четверг, 5 января 2017 г.

Сценарий
«Новогоднее путешествие в страну Литературию»

Форма мероприятия: литературный круиз.
Дата и время проведения: 5 января 2017.
Место проведения: Языковская модельная библиотека.
Участники:  учащиеся  ЯСШ.

Цели:
·        развитие интеллектуальных способностей учащихся;
·        развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности;
·        развитие умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.


1. Вступительное слово.
Ведущий:
Не наяву и не во сне, без страха и без робости
Мы часто бродим по стране, которой нет на глобусе.
На карту не нанесена, но знаем ты и я,
Что есть страна, что есть страна – Литературия.

Ведущий:
Дорогие ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы отправимся в страну Литературию, где вас ждут встречи с героями замечательных книг русской и зарубежной литературы. Именно сегодня вам пригодятся все ваши знания, эрудиция и талант. Прежде чем мы отправимся в путешествие в страну Литературию, Мы предлагаем провести литературную разминку.
2. Основная часть.
Ведущий:
В каком рассказе А. П. Чехова одной из главных героинь была собака – помесь таксы с дворняжкой? («Каштанка»)
Ведущий:
Сколько раз Гвидон летал в царство Салтана, в кого он при этом превращался?
(3 раза; превращался в комара, в муху, в шмеля)
Ведущий:
Что требовала старуха от золотой рыбки в сказке А.С.Пушкина? (Новое корыто, избу, хотела стать столбовою дворянкой, царицей, владычицей морскою)
Ведущий:
О ком идёт речь в следующем отрывке? Как называется произведение? Кто его автор?
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно
Седую бороду несёт.
(Черномор, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин)
Ведущий:
 Молодой туземец родом из Южной Африки был приговорён к смерти, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет.
(Пятница, «Робинзон Крузо», Д.Дефо)
Ведущий:
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки,
Надевать он стал пальто,
Говорят ему – не то…
(Рассеянный, «Вот такой рассеянный», С. Маршак )

Ведущий:
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак ГТО на груди у него.
Больше не знают о нём ничего.
(Неизвестный герой, «Рассказ о неизвестном герое», С. Маршак )
Ведущий:
Замечательно. А ведь путешествовать можно по-разному: кто-то предпочитает ходить пешком, а кто-то выбирает подручные средства передвижения. А помните ли вы, кто из литературных героев, на чём передвигался? Сейчас я вам прочитаю названия средств передвижения и героев, а вы скажите, правильно я их соединила или нет.
Кто на чём
1. Иван-царевич
1. Ишак
2. Князь Гвидон
2. Пушечное ядро
3. Баба-яга
3.Серый волк
4. Емеля
4. Ракета
5. Золушка
5. Печка
6. Незнайка
6. Ступа
7. Оловянный солдатик
7. Тыква
8. Ходжа Насреддин
8. Бочка
9. Мюнхгаузен
9. Бумажный кораблик

Ведущий:
Молодцы! Со средствами передвижения мы определились. И по щучьему велению, по нашему хотению оказались в Волшебном лесу на Поляне Сказок. А какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
Ведущий:
Отлично! А теперь назовите признаки сказки. (волшебные предметы, приём троекратного повторения, добрые помощники)
Ведущий:
Но, видимо, на сказочной поляне побывала злая волшебница, все герои сказок разбежались и перепутались. Поможем вернуться им в свои сказки. Вы должны запомнить названия и авторов всех сказок, которые узнали, а после назвать их.
Сказка в сказке
Жил-был добрый царь Матвей. Он рыбачил тридцать лет и три года. В третий раз закинул он невод, тянут-потянут – вытянуть не могут. Вдруг подплывает к берегу, щука и держит яйцо в зубах. Бил-бил – не разбил… Он махнул рукой, и паж принёс золотое блюдце, на котором лежало конопляное семечко. Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. А Иван выскочил, …поднял змеиху да со всего размаху ударил о сырую землю. Правду молвить молодица уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела. Царь велел себя раздеть, два раза перекрестился, - бух в котёл – и там сварился. И с невестою своей обвенчался Елисей. Свадьба, пир, и я там был и вино на свадьбе пил… И кот учёный свои мне сказки говорил. ( “Репка”, “КурочкаРяба”; А. Пушкин “Сказка о золотой рыбке”, “Руслан и Людмила”, “Сказка о мертвой царевне”, А. Погорельский “Черная курица”, П. Ершов “Конек-Горбунок”, “Царевна – лягушка”, “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо” В.А.Жуковский “Спящая царевна”)
Ведущий:
Мы покидаем Поляну сказок и оказываемся на Неведомой дорожке, где множество таинственных следов. Чьи они? Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и узнать, кому же они принадлежат. Назовите литературного героя по его словесному портрету, определите, из какого он произведения, кто автор произведения.
Ведущий:
“Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье её было грязно и старо, в косе не было лент… движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице, длинные ресницы были опущены”. (Маруся. В. Г. Короленко “В дурном обществе”)
Ведущий:
“…между придворными стоял маленький человек, одетый весь в чёрное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым”. (Министр. А. Погорельский “Чёрная курица”)
Ведущий:
“Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка”. 
(Русская крестьянка  Н. А. Некрасов “Мороз, Красный нос”)
Ведущий:
“Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно”. (Татьяна. И. С. Тургенев “Муму”)
Ведущий:
 Молодцы! Справились с заданием. Мы и не заметили, как по Неведомой дорожке вышли к столице страны Литературии – великому Книгограду. Есть здесь бюро находок, куда поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит название книги, героем которой является владелец данной вещи.
Ведущий:
 Нарядная большая, красивая кукла (Соня, В. Г. Короленко “В дурном обществе”)
Ведущий:
Волшебное зеркальце, умеющее говорить (Царица-мачеха, А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне”)
Ведущий:
 12 шариков, сломанная губная гармошка, осколок синего бутылочного стекла, пустая катушка, ключ (Том Сойер, М. Твен “Приключения Тома Сойера”)
Ведущий:
 Огромный меховой зонтик (Робинзон Крузо, Д. Дефо “Приключения Робинзона Крузо”)
Ведущий:
 Россыпь ледяных осколков, из которых можно складывать целые слова (Кай, Г.-Х. Андерсен “Снежная королева”)
Ведущий:
 Целая корзина подснежников (Падчерица, С. Я. Маршак “Двенадцать месяцев”)
Ведущий:
Мешок кедровых шишек (Васютка, В. П. Астафьев “Васюткино озеро”)
Ведущий:
А здесь, в центре города, на площади Загадок мы поучаствуем в аукционе. Что означает это слово? (Аукцион – публичные торги). Мы предлагаем вам угадать героя по подсказкам.
Ведущий:
·        Она вышла замуж за вдовца, воспитывающего малолетнюю дочь
·        Была очень красива
·        Но никого, кроме себя, не любила.
·        Часто вела беседы на эту тему с предметом женского туалета.
·        Свою падчерицу пыталась сжить со света за то, что та выросла намного красивей своей мачехи.
·        В осуществлении злого замысла ей помешали семь братьев и жених её приёмной дочери.
Ответ: Царица из сказки А.С.Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”
3. Заключительное слово.
Ведущий:
Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Мы не прощаемся с волшебной страной Литературией, мы не прощаемся с книгой, а говорим им: “До свидания!”
Ведущий:
Нам интересно с книгой весёлой
Она скучать не даёт никогда,
Читают книги деревни и сёла,
Читают книги большие города.
Нам книга стать помогает умнее
Она как друг за собою ведёт
И тот, кто с книгой по жизни шагает
Тот никогда и нигде не пропадёт.[1]




[1] Языковская модельная библиотека.

Комментариев нет: