Сценарий
«Страна Словария»
Форма
мероприятия:
библиотечный урок.
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Языковская модельная библиотека.
Участники: 2 «Б» класс
ЯСШ.
Цели:
·
развитие
умения пользоваться информацией;
·
развитие
умение пользоваться словарями разного типа;
·
познакомить
второклассников с основными словарями русского языка;
·
развивать
чувство языка, внимание, память, интерес к русскому языку;
·
формировать
умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
1.Вступительное
слово:
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! К нам в библиотеку
пришло необычное письмо! И мы хотим вам его сейчас прочитать.
«Уважаемые
ребята! Я – слово «Б ИСЕДА». Я есть в русском языке но, к сожалению, я не знаю
-как
правильно меня писать,
-что
я обозначаю,
-есть
ли у меня родственники.
Я
вас прошу, помогите мне!»
Ведущий:
Бедное, одинокое слово. Бродит по
тетрадкам и не знает даже, как оно правильно пишется. Ну что ребята? Отправимся
в страну русского языка, чтобы помочь этому несчастному слову. «Где есть
желание, найдётся путь!»
Ведущий:
Русский язык это такая огромная страна.
Очень много наук изучают этот сложный русский язык. А мы пока ещё так мало
знаем. Как бы нам не заблудится, не сбиться с верного пути. Нам нужен помощник
– консультант, который много знает о русском языке и не допустит, чтобы мы
потерялись.
(Ребята рассуждают и приходят к выводу, что это
словарь)
2.
Основная часть.
Ведущий: Молодцы,
правильно, конечно же, это словарь. Известный французский писатель Анатоль
Франс сказал: "Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке".
Ведущий:
Вот это и есть одно из правил, по
которому составляется словарь - алфавитный порядок слов.
Вам ведь уже приходилось пользоваться
словарем? Вы хорошо знаете
"Орфографический словарик". Он много раз выручал вас на уроках
русского языка.
А теперь мы отправимся в путь по
страницам разных словарей вместе с поэтом Яковом Козловским. Вот его стихотворение "Русской речи
государь по прозванию словарь".
Что распахнута
пред вами,
Та, которая
словами
Как людьми
населена.
Правит ими
Государь
По прозванию
Словарь,
И относится он к
ним,
Словно к
подданным своим.
Утверждать ему
не ново,
Как писать какое
слово,
Как писать и как
читать,
Как с другими
сочетать.
Ведущий:
Разрешает нам
словарь:
"Спать
сегодня раньше ляжем!
Ляг в кровать,
не тарабарь!"
Он, свободы зная
меру,
Заменить не
даст, к примеру
Слово
"ляг" словечком "ляжь"
Вот нахмурился
словарь,
Услыхал он,
Государь:
"Ляжь!" - кричит собаке дама
И румяна, и
модна.
Указал он даме
прямо,
Что неграмотна
она.
Ведущий:
Она ли одна неграмотна, эта дама? Вот
какие стихи об одной не очень грамотной ученице написал поэт Михаил Яснов.
Стихи так и называются "Орфографический словарь"
На прашлагодние
ашибки
Сматреть мне
трудно без улыпки.
Вновь потиплело
в дикабре.
Запахло сенам на
дваре.
Пешу я лучче
многих в класе.
Мне падарил
падарок Вася.
Я изучала весь
енварь
Арфаграфический
славарь.
Ведущий:
Давайте попробуем исправить все ошибки с
помощью словаря, объяснив их.
(Дети работают со словарями)
Ведущий:
А теперь поговорим о других, не менее нужных словарях.
Есть под властью словаря
Много слов иноплеменных,
Издалека завезенных,
Через горы и моря.
Вы догадались, что речь пойдет о «Словарях иностранных
слов»
Ведущий:
Все мы знакомы со словом
Близким каждому: "Герой"!
Стародавнею порой
По морским волнам суровым
К нам из Греции оно,
И при этом не одно.
Много слов родили греки,
К нам от них в далеком веке
Математика пришла,
С ней грамматика была
Ведущий:
Слов иных был путь задымлен,
Но, наверно, в добрый час
к нам дошли от древних римлян
Слово "цирк" и слово
"класс".
А из Франции ... Привет!
К нам пожаловал балет,
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы,
Дирижер и режиссер,
Костюмер и билетёр,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис, антракт, фойе, буфет!
Ведущий:
А из Англии - футбол
Прямо в бутсах к нам пришел,
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого - жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
Ведущий:
И явился, например,
К нам от немцев офицер,
С офицером в свой черед
К нам приехал бутерброд.
На конях не одиноко
Прикатил ямщик с Востока,
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.
Ведущий:
Он привез с собой башмак,
Он привез с собой армяк,
И чулки и шаровары,
И словечко: "тары-бары"!
Издалека завезенных
через горы и моря,
Много слов иноплеменных,
С данных пор усыновленных
Есть под властью словаря.
Ведущий:
А сейчас мы поговорим с вами еще об одном словаре. Он
называется "Толковый словарь". Толковым он называется потому, что в
нем толкуются, объясняются значения слов, дается перечень близких и
противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления. Такие
словари существуют для того, чтобы мы задумывались над значениями слов, которые
употребляем. Ведь некоторые слова имеют несколько значений. Вот давайте
попробуем объяснить следующие слова с помощью "Толкового словаря".
(Работа по Толклвому словарю: Выдержка,
владеть, гордость, достичь, дупло, ерш.)
Ну что ж, ребята, надеемся, что вы многое узнали о
словарях и теперь сможете помочь бедному слову «бИседа».
(работа со словарями)
3.Заключительное слово.
Ведущий:
Сегодня мы с
вами поговорили только об очень немногих словарях. Семья их огромна. Польза,
которую они приносят людям, неоценима. И недаром поэт Яков Козловский так
заканчивает свое стихотворение:
Уважаем Государь
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи Государь
По прозванию Словарь!
Ведущий:
Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно,
помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и
красиво говорить. Как сказал известный знаток книг и писатель Е.Осетров:
"Много книг на свете, многие из них достойны пристального внимания, но
словари... О словари, мои драгоценные словари, вас нельзя не любить".[1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий