вторник, 13 июня 2017 г.

Сценарий
«Очумелые руки не ведают скуки»

Форма мероприятия: информационный час.
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цели:
·        Ознакомить учащихся с ремеслом реставраторов;
·        Рассказать об основных методах восстановления редких книг;
·        Пропаганда чтения и бережного отношения к книгам;
·        Воспитания чувства уважения к чужому труду, старине, книге.

1. Вступительное слово.
Ведущий:
В век информационных технологий и Интернета, среди нас остаются люди, которые предпочитают запах топографической краски, твердый переплет и желтые страницы настоящей книги. Многие из нас любят  держать книгу и листать шуршащие страницы. Но, к сожалению, любимая книга может истрепаться и прийти в негодное состояние. Реставрация представляет собой целое направление в книжном деле. Существуют люди, специально обученные для работы в этой области, которые занимаются в основном восстановлением коллекционных изданий, редких книг. А что такое редкая книга? (ответы)
Все попытки  предпринятые русскими библиофилами и библиографами дать точное определение понятию «редкая книга», не привели в итоге к формированию единой общепризнанной теории. Каждый из исследователей в этой области принимая или опровергая теории своих предшественников, стремился предложить свою, как ему казалось, наиболее полную и совершенную классификацию редкой книги. 
2. Основная часть.
Ведущий:
Реставрация – это не ремесло, не простое устранение изъянов и ни в коем случае не декоративное оформление. Реставрация  - камерный процесс, задача которого продлить книге жизнь, сохранив её образ, энергетику, информацию не только текстовую,  но и чувственную.  Работа с книгой всегда очень деликатна. Продлить книге жизнь в будущем, сохранив в ней прошлое, есть ничто иное Искусство.
Ведущий:
Каждое издание или рукопись имеет свою судьбу.  Реставрируя книгу, получают не новую глянцевую книжку, а сохранённую историю со всеми накопившимися ощущениями и прикосновениями.  Не редко для реставрации  используют не современные реставрационные материалы, а материалы того времени, когда книга была издана.
Ведущий:
Как вы думаете, в каких случаях приходится реставрировать книги? (ответы) Возможно, вы удивитесь, но многие книги в связи с недолжным обращением страдают от... грибка! Это ни что иное как книжная плесень.  А возможно книга просто испачкана вековой пылью, засалилась свечным воском, копотью, пятнами разного происхождения.  Или бумагу с картоном повело от влаги. А может быть в книге образовались ещё и помятости или даже разрывы листов?!  Да, всякое случается с книгой… может быть утерян корешок – частично или полностью. 
Ведущий:
Перед вами старая книга, у которой оторвалась обложка, и отклеиваются страницы.  Работать с такими книгами должны в специальных мастерских реставраторы, такую редкую и ценную книгу чинить с помощью скотча и обычного клея категорически нельзя. Помимо обновления твёрдой обложки, необходимо сделать новый форзац, подклеить блок, чтобы книга не теряла страницы, и сделать каптальню ленту.
Ведущий:
Для начала расскажем вам что такое «форзац» и «каптальная лента».  Каптал, или каптальная лента – это элемент книжного переплёта, используемый для крепления книжного блока к переплетённым книжкам. Придает конструкции книги дополнительную надежность.  Как правило, каптальную ленту изготавливают из марли или похожего материала.
Ведущий:
Форзац – это элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплетённой книжкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетённой книжки и место крепление последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные.
Ведущий:
В начале блок отделяется от переплетной крышки. Затем он разделяется на отдельные тетради.  Для этого разрезают и аккуратно удаляют нитки, которыми сшиты тетради в блок. Следы от клея со сгибов удаляют с помощью марлевого тампона, смоченного в теплой воде.
Ведущий:
Самые распространённые повреждения книжных страниц, требующие реставрации – ветхие уголки и обтрепанные края, разрывы, отсутствие фрагментов.  Особое внимание уделяют тому, чтобы бумага для реставрации походила на бумагу, которой напечатана книга, по цвету, структуре, направлению волокон.  Для склеивания бумаги и переплетных работ используется специальный клей.
Ведущий:
Очищение запачканных страниц пятнами от чернил производят так: на необходимую часть листа накладывают промокательную бумагу или другой впитывающий материал. Затем смачивают пятно 20%-ым раствором гидропеперита и накрывают промокательной бумагой. После кладут на книгу груз и дожидаются высыхания.  Так же для того, чтобы убрать пятна от  чернил используют лимонную кислоту или сок лимона.
Ведущий:
Если в книгу попадают металлические предметы, например скрепки, булавки, заколки, могут появиться пятна ржавчины. Для того чтобы убрать их, используют сернистую щелочь, а после это место обрабатывают щавелевой кислотой. Так же для удаления пятен ржавчины поверхность обрабатывают 2%-ым раствором соляной или уксусной кислоты, в последнем случае подогретой до 80-90 градусов. Только после использования кислоты необходимо протереть поверхность 3%-ым раствором нашатырного спирта.
Ведущий:
Жирные пятна  удаляются денатурированным спиртом и скипидаром. Лист также укладывают между двумя листами промокательной бумаги и нагревают место загрязнения утюгом. Даже обмакивают кисточку в горячий скипидар и смазывают с обеих сторон листа. Потом процедуру проводят повторно. А после этого смачивают спиртом.
Ведущий:
Ещё одна проблема в книге – это пятно желтого, зеленого или чёрного цвета. Оно возникает из-за заражения грибком. Дезинфекция такой книги производится обязательно. Обрабатывается она 3%-ым раствором формалина. В случае если речь идёт о переплёте из кожи, используют 5%-ый раствор тимола.  Всё это делают в хорошо проветриваемом помещении с использованием защиты в виде резиновых перчаток и марлевой повязки или респиратора. Ватный тампон смачивается в растворе и аккуратно удаляется грибок, после этого страницы книги высушиваются.
Ведущий:
Отреставрированные страницы собирают в книжные тетради, которые подбираются по порядку и сшиваются в книжный блок. После сшивания тетрадей блок помещается под пресс. Корешок блока обклеивают тканевой полоской и капталом. К первой и последней тетрадям приклеиваются форзацы, с помощью которых блок в дальнейшем соединяется с переплетной крышкой.
Ведущий:
Переплеты бывают издательские, данные книге при рождении, и владельческие, изготовленные по специальному заказу. По времени изготовления – как современные книге, так и более поздние, оп конструкции - полукожаные и цельнокожаные, а также коленковые.  В большинстве случаев реставраторы стремятся сохранить переплет, а на новый заменяют только издательские, не представляющие большой ценности переплеты. Но и в этом случае очень важно, чтобы переплет не контрастировал с книгой. Для этого строго соблюдается соответствие нового переплета стилю той эпохи, когда книга появилась на свет, а для дополнительного исторического соответствия применяются технологии искусственного состаривания. В процессе реставрации или замена переплета всегда минимизируется ущерб его первозданности, и сохраняются все его уникальные особенности – форзацы, наклейки, металлическая фурнитура и так далее.
Ведущий:
Обложку, в отличие от переплета, который можно заменить на новый, почти всегда реставрируют. Обложка у книги – одна на всю жизнь, это неотъемлемый компонент книги, лишиться которого, значит, отнять у книги её первоначальный  характер. Особенно это касается обложек с иллюстрациями, которые презентуют книгу как художественный объект.  Реставрация таких книг обычно состоит из промывки обложки для избавления от грязи и продуктов распада, освобождения от проржавевших металлических скрепок, заделки утрат и перешивания книжного блока. Обычно по такой схеме реставрируют книги раннесоветского периода: тогда книги печатали на дешевой бумаге, которая к нашему времени нуждается в восстановлении.
Ведущий:
Для реставрации чаще всего используется кожа растительного дубления, пергамент, бумага из растительного волокна, мучной или крахмальный клей, льняные нити – это давно проверено временем, поэтому смело  может соперничать с лучшими  современными материалами. Если же используют новые заменители, то только те, которые не окажут вредного воздействия  на переплет и бумагу, а при последующих реставрационных работах смогут легко раствориться. Поврежденные  или утраченные цветные части книги восстанавливаются специальными реставрационными материалами, которые окрашиваются в тон оригинала. Тщательная подгонка цвета – одна из самых главных составляющих реставрационного процесса.
Ведущий:
В любом реставрационном процессе самым важным считается не нанести ущерб информационной и художественной ценности книги. Особенно бережно реставратор обращается с бумагой, на которой есть текст, иллюстрации, гравюры и так далее.  Иногда бумага подвергается различным  обработкам – для удаления загрязнений или нейтрализации кислотности, но это делается лишь в случаях крайней необходимости, так как окислители способствуют дополнительному разрушению книги и лишают бумагу характерных и обаятельных черт  антикварного издания: желтизны, коричневых ореолов вокруг бук.. Четкость шрифта в книге тоже обычно не изменяют, а плохо видимые участки текста восстанавливают.
3. Заключительная часть.
Ведущий:
Профессия «реставратор» существует в нашей стране уже очень давно, но профильное образование появилось совсем недавно: до этого искусство реставрации познавалось на практике и передавалось от мастера к ученику. Отдавая свою собственную книгу на восстановление или  приобретая уже отреставрированный экземпляр, вы принимаете участие в сохранении этого уникального мастерства и продлеваете жизнь вечным ценностям – старинным и современным книгам.
Ведущий:
Старые книги уложатся в стопки,
Тихо скучают, томятся в рядке.
Пыль вековая поселится в строчки,
Век доживают свой на чердаке.
Ведущий:
Выцвели буквы, желтеют страницы,
Дух старины откровеньем дохнёт.
Перед глазами сменяются лица,
Кто-то из предков мне книжку даёт.
Ведущий:
Титульный лист, не хватает страницы,
Крупные буквы с приставками ЯТЬ.
Связь поколений, эпохи, границы,
Мысль растворится и вспыхнет опять.
Ведущий:
Глажу потёртые строчки рукою,
Пальцы под натиском чувства дрожат.
Время летит и несёт за собою,
Старые ходики тоже спешат.[1]




[1] Языковская модельная библиотека.

Комментариев нет: