вторник, 10 мая 2016 г.

Сценарий« Из чего состоит книга» 

Форма мероприятия: беседа
Дата и время проведения: 10 мая 2016 года, 10ч.00
Место проведения: Языковская модельная библиотека
Участники: 1 «Б» класс ЯСШ
 
Цель: 
 - познакомить детей с книгой и ее структурой;
 - дать первые навыки самостоятельной работы с книгой и закрепить полученную информацию.

1.Вступительное слово.
Ведущий:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает снами
Терпеливым языком. (Книга)






Правильно! Книгу, всем понятную, умную, занятную, мальчики и девочки – все читать хотят.
     Что такое книга? Если  бы вы не умели читать, вы бы сказали - пачка бумаги, только в картонках. Но вы открываете книгу. Глаза бегут по строчкам, и  начинается чудо. Вместе с героями книги вы отправляетесь на далекие планеты, опускаетесь на  дно морское, оказываетесь в другом времени. Так что книга - это великий волшебник. Вы закрываете книгу, сдаете  ее в библиотеку. Книги с вами нет. Но мысли, которые были в книге, остались с вами. Вы что-то узнали, чему-то научились. Вам хочется стать такими, какими были герои книги. Вы становитесь умнее, добрее, опытнее, грамотнее. А помогла вам книга. Недаром книгу зовут добрым советчиком, спутником, другом.
 Ведущий:
 Книга входит в нашу жизнь  с самого раннего детства и сопровождает нас всю жизнь, и мы привыкли к ней.  Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
    И поэтому, наше очередное занятие посвящено самой большой ценности, которая есть в библиотеке, – КНИГЕ.
Мы с вами отправляемся в необычное путешествие, которое поможет познакомиться со структурой книги, её основными элементами.
2.Основная часть.
Ведущий:
На первый взгляд, все книги похожи: у них есть обложка, листы, корешок... А как вы думаете, чем тогда они отличаются друг от друга? (Ответы детей)
– У них разные авторы, названия...
– Есть книжки с рисунками, а есть – без...
– А еще книги отличаются своим внешним видом!
Ведущий:
Вы совершенно правы! Недаром русская пословица гласит: «Встречают по одежке...». Только у книги вместо одежки – ОБЛОЖКА. Именно с нее начинается первое знакомство с книгой.
Итак, обложка – это покрытие книги, которое скрепляет листы и защищает их от повреждения. У тоненьких книг обложку обычно делают из той же бумаги, что и странички, только немного плотнее. У толстых книг, как правило, обложки очень плотные, не гнутся, а иногда сверху обклеены прочной бумагой или тканью. Такие обложки называют ПЕРЕПЛЁТОМ. Переплёт всегда твердый, крепкий, а обложка – мягкая. На них вы можете найти фамилию автора, название книги, иногда – издательство и год издания.
21 Ведущий:
В современных книгах часто используют СУПЕРОБЛОЖКУ – съемную обложку из плотной бумаги. Она защищает переплёт от загрязнения и выступает как элемент книжного оформления. На ней могут быть указаны фамилия автора, заглавие, название издательства и т. д.
Ведущий:
Интересно, а дальше что?
 Самое время обратиться к «анатомии» книги: мы узнаем, из каких элементов она состоит.

АНАТОМИЯ КНИЖКИ
Каждому известно, что книжка состоит из СТРАНИЦ, но не все, наверное, обращали внимание на то, что эти страницы объединяются в тетради, которые образуют КНИЖНЫЙ БЛОК.
Ведущий:
А как получается, что листочки не выпадают из книги?
Тетради книжного блока скреплены между собой в КОРЕШКЕ, на котором, как правило, написано, как называется книга и кто её автор.
Сверху и снизу корешок блока украшается КАПТАЛОМ – тесьмой с утолщенным цветным краем, которая наклеивается на концы корешка и также служит для прочности книги.
В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка – ЛЯССЕ, исполняющая роль закладки.
 Ведущий:
А теперь давайте откроем книгу.
Первое, что мы видим, – ФОРЗАЦ – двойной листок довольно плотной бумаги, соединяющий переплет с книжными страницами. Такой же форзац есть и в конце книги. Форзацы используют также для украшения: их делают из белой или цветной бумаги, помещают на них различные изображения: рисунки, фотографии, карты, таблицы, правила, формулы и т. д.
Ведущий:
Перевернем форзац: перед нами первый лист книги – титульный. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это первая страница книги, на которой напечатаны её название, фамилия автора, издательство и год издания, то есть самые главные сведения.


 Ведущий: (обращаясь к детям)
Значит, из титульного листа можно узнать все-все о книге?
Именно так. Например, из ПОДЗАГОЛОВОЧНЫХ ДАННЫХ можно узнать жанр произведения, фамилии художника, переводчика и многое другое.
Внизу титульного листа располагаются ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ: название города, в котором издана книга, год её издания, издательство.
Ведущий: 
В некоторых книгах частично сведения об издании выносятся на АВАНТИТУЛ. Эта страница в книге, предшествующая титульному листу. На ней издательства выносят свою марку, название серии или просто цитату, посвящение, крылатое выражение...
Ведущий: (обращаясь к детям)  
А это что за картинка напротив титульного листа? 
Это ФРОНТИСПИС – лист с портретом автора или с главной иллюстрацией, раскрывающей смысл книги. Кстати, этот лист, как и авантитул, есть не во всех книгах.
 Ведущий: (обращаясь к детям)
А можно ли узнать, о чем говорится в книге, не читая ее?
 Конечно. Для этого необходимо познакомиться со справочным аппаратом книги. Это аннотацияпредисловиеоглавление и др.
Знакомство со справочным аппаратом помогает выбрать книгу в библиотеке или в книжном магазине, лучше понять её содержание, быстро найти нужную информацию.
Ведущий:
АННОТАЦИЯ кратко раскрывает содержание книги, её читательское назначение, иногда содержит сведения об авторе. Помещается она обычно на обратной стороне титульного листа или в конце книги, перед задним форзацем. Аннотация напечатана, как правило, мелким шрифтом.
Ведущий:
А теперь давайте отгадаем загадки и проверим, что вы узнали о книге.

Книгу не ищи в аптеке,
Книжный дом – … (библиотека)

Книжкина одёжка.
Это что? ...(обложка)

Первый лист мы видим тут.
Ну а как его зовут?
(титульный лист)
А что это за сестрицы?
Да ведь это же ...(страницы)

Их рисует не сапожник.
Ну а кто, друзья? ...
Ну а кто же пишет книжки
Для девчонок и мальчишек?
На обложке, вот он, тут.
Как, друзья, его зовут? (автор)

А где книгу издают?
Тот дом ... зовут (издательством)

Ещё прошу внимания:
Внизу здесь ... издания. (год)

У книги есть название,
Зовут его ...(заглавие)

Как узнать, что в книжке есть?
... прочесть. (Содержание)

Краткую о книге информацию
Ты найдешь, конечно, в ...(аннотации)
Ведущий:
Иногда в конце книги помещают ПОСЛЕСЛОВИЕ. Это статья, расположенная после основного текста. Она содержит краткие итоги, выводы, дополнительные пояснения к книге.
Не забудьте заглянуть и на последние странички книги. Там, как правило, помещается ОГЛАВЛЕНИЕ. Еще его иногда называют СОДЕРЖАНИЕМ.
 Ведущий: (обращаясь к детям)
А для чего оно? 
Из него вы узнаете, какие сказки, рассказы, стихотворения или статьи содержатся в книге и на какой странице они находятся.
В конце научно-популярных книг, энциклопедий помещают УКАЗАТЕЛИ – перечень имен, названий, предметов, о которых напечатано в издании.
При первом просмотре книги наше внимание всегда привлекают  ИЛЛЮСТРАЦИИ.
 Ведущий:
Все мы очень любим,  рассматривать картинки в книге. Они такие яркие, красочные!
 Они не только «украшают» книгу, но и помогают лучше раскрыть содержание, понять текст. Иллюстрации – это не только рисунки, но и фотографии, таблицы, схемы, графики, карты.
Ведущий:
Конечно, мы перечислили не все элементы книги. Есть еще ПРИМЕЧАНИЕССЫЛКАКОЛОНТИТУЛ и др.
3.Заключительное слово.
Ведущий:
Вот мы и совершили наше путешествие по книге.
Мы познакомились с элементами  книги, с их  помощью вы можете понять, о чем книга, нужна ли она вам, будет ли вам интересно ее читать.
 Ребята, наш урок подошел к концу.

Хорошая книжка привыкла к прочтению,
И тот получает пятерку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык уважать![1]





[1] Языковская модельная библиотека

Комментариев нет: