Она содержит краткие итоги,
выводы, дополнительные пояснения к книге.
Не забудьте заглянуть и на последние
странички книги. Там, как правило, помещается ОГЛАВЛЕНИЕ. Еще его
иногда называют СОДЕРЖАНИЕМ.
Ведущий: (обращаясь к детям)
А
для чего оно?
Из него вы узнаете, какие сказки,
рассказы, стихотворения или статьи содержатся в книге и на какой странице они
находятся.
В конце научно-популярных книг,
энциклопедий помещают УКАЗАТЕЛИ – перечень имен, названий,
предметов, о которых напечатано в издании.
При первом просмотре книги наше внимание
всегда привлекают ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Ведущий:
Все мы очень любим, рассматривать картинки в книге. Они такие
яркие, красочные!
Они не только «украшают» книгу, но
и помогают лучше раскрыть содержание, понять текст. Иллюстрации – это не только
рисунки, но и фотографии, таблицы, схемы, графики, карты.
Ведущий:
Конечно, мы перечислили не все элементы книги.
Есть еще ПРИМЕЧАНИЕ, ССЫЛКА, КОЛОНТИТУЛ и
др.
3.Заключительное
слово.
Ведущий:
Вот мы и совершили наше путешествие по
книге.
Мы познакомились с элементами книги,
с их помощью вы можете понять, о чем книга, нужна ли она вам, будет ли
вам интересно ее читать.
Ребята, наш урок подошел к концу.
Хорошая книжка привыкла к прочтению,
И тот получает пятерку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
Комментариев нет:
Отправить комментарий