Сценарий
«Язык моих предков угаснуть
не должен»
Форма мероприятия: Час русского языка.
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:
Цели:
·
формировать бережное отношение, как к родному, так и другим
языкам,
·
гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности
к своим предкам, народу, культуре,
·
воспитывать патриотизм, толерантность,
·
развивать речь детей, память, мышление.
·
познакомить учащихся с праздником – Международный день
родного языка
1. Вступительное слово.
Ведущий:

Горят,
как жар, слова
Иль
стынут, словно камни, –
Зависит
от того,
Чем
наделил их ты,
Какими
к ним в свой час
Притронулся
руками
И
сколько им отдал
Душевной
красоты.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! 6 июня
день рождения Александра Сергеевича Пушкина! Когда
говорят о русском языке, то самым первым всегда вспоминается Александр
Сергеевич Пушкин. Ведь именно его сказки мы слышим с самого раннего детства,
когда нам их читает мама. С детства мы запоминаем сказки о рыбаке и рыбке, о
мертвой царевне и семи богатырях, о попе и работнике его Балде, о царе Салтане
и о золотом петушке. Именно через поэзию Александра Сергеевича мы познаем
великое русское слово, жизнь всей России.
Ведущий:

Ведущий:
Русский язык – один из самых
богатых языков мира. Он звучен и мелодичен, располагает большим запасом слов. В
нём «…все оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и
мягких…»
Ведущий:
Всему
название дано –
И
зверю и предмету.
Вещей
вокруг полным-полно,
А
безымянных нету!
И
все, что может видеть глаз –
Над
нами и под нами, –
И
все, что в памяти у нас, –
Означено
словами.
Они
слышны и здесь, и там,
На
улице и дома:
Одно
– давно привычно нам,
Другое
– незнакомо…
Язык
– и стар, и вечно нов!
И это
так прекрасно –
В
огромном море – море слов –
Купаться
ежечасно!
Ведущий:
А сколько слов в русском
языке? На этот вопрос не может ответить ни один специалист. Известно только,
что в толковом словаре Владимира Ивановича Даля 200 тысяч русских слов, в словаре
Ожегова – 57 тысяч, а в произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч
слов.
Ведущий:
…Много
слов на земле…
Словом
можно убить,
Словом
можно спасти,
Словом
можно полки
За
собой повести.
Но
словам всем слова
В
языке у нас есть:
Слава,
Родина, Верность,
Свобода
и Честь.
На
каждом шагу, –
Как
знамена в чехле,
Их в
душе берегу.
Ведущий:
Главное назначение любого
языка – служить средством общения людей. С помощь языка мы выражаем свои мысли
и чувства. В нашей многонациональной стране русский язык является
государственным. Он входит в число языков, которые являются рабочими и
официальными в Организации Объединенных Наций, на нем написаны важнейшие
международные договоры и соглашения.
Ведущий:

Ведущий:
Говорил
он, между прочим,
«КрасИвее»,
«мы так хочим»
ДОсуг,
шОфер, прОцент, зАем,
«КвАртал,
пОртфель, билитень»,
«Поверх
плана выполняем»,
«Агент
звОнит цельный день».
Ведущий:
Да, незнакомы сейчас
школьники с культурой речи. Еще очень важно, с какой интонацией мы говорим
слова.
Когда
ты хочешь молвить слово,
Мой
друг, подумай – не спеши.
Оно
бывает то сурово,
То
рождено теплом души.
Оно
то жаворонком вьется,
То
медью траурной поет.
Покуда
слово сам не взвесишь,
Не
выпускай его в полет.
Ведущий:
Украсить речь, сделать ее
образной помогут пословицы. А знаете ли вы их? Мы говорим начало пословицы, а
вы заканчиваете.
День и ночь (сутки прочь)
Ведущий:
Минута (час бережет)
Делу время (потехе час)
Ведущий:
Поспешить – (людей насмешить)
Ведущий:
Тиши едешь (дальше будешь)
Ведущий:
Не спеши языком (торопись делом)
Ведущий:
А теперь угадайте, в каких
словах по сто согласных?
(стог, стол, стон, стоп)
Ведущий:
сколько гласных в словах
СЕМЬя и СОРОКа?
Ведущий:
чем кончается денЬ и ночь?
Ведущий:
Прав был Тургенев, когда
говорил, что такой язык может быть только у великого народа. А М.В. Ломоносов
отмечал: «…в нем [русском языке] великолепие испанского, живопись французского,
крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в
изображении краткость греческого и латинского языка найти можно». И при этом,
русский язык – язык мира и дружбы.
Ведущий:
Могуч русский язык. Сколько иностранных
захватчиков не раз пытались покорить русский народ, истребить русский язык,
подчинить его своей воле,… Но нет! Никогда не сломить им России, ни за что не
истребить единую русскую веру, не убить русский язык! Могучий, независимый,
сильный, живучий – всё это наш народ и наш родной язык!
Правдив русский язык! Он поражает нас
своим богатством, гибкостью, выразительностью. Звучит искренне, благозвучно,
гордо и независимо! Наш язык создавался и креп вместе с историей народа, с его
летописями, литературой, живописью, музыкой, песнями, народными сказаниями…
Ведущий:
Да! Известные мастера русского слова М.В.
Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как
язык великого, талантливого народа и не могли даже предположить, что заморские
слова так его заполнят!
Сегодня все наречия
планеты
Идут единой поступью под
марш,
Неся в себе культуру
милой речи,
И уникальность среди
равных масс.
Родной язык – богатое
наследство,
Пришедшее из глубины
веков.
Ты отражаешь мысли
человека,
Ты помогаешь выразить
любовь.
Ты создаешь из букв
стихотворенья.
Храня в запасах сотни
тысяч слов.
Спустившееся к нам
благословенье –
Родной язык, проникший в
нашу кровь.
Ведущий:
В своём прекрасном стихотворении в прозе
«Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и
свободным». Родной язык – наша гордость, наша слава и честь, наше богатство.
Ведущий:
Так давайте же
сохраним наш родной язык! А чтобы вы проверили свои знания русского языка, мы
подготовили для вас несколько заданий. (раздают листы с заданиями)
3. Заключительное слово.
Ведущий:

Ведущий:
Горького зоркость,
бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый
родник,
Блещет зеркальностью
русское слово -
Выучи русский язык!
Ведущий:
Мир разобщенных
безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно
велик.
Сын мой, работай, будь
людям полезен,
Выучи русский язык!
До новых встреч![1]
Приложения.
Отгадай!
Я с Л смягчённым - под
землёй
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате
любой,
В геометрической фигуре.
Ответ:_________________
С твёрдым Л я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только Л смягчите –
Сразу в танец превратите
Ответ:________________
И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду.
А с буквой И легко веду
Стальную птицу к небосводу.
Ответ:________________
Когда я с Д, я – часть
строенья,
А с Т – плохое настроенье.
Ответ:________________
С Л –лить слёзы заставляю,
С Ж – по воздуху летаю.
Ответ:________________
Начало – голос птицы,
конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёшь ты без труда.
Ответ:________________
Орфоэпия
Расставьте ударения в словах
Красивее,
случай, средства, щавель, украинский, августовский, звонишь.
Досуг,
жалюзи, балуясь, планер, поняла, мельком, гравер.
Обеспечение,
ходатайство, каталог, звонит, диспансер, договор, премировать.
Этимология
Название
этой книги состоит как бы из двух склеенных первых букв древнего алфавита. Как
называется эта книга?
Ответ:
________________
Это слово пришло к нам из
латинского языка, а в него из греческого. Первая часть слова переводится -
книга, а вторая – хранилище. Что это за слово?
Ответ: ____________________
Какой школьный предмет в
переводе с латинского языка означает «шар».
Ответ: ____________________
Древние римляне называли
самую яркую звезду Сириус, так как сейчас называют перерыв в занятиях.
Ответ: ____________________
В польском языке это предмет
означает «лохмотья», «негодный клочок бумаги». Как называют это предмет наши
школьники?
Ответ: ____________________
Фразеология
Одним словом передайте смысл фразеологизма
У чёрта на куличках
_________________________
Семи пядей во лбу _________________________
От горшка три вершка
_________________________
Когда рак на горе свистнет
_________________________
Хоть пруд пруди
_________________________
С гулькин нос
_________________________
Палец в рот не клади
_________________________
В голове ветер гуляет
_________________________
После дождичка в четверг
_________________________
Найди в тексте ошибки, исправь
их.
Молодой месец ниска весел над лесам.
Нежный его свет блистел в дождливых тучях. Пахло мокрай травой. В парке
куковала запаздалая кукушка.
Вам
предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными
именами), найдя пару каждому из них.
1. Буратино
|
А. Лококоб
|
2. Мальвина
|
Б. Алеймбра
|
3. Дюймовочка
|
В. Линьс
|
4. Колобок
|
Г. Отианбур
|
5. Бармалей
|
Д. Алишастр
|
6. Мойдодыр
|
Е. Иванальм
|
7. Нильс
|
Ж. Мокчайювод
|
8. Страшила
|
З. Урачебшка
|
9. Чебурашка
|
И. Отошкат
|
10. Тотошка
|
К. Дырдомой
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий