вторник, 8 августа 2017 г.

Сценарий
«Искусство оформления книг: творчество художников-иллюстраторов»
Форма мероприятия: урок-вернисаж.
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цели:
·        Познакомить детей с искусством оформления обложки;
·        Воспитывать любовь и интерес к искусству;
·        Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную   активность;
·        Развивать в детях стремление к творчеству, литературе, эстетике.

1.Вступительное слово.
Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Скажите мне, что я держу в руках. (ответы детей) Правильно, это книга. Каждый раз, приходя к нам в библиотеку, вы неоднократно берете в руки томики различных произведений: теребите в руках, осматриваете обложку, с интересом заглядываете внутрь, ожидая увидеть красочные иллюстрации. Создание книги – великий и кропотливый труд. Именно поэтому мы всегда просим вас трепетно относиться к книге, как к своему другу.

2.Основная часть.
Ведущий:
Часто говорят «не суди книгу по её обложке». Но так или иначе, первое, на что мы обращаем внимание – внешний вид книги, её оформление. Искусство оформления книги как особая область изобразительного искусства имеет достаточно богатую историю. В разные времена виднейшие мастера обращались к работе над книжным оформлением: Сандро Боттичелли, Дюрер, Рубенс. В России книжная иллюстрация увлекала больших мастеров 19 века: П. Соколов и А. Агин иллюстрировали «Мертвые души», И.Репин – произведения Л. Толстого, В. Серов, создал серию работ к басням И. Крылова. Образы литературных героев вдохновляли лучших художников 20 века: Домье, Дега, Эдуарда Мане. Невозможно представить историю отечественной художественной книги 20 века без работ В. Фаворского и Е. Кибрика. Наследие, оставленное мастерами, свидетельствует, о том, что, хотя изобразительный ряд оформления книги и должен соответствовать содержанию и стилю литературного произведения, но это отнюдь не делает изобразительную часть художественно-обедненной, второстепенной формой творчества, как считают некоторые обыватели. Истинная иллюстрация призвана дополнять и обогащать литературное произведение, оставаясь полноправным видом изобразительного искусства.
Ведущий:
В 105 г. н.э. было сделано великое открытие: китайцы научились делать бумагу. Чиновник по имени Кай Лунь выварил в воде обрезки шёлка, древесную кору и бам - бук, после чего превратил эту смесь в кашеобразную массу, которую раскатал на плоской поверхности. В результате получился тонкий ровный лист бумаги. После этого бумагу вывешивали для просушки. Китайцы, как и египтяне, использовали иероглифы, их было более 40 тысяч.
Ведущий:
Книги в средневековой Европе В течение средних веков крупные книжные собрания были созданы христианской церковью в монастырях и при больших храмах. Тяжёлым был труд переписчика книг. Первую букву каждого абзаца рисовали красной краской – «писать с красной строки». Не один год уходил на переписку книги. Потом листы сшивали и «одевали» в деревянные переплёты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Отсюда пошло выражение «прочесть книгу от доски до доски ».
Ведущий:
Начало книгопечатания В 15 веке немец Иоганн Гутенберг придумал металлические литеры буквы. Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось по Европе.
Ведущий:
Далеко ушла от своих древних предков книга. Она стала легче, радует глаз ровными строчками набора, радужным многоцветьем переплетов, красочными иллюстрациями, порой обложка книги завораживает не меньше чем её содержание!
Ведущий:
Например, иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина очень красочны и полны экспрессии. Она создала замечательные картинки к пушкинскому «Лукоморью» и другим произведениям Пушкина. Первой книгой, проиллюстрированной художницей, была «Сказка о мертвой царевне».
Ведущий:
«Сказка о рыбаке и рыбке» с рисунками Конашевича является ярким примером того, что художник-иллюстратор несет на себе ответственность не меньшую, чем сам автор! Один из ярчайших художников начала XX века, входивший в объединение «Мир искусства». Билибинский стиль совершенно особенный и пронизан духом русской старины. Его картинки к пушкинским сказкам выглядят строго и подойдут скорее для детей постарше. Они отличаются декоративностью и орнаментальностью. Билибин создавал не только книжные иллюстрации к сказкам Пушкина, но и театральные декорации и костюмы к опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”.
Ведущий:
Один из самых ярких примеров талантливых иллюстраторов это Надя Рушева. Она никогда не училась ни рисунку, ни графике. Девочка просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.
Ведущий:
В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.

При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.
3.Заключительная часть:
Ведущий:
Ребята, а вам хотелось когда-нибудь самим нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь моменту из понравившегося произведения? (ответы детей) Замечательно! Тогда у меня есть для вас предложение. В течении недели вы должны будете принести свои иллюстрации – не важно в каком стиле и чем они будут нарисованы – тут вам даётся полная воля фантазии и воображению. Наш конкурс назовём «Арт-студия Пушкина»,  от вас требуется проявить всю свою фантазию и изобразить одну из сцен произведения Александра Сергеевича Пушкина на бумаге. А те, кто займет первые три места, оформят по одной страничке в нашем «Журнале приключений». Таким образом вы увековечите свои труды в нашей библиотеке. Остальные рисунки будут выставлены в качестве украшения библиотеки. С нетерпением жду ваши работы, до новых встреч![1]




[1] Языковская модельная библиотека.

Комментариев нет: