среда, 7 сентября 2016 г.

Сценарий
« Слово и судьба »
Форма мероприятия: урок – воспоминание
Дата и время проведения: 7.09.2016
Место проведения: кабинет литературы ЯСШ
Участники: 7 класс ЯСШ

Цель:
1. приобщение учащихся к поэзии серебряного века;
2. популяризация И.Ф.Анненского, как поэта;
3. развитие чувства патриотизма и гордости за Родину.





1.Вступительное слово.
Ведущий:
Серебряный век.… Это словосочетание ассоциируется у нас с каким – то ярким, благополучным явлением со своим неповторимым лицом. Эта эпоха, длившаяся от силы четверть века, резко отличалась от того, что было до и после него. На протяжении короткого Серебряного века в литературу вступило четыре поколения русских поэтов: бальмонтовское (60-70годы 19 века), блоковское (80-ые годы), гумилевское (около 1886 года) и, наконец, поколение 90-ых, к которому относятся Цветаева, Есенин, Маяковский и др.
Ведущий:
Творчество многих поэтов Серебряного века было настолько ярким и многогранным, что не укладывается ни в одно из течений и направлений того времени. Как бы то ни было, это самая творческая эпоха в российской истории. А расцветом Серебряного века принято считать именно 1915 год. Бурная, неспокойная обстановка в стране, требовавшая решительных перемен, способствовала пересечению путей искусства и политики. Общество искало пути к новому социальному строю, а писатели и поэты стремились освоить новые художественные формы.

2.Основная часть.
Ведущий:
   Сегодня, мы хотим рассказать вам о великом и загадочном, всеми любимым и одиноком поэте – Иннокентии Фёдоровиче Анненском.
Жизнь его была непростой. Был женат, были дети, но в тоже время был очень одинок. Его стихи – это спасение его одинокой души. Его стихи пробуждают удивительные добрые чувства. В них и любовь, и загадочность, и обожание, а иногда и страх.
Ведущий:
   Иннокентий Фёдорович родился в 1855 году, в состоятельной семье. Рос в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, служил преподавателем древних языков и русской словесности.
   Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах, но более всего Анненский был, значим как поэт. Стихи он начал писать с детства, но напечатал их впервые в 1904 году.
Ведущий:
Более точно установить, когда начинается творчество Анненского, в каком порядке были созданы его произведения, невозможно, ведь он не публиковал их в периодике, не датировал, а для сборников группировал по собственной логике. По собственному признанию, писать стихи он начал в 70-ые годы: «Я твердо держался слов моего брата Николая Федоровича: «до 30 лет не печататься!», и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи».

Ведущий:

Над высью пламенной Синая
Любить туман Ее лучей,
Молиться Ей, Её не зная,
Тем безнадежно горячей,
Но из лазури фимиама,
От лилий праздного венца,
Бежать... презрев гордыню храма
И славословие жреца,

Чтоб в океане мутных далей,
В безумном чаяньи святынь,
Искать следов Ее сандалий
Между заносами пустынь.

Ведущий:
 «Последним из царскосельских лебедей» назвал Иннокентия Анненского в своем стихотворении Николай Гумилев, так как Анненский был одно время директором Царскосельского Лицея. Его личность оставалась во многом загадкой для современников. Его сын Валентин Кривич писал: «для меня в отце всегда соединялось несколько совершенно разных людей». Из скудных мемуарных источников известно, что Анненский выглядел как утонченный цветок городской цивилизации, чуть не с младенчества жил среди книг и книгами.
Ведущий:

ЖЕЛАНИЕ

Когда к ночи усталой рукой
Допишу я свою полосу,
Я хотел бы уйти на покой
В монастырь, но в далеком лесу,

Где бы каждому был я слуга
И творенью господнему друг,
И чтоб сосны шумели вокруг,
А на соснах лежали снега...

А когда надо мной зазвонит
Медный зов в беспросветной ночи,
Уронить на холодный гранит
Талый воск догоревшей свечи.

Ведущий:
Высокое чувство, вечное чувство, чувство любви, - вот что мы слышим и чувствуем сердцем в его стихах.

Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что мне темно с другими.

И если мне на сердце тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с ней не надо света.

Ведущий:
Помимо поэзии, Анненский занимался драматургией, литературной критикой. Однако много сделать в искусстве он не успел – скончался в 1909 году на Царскосельском вокзале от сердечного приступа. Вторая Книга его стихов «Кипарисовый ларец» вышла лишь через год после его смерти.
Ведущий:
Основные мотивы лирики Анненского – мотив жизни и смерти, одиночества, двойничества, весьма скупо представлена тема любви. Критик Маковский сказал об Анненском так: «Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников, он трагичен, как жертва исторической судьбы».
3.Заключительное слово.
Ведущий:
«Зимнее небо»

Талый снег налетал и слетал,
Разгораясь, румянились щеки,
Я не думал, что месяц так мал
И что тучи так дымно-далеки...
Я уйду, ни о чем не спросив,
Потому что мой вынулся жребий,
Я не думал, что месяц красив,
Так красив и тревожен на небе.
Скоро полночь. Никто и ничей,
Утомлен самым призраком жизни,
Я любуюсь на дымы лучей
Там, в моей обманувшей отчизне.

Ведущий:
Около десяти лет спустя после смерти Иннокентия Фёдоровича Анненского хорошо знавший покойного последний год его жизни, поэт, художественный критик и редактор журнала «Апполон» - Маковский  писал: «Известно, что мы, русские, плохо ценим наших больших людей. Как часто приходят и уходят они незаметно. И только потом, когда их нет, спохватившись, мы сплетаем венки на траурных годовщинах. Ведущий:
Эти люди, канувшие в вечность и увенчанные смертью, сделали бы гораздо больше, если бы при жизни были согреты вниманием любви.
Так давайте же пронесём это чувство любви через века, и давайте не забывать тех людей, которые своей поэзией дарят нам это высокое чувство любви к людям, к русской природе, к нашей любимой Родине.[1]






[1] Языковская модельная библиотека

Комментариев нет: