вторник, 29 ноября 2016 г.

Сценарий
«Языковская топонимика: история посёлка в названиях улиц»

Форма мероприятия: урок-исследование.
Дата и время проведения: 29 ноября, 12:20.
Место проведения: кабинет нач. классов ЯСШ.
Участники: 2 «Б» класс  ЯСШ

Цели:
·        Установление связи истории родного края с общим историческим процессом;
·        Приобретение навыков получения и переработки информации;
·        Исследовать топонимику улиц в прошлом и в настоящем времени;
·        Привить любовь к малой родине.

1. Вступительное слово.
Ведущий:
 Народ невольно и очень верно и последовательно
отражает в названиях своих селений характерные
особенности того естественного географического
пейзажа, среди которого ему приходится жить.
В.П.Семенов-Тянь-Шанский

 Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-исследование «Языковская топонимика: история посёлка в названиях улиц». Отечество, отчий дом! Место, где родился и рос. В нем заключается огромная притягательная сила. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает об их красоте и богатстве. Не торопись покидать родной дом. С любовью оглянитесь вокруг, твоя родословная корнями вросла в историю села. Летопись села в биографиях, в судьбах наших предков, односельчан.
Ведущий:
 Своеобразие природы родного края, прошлое и настоящее человек запечатлел в географических именах. Мы живем в мире географических названий и без них практически невозможна никакая деятельность: они фиксируют место нашего рождения, жительства, работы, отдыха. Названия находят широкое применение в краеведческой работе по изучению своего родного края, позволяя перенестись в глубь веков и узнать какой была наша местность раньше, кто на ней жил и чем занимался. Вот и мы решили заняться очень интересным, благородным, творческим делом по сбору материала по топонимике родного края. С давних пор ученые указывают, что «названия - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре» (Н.И.Надеждин)
2. Основная часть.
Ведущий:
   Для начала ознакомимся с краткой историей нашего посёлка. Село Языково, расположенное в Карсунском районе, одно из самых интересных историко-культурных мест Среднего Поволжья. Здесь находилось родовое имение дворян Языковых, которое посещали многие известные деятели России. К поэту Николаю Языкову и его братьям приезжал А.С. Пушкин. Неоднократно бывали здесь поэт Денис Давыдов, поэт и переводчик Дмитрий Ознобишин, поэт Александр Хомяков, собиратель народных песен Пётр Киреевский. В начале XX века здесь жила певица Наталья Осиповна Степанова-Шевченко, выступавшая в 1910-х годах в опере С.И. Зимина и в труппе С.П.Дягилева. Сюда приезжал шахматист Александр Алёхин и композитор Сергей Прокофьев.
Ведущий:
Село Богородское, ныне Языково, находилось в 65 вёрстах от Симбирска, и было основано Василием Языковым, которому во второй половине 18 века совместно с его сыном Лаврентием были пожалованы здесь поместные земли. А через сто лет владельцем всех земель становится его правнук, отец будущего поэта, Михаил Петрович Языков. Он и был основателем новой усадьбы, ставшей впоследствии известной на всю Россию.
Ведущий:
До середины 50-х г.г. XX столетия музея в Языково не было. С 1960 года начинается сбор музейных экспонатов, благодаря стараниям хранителя истории Языковского края Тамары Васильевны Алексеевой. Её голос сейчас звучал для вас. В 1969 году в Языково приезжает краевед Н.Блохинцев. И 4 июня 1969.г состоялся I  Пушкинский праздник. Музей был открыт в 1972 году на текстильно-швейном комбинате им. М.И. Калинина. Первая экспозиция музея открылась в 1972 году на общественных началах, затем последовали вторая в 1980 г. и третья в 1989г. экспозиции, последняя, четвёртая экспозиция была смонтирована в 2003 году, совместно с созданием мемориальной зоны « Усадьба Языковых».
Ведущий:
Предлагаем вам просмотр фильма «Языково: события, факты». (просмотр фильма)
Ведущий:
А теперь нам хотелось бы ознакомиться с вашими сообщениями на тему «История моей улицы».(выступление детей)







 





Молодцы, ребята! Вы многое узнали и хорошо поработали. Надеемся, вам понравился этот вид науки.
3. Заключительная часть.
Ведущий:
Мы не претендуем на полное и исчерпывающее раскрытие «тайн» географических названий нашего села, и рассматриваем это как первый шаг, за которым, будем надеяться, последуют другие. Мы будем работать над созданием топонимического словаря нашего посёлка  и его окрестностей, а вся топонимическая информация будет помещена на топографическую карту р.п. Языково.
Ведущий:                                               
Наш урок – исследование был направлен на воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине. Чем больше будем знать о своем крае, тем больше будем любить свой рабочий посёлок.                                                                        
В каждом живёт своя малая родина,
Где нас и любят, и ценят, и ждут:
Здесь разрослась в огороде смородина,
И в палисаднике астры цветут…![1]



[1] Языковская модельная библиотека.

Комментариев нет: