Сценарий
«Искусство оформления книг: творчество
художников-иллюстраторов»
Форма
мероприятия: урок-вернисаж.
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
·
Познакомить
детей с искусством оформления обложки;
·
Воспитывать
любовь и интерес к искусству;
·
Развивать
ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность;
·
Развивать в
детях стремление к творчеству, литературе, эстетике.
1.Вступительное
слово.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Скажите мне, что я
держу в руках. (ответы детей) Правильно, это книга. Каждый раз, приходя к нам в
библиотеку, вы неоднократно берете в руки томики различных произведений:
теребите в руках, осматриваете обложку, с интересом заглядываете внутрь, ожидая
увидеть красочные иллюстрации. Создание книги – великий и кропотливый труд.
Именно поэтому мы всегда просим вас трепетно относиться к книге, как к своему
другу.
2.Основная
часть.
Ведущий:
Часто говорят «не суди книгу по её
обложке». Но так или иначе, первое, на что мы обращаем внимание – внешний вид
книги, её оформление. Искусство оформления книги как особая область
изобразительного искусства имеет достаточно богатую историю. В разные времена
виднейшие мастера обращались к работе над книжным оформлением: Сандро
Боттичелли, Дюрер, Рубенс. В России книжная иллюстрация увлекала больших
мастеров 19 века: П. Соколов и А. Агин иллюстрировали «Мертвые души», И.Репин –
произведения Л. Толстого, В. Серов, создал серию работ к басням И. Крылова.
Образы литературных героев вдохновляли лучших художников 20 века: Домье, Дега,
Эдуарда Мане. Невозможно представить историю отечественной художественной книги
20 века без работ В. Фаворского и Е. Кибрика. Наследие, оставленное мастерами,
свидетельствует, о том, что, хотя изобразительный ряд оформления книги и должен
соответствовать содержанию и стилю литературного произведения, но это отнюдь не
делает изобразительную часть художественно-обедненной, второстепенной формой
творчества, как считают некоторые обыватели. Истинная иллюстрация призвана
дополнять и обогащать литературное произведение, оставаясь полноправным видом
изобразительного искусства.
Ведущий:
В 105 г. н.э. было
сделано великое открытие: китайцы научились делать бумагу. Чиновник по имени
Кай Лунь выварил в воде обрезки шёлка, древесную кору и бам - бук, после чего
превратил эту смесь в кашеобразную массу, которую раскатал на плоской
поверхности. В результате получился тонкий ровный лист бумаги. После этого
бумагу вывешивали для просушки. Китайцы, как и египтяне, использовали
иероглифы, их было более 40 тысяч.
Ведущий:
Книги в средневековой
Европе В течение средних веков крупные книжные собрания были созданы
христианской церковью в монастырях и при больших храмах. Тяжёлым был труд
переписчика книг. Первую букву каждого абзаца рисовали красной краской –
«писать с красной строки». Не один год уходил на переписку книги. Потом листы
сшивали и «одевали» в деревянные переплёты, обтянутые кожей, украшенные
драгоценными камнями. Отсюда пошло выражение «прочесть книгу от доски до доски
».
Ведущий:
Начало книгопечатания В
15 веке немец Иоганн Гутенберг придумал металлические литеры буквы. Из них
мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск
букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось по Европе.
Ведущий:
Далеко ушла от своих
древних предков книга. Она стала легче, радует глаз ровными строчками набора,
радужным многоцветьем переплетов, красочными иллюстрациями, порой обложка книги
завораживает не меньше чем её содержание!
Ведущий:
Например, иллюстрации
Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина очень красочны и полны экспрессии. Она
создала замечательные картинки к пушкинскому «Лукоморью» и другим произведениям
Пушкина. Первой книгой, проиллюстрированной художницей, была «Сказка о мертвой
царевне».
Ведущий:
«Сказка о рыбаке и
рыбке» с рисунками Конашевича является ярким примером того, что
художник-иллюстратор несет на себе ответственность не меньшую, чем сам автор!
Один из ярчайших художников начала XX века, входивший в объединение «Мир
искусства». Билибинский стиль совершенно особенный и пронизан духом русской
старины. Его картинки к пушкинским сказкам выглядят строго и подойдут скорее
для детей постарше. Они отличаются декоративностью и орнаментальностью. Билибин
создавал не только книжные иллюстрации к сказкам Пушкина, но и театральные
декорации и костюмы к опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”.
Ведущий:
Один из самых ярких
примеров талантливых иллюстраторов это Надя Рушева. Она никогда
не училась ни рисунку, ни графике. Девочка просто брала бумагу
и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала
эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной
резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист
и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу.
Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся
их чем-нибудь обвести», — говорила художница.
Ведущий:
В немецких
искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за
эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница
виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.
При этом рушевские
иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками
Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины
сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше
похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.
3.Заключительная часть:
Ведущий:
Ребята, а вам хотелось
когда-нибудь самим нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь моменту из
понравившегося произведения? (ответы детей) Замечательно! Тогда у меня есть для
вас предложение. В течении недели вы должны будете принести свои иллюстрации –
не важно в каком стиле и чем они будут нарисованы – тут вам даётся полная воля
фантазии и воображению. Наш конкурс назовём «Арт-студия Пушкина», от вас требуется проявить всю свою фантазию и
изобразить одну из сцен произведения Александра Сергеевича Пушкина на бумаге. А
те, кто займет первые три места, оформят по одной страничке в нашем «Журнале
приключений». Таким образом вы увековечите свои труды в нашей библиотеке.
Остальные рисунки будут выставлены в качестве украшения библиотеки. С
нетерпением жду ваши работы, до новых встреч![1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий