Сценарий
«Очумелые руки не ведают скуки»
Форма
мероприятия: информационный
час.
Дата и время
проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
·
Ознакомить
учащихся с ремеслом реставраторов;
·
Рассказать
об основных методах восстановления редких книг;
·
Пропаганда
чтения и бережного отношения к книгам;
·
Воспитания
чувства уважения к чужому труду, старине, книге.
1.
Вступительное слово.
Ведущий:
В век информационных технологий и
Интернета, среди нас остаются люди, которые предпочитают запах топографической краски,
твердый переплет и желтые страницы настоящей книги. Многие из нас любят держать книгу и листать шуршащие страницы.
Но, к сожалению, любимая книга может истрепаться и прийти в негодное состояние.
Реставрация представляет собой целое направление в книжном деле. Существуют
люди, специально обученные для работы в этой области, которые занимаются в
основном восстановлением коллекционных изданий, редких книг. А что такое редкая
книга? (ответы)
Все попытки предпринятые русскими библиофилами и
библиографами дать точное определение понятию «редкая книга», не привели в
итоге к формированию единой общепризнанной теории. Каждый из исследователей в
этой области принимая или опровергая теории своих предшественников, стремился
предложить свою, как ему казалось, наиболее полную и совершенную классификацию
редкой книги.
2.
Основная часть.
Ведущий:

Ведущий:
Каждое издание или рукопись имеет свою
судьбу. Реставрируя книгу, получают не
новую глянцевую книжку, а сохранённую историю со всеми накопившимися ощущениями
и прикосновениями. Не редко для
реставрации используют не современные
реставрационные материалы, а материалы того времени, когда книга была издана.
Ведущий:
Как вы думаете, в каких случаях
приходится реставрировать книги? (ответы)
Возможно, вы удивитесь, но многие книги в связи с недолжным обращением страдают
от... грибка! Это ни что иное как книжная плесень. А возможно книга просто испачкана вековой
пылью, засалилась свечным воском, копотью, пятнами разного происхождения. Или бумагу с картоном повело от влаги. А
может быть в книге образовались ещё и помятости или даже разрывы листов?! Да, всякое случается с книгой… может быть
утерян корешок – частично или полностью.
Ведущий:
Перед вами старая книга, у которой
оторвалась обложка, и отклеиваются страницы.
Работать с такими книгами должны в специальных мастерских реставраторы,
такую редкую и ценную книгу чинить с помощью скотча и обычного клея
категорически нельзя. Помимо обновления твёрдой обложки, необходимо сделать
новый форзац, подклеить блок, чтобы книга не теряла страницы, и сделать
каптальню ленту.
Ведущий:

Ведущий:
Форзац – это элемент конструкции книги,
лист, соединяющий книжный блок с переплетённой книжкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую
функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетённой книжки и место крепление
последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные
данные.
Ведущий:
В начале блок отделяется от переплетной
крышки. Затем он разделяется на отдельные тетради. Для этого разрезают и аккуратно удаляют
нитки, которыми сшиты тетради в блок. Следы от клея со сгибов удаляют с помощью
марлевого тампона, смоченного в теплой воде.
Ведущий:
Самые распространённые повреждения
книжных страниц, требующие реставрации – ветхие уголки и обтрепанные края,
разрывы, отсутствие фрагментов. Особое
внимание уделяют тому, чтобы бумага для реставрации походила на бумагу, которой
напечатана книга, по цвету, структуре, направлению волокон. Для склеивания бумаги и переплетных работ
используется специальный клей.
Ведущий:
Очищение запачканных страниц пятнами от
чернил производят так: на необходимую часть листа накладывают промокательную
бумагу или другой впитывающий материал. Затем смачивают пятно 20%-ым раствором
гидропеперита и накрывают промокательной бумагой. После кладут на книгу груз и
дожидаются высыхания. Так же для того,
чтобы убрать пятна от чернил используют
лимонную кислоту или сок лимона.
Ведущий:
Если в книгу попадают металлические
предметы, например скрепки, булавки, заколки, могут появиться пятна ржавчины.
Для того чтобы убрать их, используют сернистую щелочь, а после это место
обрабатывают щавелевой кислотой. Так же для удаления пятен ржавчины поверхность
обрабатывают 2%-ым раствором соляной или уксусной кислоты, в последнем случае подогретой
до 80-90 градусов. Только после использования кислоты необходимо протереть
поверхность 3%-ым раствором нашатырного спирта.
Ведущий:
Ведущий:
Ещё одна проблема в книге – это пятно
желтого, зеленого или чёрного цвета. Оно возникает из-за заражения грибком.
Дезинфекция такой книги производится обязательно. Обрабатывается она 3%-ым
раствором формалина. В случае если речь идёт о переплёте из кожи, используют
5%-ый раствор тимола. Всё это делают в
хорошо проветриваемом помещении с использованием защиты в виде резиновых перчаток
и марлевой повязки или респиратора. Ватный тампон смачивается в растворе и
аккуратно удаляется грибок, после этого страницы книги высушиваются.
Ведущий:
Отреставрированные страницы собирают в
книжные тетради, которые подбираются по порядку и сшиваются в книжный блок.
После сшивания тетрадей блок помещается под пресс. Корешок блока обклеивают
тканевой полоской и капталом. К первой и последней тетрадям приклеиваются
форзацы, с помощью которых блок в дальнейшем соединяется с переплетной крышкой.
Ведущий:
Переплеты бывают издательские, данные
книге при рождении, и владельческие, изготовленные по специальному заказу. По
времени изготовления – как современные книге, так и более поздние, оп
конструкции - полукожаные и цельнокожаные, а также коленковые. В большинстве случаев реставраторы стремятся
сохранить переплет, а на новый заменяют только издательские, не представляющие
большой ценности переплеты. Но и в этом случае очень важно, чтобы переплет не контрастировал
с книгой. Для этого строго соблюдается соответствие нового переплета стилю той эпохи,
когда книга появилась на свет, а для дополнительного исторического соответствия
применяются технологии искусственного состаривания. В процессе реставрации или
замена переплета всегда минимизируется ущерб его первозданности, и сохраняются
все его уникальные особенности – форзацы, наклейки, металлическая фурнитура и
так далее.
Ведущий:
Обложку, в отличие от переплета, который
можно заменить на новый, почти всегда реставрируют. Обложка у книги – одна на
всю жизнь, это неотъемлемый компонент книги, лишиться которого, значит, отнять
у книги её первоначальный характер.
Особенно это касается обложек с иллюстрациями, которые презентуют книгу как
художественный объект. Реставрация таких
книг обычно состоит из промывки обложки для избавления от грязи и продуктов
распада, освобождения от проржавевших металлических скрепок, заделки утрат и
перешивания книжного блока. Обычно по такой схеме реставрируют книги
раннесоветского периода: тогда книги печатали на дешевой бумаге, которая к
нашему времени нуждается в восстановлении.
Ведущий:
Для реставрации чаще всего используется
кожа растительного дубления, пергамент, бумага из растительного волокна, мучной
или крахмальный клей, льняные нити – это давно проверено временем, поэтому
смело может соперничать с лучшими современными материалами. Если же используют
новые заменители, то только те, которые не окажут вредного воздействия на переплет и бумагу, а при последующих
реставрационных работах смогут легко раствориться. Поврежденные или утраченные цветные части книги
восстанавливаются специальными реставрационными материалами, которые
окрашиваются в тон оригинала. Тщательная подгонка цвета – одна из самых главных
составляющих реставрационного процесса.
Ведущий:
В любом реставрационном процессе самым
важным считается не нанести ущерб информационной и художественной ценности
книги. Особенно бережно реставратор обращается с бумагой, на которой есть
текст, иллюстрации, гравюры и так далее.
Иногда бумага подвергается различным
обработкам – для удаления загрязнений или нейтрализации кислотности, но
это делается лишь в случаях крайней необходимости, так как окислители
способствуют дополнительному разрушению книги и лишают бумагу характерных и
обаятельных черт антикварного издания:
желтизны, коричневых ореолов вокруг бук.. Четкость шрифта в книге тоже обычно
не изменяют, а плохо видимые участки текста восстанавливают.
3.
Заключительная часть.
Ведущий:
Профессия «реставратор» существует в
нашей стране уже очень давно, но профильное образование появилось совсем
недавно: до этого искусство реставрации познавалось на практике и передавалось
от мастера к ученику. Отдавая свою собственную книгу на восстановление или приобретая уже отреставрированный экземпляр,
вы принимаете участие в сохранении этого уникального мастерства и продлеваете
жизнь вечным ценностям – старинным и современным книгам.
Ведущий:
Старые книги
уложатся в стопки,
Тихо скучают,
томятся в рядке.
Пыль вековая
поселится в строчки,
Век доживают
свой на чердаке.
Ведущий:
Выцвели буквы,
желтеют страницы,
Дух старины
откровеньем дохнёт.
Перед глазами
сменяются лица,
Кто-то из
предков мне книжку даёт.
Ведущий:
Титульный лист,
не хватает страницы,
Крупные буквы с
приставками ЯТЬ.
Связь поколений,
эпохи, границы,
Мысль
растворится и вспыхнет опять.
Ведущий:
Глажу потёртые
строчки рукою,
Пальцы под
натиском чувства дрожат.
Время летит и
несёт за собою,
Старые ходики
тоже спешат.[1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий