Сценарий
«Языковская топонимика: история посёлка в названиях
улиц»
Форма
мероприятия:
урок-исследование.
Дата
и время проведения:
29 ноября, 12:20.
Место
проведения:
кабинет нач. классов ЯСШ.
Участники: 2 «Б» класс ЯСШ
Цели:
·
Установление
связи истории родного края с общим историческим процессом;
·
Приобретение
навыков получения и переработки информации;
·
Исследовать топонимику улиц в прошлом и в настоящем времени;
·
Привить
любовь к малой родине.
1.
Вступительное слово.
Ведущий:
Народ невольно и очень верно и последовательно
отражает в
названиях своих селений характерные
особенности того
естественного географического
пейзажа, среди
которого ему приходится жить.
В.П.Семенов-Тянь-Шанский
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас
урок-исследование «Языковская топонимика: история посёлка в названиях улиц».
Отечество, отчий дом! Место, где родился и рос. В нем заключается огромная
притягательная сила. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек
вспоминает с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает об их красоте и
богатстве. Не торопись покидать родной дом. С любовью оглянитесь вокруг, твоя
родословная корнями вросла в историю села. Летопись села в биографиях, в
судьбах наших предков, односельчан.
Ведущий:
Своеобразие природы родного края, прошлое и
настоящее человек запечатлел в географических именах. Мы живем в мире
географических названий и без них практически невозможна никакая деятельность:
они фиксируют место нашего рождения, жительства, работы, отдыха. Названия
находят широкое применение в краеведческой работе по изучению своего родного
края, позволяя перенестись в глубь веков и узнать какой была наша местность
раньше, кто на ней жил и чем занимался. Вот и мы решили заняться очень
интересным, благородным, творческим делом по сбору материала по топонимике
родного края. С давних пор ученые указывают, что «названия - язык земли, а
земля есть книга, где история человечества записана в географической
номенклатуре» (Н.И.Надеждин)
2.
Основная часть.
Ведущий:
Для начала ознакомимся с краткой историей нашего посёлка. Село Языково,
расположенное в Карсунском районе, одно из самых интересных историко-культурных
мест Среднего Поволжья. Здесь находилось родовое имение дворян Языковых,
которое посещали многие известные деятели России. К поэту Николаю Языкову и его
братьям приезжал А.С. Пушкин. Неоднократно бывали здесь поэт Денис Давыдов,
поэт и переводчик Дмитрий Ознобишин, поэт Александр Хомяков, собиратель
народных песен Пётр Киреевский. В начале XX века здесь жила певица Наталья
Осиповна Степанова-Шевченко, выступавшая в 1910-х годах в опере С.И. Зимина и в
труппе С.П.Дягилева. Сюда приезжал шахматист Александр Алёхин и композитор
Сергей Прокофьев.
Село Богородское, ныне Языково,
находилось в 65 вёрстах от Симбирска, и было основано Василием Языковым,
которому во второй половине 18 века совместно с его сыном Лаврентием были
пожалованы здесь поместные земли. А через сто лет владельцем всех земель
становится его правнук, отец будущего поэта, Михаил Петрович Языков. Он и был
основателем новой усадьбы, ставшей впоследствии известной на всю Россию.
Ведущий:
До середины 50-х г.г. XX столетия музея
в Языково не было. С 1960 года начинается сбор музейных экспонатов, благодаря
стараниям хранителя истории Языковского края Тамары Васильевны Алексеевой. Её
голос сейчас звучал для вас. В 1969 году в Языково приезжает краевед
Н.Блохинцев. И 4 июня 1969.г состоялся I
Пушкинский праздник. Музей был открыт в 1972 году на текстильно-швейном
комбинате им. М.И. Калинина. Первая экспозиция музея открылась в 1972 году на
общественных началах, затем последовали вторая в 1980 г. и третья в 1989г.
экспозиции, последняя, четвёртая экспозиция была смонтирована в 2003 году,
совместно с созданием мемориальной зоны « Усадьба Языковых».
Предлагаем вам просмотр фильма «Языково:
события, факты». (просмотр фильма)
Ведущий:
А теперь нам хотелось бы ознакомиться с
вашими сообщениями на тему «История моей улицы».(выступление детей)
Молодцы, ребята! Вы многое узнали и
хорошо поработали. Надеемся, вам понравился этот вид науки.
3.
Заключительная часть.
Ведущий:
Мы
не претендуем на полное и исчерпывающее раскрытие «тайн» географических названий
нашего села, и рассматриваем это как первый шаг, за которым, будем надеяться,
последуют другие. Мы будем работать над созданием топонимического словаря
нашего посёлка и его окрестностей, а вся
топонимическая информация будет помещена на топографическую карту р.п. Языково.
Ведущий:
Наш урок – исследование был
направлен на воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине. Чем
больше будем знать о своем крае, тем больше будем любить свой рабочий посёлок.
Где нас и любят, и
ценят, и ждут:
Здесь разрослась в
огороде смородина,
И в палисаднике астры
цветут…![1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий