Сценарий
«Страна Словария»
Форма
мероприятия:
библиотечный урок.
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Языковская модельная библиотека.
Участники: 2 «Б» класс
ЯСШ.
Цели:
·
развитие
умения пользоваться информацией;
·
развитие
умение пользоваться словарями разного типа;
·
познакомить
второклассников с основными словарями русского языка;
·
развивать
чувство языка, внимание, память, интерес к русскому языку;
·
формировать
умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
1.Вступительное
слово:
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! К нам в библиотеку
пришло необычное письмо! И мы хотим вам его сейчас прочитать.
«Уважаемые
ребята! Я – слово «Б ИСЕДА». Я есть в русском языке но, к сожалению, я не знаю
-как
правильно меня писать,
-что
я обозначаю,
-есть
ли у меня родственники.
Я
вас прошу, помогите мне!»
Ведущий:
Бедное, одинокое слово. Бродит по
тетрадкам и не знает даже, как оно правильно пишется. Ну что ребята? Отправимся
в страну русского языка, чтобы помочь этому несчастному слову. «Где есть
желание, найдётся путь!»
Ведущий:

(Ребята рассуждают и приходят к выводу, что это
словарь)
2.
Основная часть.
Ведущий: Молодцы,
правильно, конечно же, это словарь. Известный французский писатель Анатоль
Франс сказал: "Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке".
Ведущий:
Вот это и есть одно из правил, по
которому составляется словарь - алфавитный порядок слов.
Вам ведь уже приходилось пользоваться
словарем? Вы хорошо знаете
"Орфографический словарик". Он много раз выручал вас на уроках
русского языка.
А теперь мы отправимся в путь по
страницам разных словарей вместе с поэтом Яковом Козловским. Вот его стихотворение "Русской речи
государь по прозванию словарь".
Что распахнута
пред вами,
Та, которая
словами
Как людьми
населена.
Правит ими
Государь
По прозванию
Словарь,
И относится он к
ним,
Словно к
подданным своим.
Утверждать ему
не ново,
Как писать какое
слово,
Как писать и как
читать,
Как с другими
сочетать.
Ведущий:
Разрешает нам
словарь:
"Спать
сегодня раньше ляжем!
Ляг в кровать,
не тарабарь!"
Он, свободы зная
меру,
Заменить не
даст, к примеру
Слово
"ляг" словечком "ляжь"
Вот нахмурился
словарь,
Услыхал он,
Государь:
"Ляжь!" - кричит собаке дама
И румяна, и
модна.
Указал он даме
прямо,
Что неграмотна
она.
Ведущий:

На прашлагодние
ашибки
Сматреть мне
трудно без улыпки.
Вновь потиплело
в дикабре.
Запахло сенам на
дваре.
Пешу я лучче
многих в класе.
Мне падарил
падарок Вася.
Я изучала весь
енварь
Арфаграфический
славарь.
Ведущий:
Давайте попробуем исправить все ошибки с
помощью словаря, объяснив их.
(Дети работают со словарями)
Ведущий:
А теперь поговорим о других, не менее нужных словарях.
Есть под властью словаря
Много слов иноплеменных,
Издалека завезенных,
Через горы и моря.
Вы догадались, что речь пойдет о «Словарях иностранных
слов»
Ведущий:
Все мы знакомы со словом
Близким каждому: "Герой"!
Стародавнею порой
По морским волнам суровым
К нам из Греции оно,
И при этом не одно.
Много слов родили греки,
К нам от них в далеком веке
Математика пришла,
С ней грамматика была
Ведущий:
Слов иных был путь задымлен,
Но, наверно, в добрый час
к нам дошли от древних римлян
Слово "цирк" и слово
"класс".
А из Франции ... Привет!
К нам пожаловал балет,
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы,
Дирижер и режиссер,
Костюмер и билетёр,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис, антракт, фойе, буфет!
Ведущий:
А из Англии - футбол
Прямо в бутсах к нам пришел,
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого - жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
Ведущий:
И явился, например,
К нам от немцев офицер,
С офицером в свой черед
К нам приехал бутерброд.
На конях не одиноко
Прикатил ямщик с Востока,
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.
Ведущий:
Он привез с собой башмак,
Он привез с собой армяк,
И чулки и шаровары,
И словечко: "тары-бары"!
Издалека завезенных
через горы и моря,
Много слов иноплеменных,
С данных пор усыновленных
Есть под властью словаря.
Ведущий:

(Работа по Толклвому словарю: Выдержка,
владеть, гордость, достичь, дупло, ерш.)
Ну что ж, ребята, надеемся, что вы многое узнали о
словарях и теперь сможете помочь бедному слову «бИседа».
(работа со словарями)
3.Заключительное слово.
Ведущий:
Сегодня мы с
вами поговорили только об очень немногих словарях. Семья их огромна. Польза,
которую они приносят людям, неоценима. И недаром поэт Яков Козловский так
заканчивает свое стихотворение:
Уважаем Государь
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи Государь
По прозванию Словарь!
Ведущий:

Комментариев нет:
Отправить комментарий