вторник, 5 сентября 2017 г.

Сценарий
«Океан, которого нет на карте и глобусе»

Форма мероприятия: экологический урок.
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:
Цели:
·        формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде;
·        развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.

1.Вступительное слово.
Ведущий:


Какого океана нет ни на карте, ни на глобусе? Что такое метеорит? Откуда в воде пузырьки? На эти и многие другие вопросы мы ответим на этом уроке. Мы узнаем, что такое атмосфера, где она находится и каково значение атмосферы для всего живого на Земле, проведем массу увлекательных опытов по доказательству присутствия воздуха.

Ведущий:
На сним­ках наша пла­не­та из кос­мо­са ка­жет­ся го­лу­бой, но этот цвет ей при­да­ют не толь­ко оке­а­ны воды, но и ат­мо­сфе­ра – океан, ко­то­ро­го нет на карте – воз­душ­ная среда, вра­ща­ю­ща­я­ся вме­сте с Зем­лей. «Дном» этого воз­душ­но­го оке­а­на яв­ля­ет­ся сама Земля.
Ведущий:
Зна­че­ние ат­мо­сфе­ры для Земли огром­но. Это проще по­нять, если рас­смот­реть дру­гой объ­ект сол­неч­ной си­сте­мы: на Луне нет ат­мо­сфе­ры, по­это­му там слу­ча­ют­ся рез­кие и силь­ные пе­ре­па­ды тем­пе­ра­ту­ры: осве­щен­ная сто­ро­на про­гре­ва­ет­ся до +130°, а неосве­щен­ная охла­жда­ет­ся до -180°.
2. Основная часть.
Ведущий:
Ат­мо­сфе­ра за­щи­ща­ет все живое на Земле от хо­ло­да кос­ми­че­ско­го про­стран­ства и гу­би­тель­ной сол­неч­ной ра­ди­а­ции. На­гре­тый слой воз­ду­ха у по­верх­но­сти Земли удер­жи­ва­ет тепло, как оде­я­ло. Он не дает нашей пла­не­те охла­ждать­ся до той тем­пе­ра­ту­ры, при ко­то­рой все живое по­гиб­ло бы. Как коль­чу­га за­щи­ща­ет ры­ца­ря от уда­ров меча про­тив­ни­ка, так ат­мо­сфе­ра за­щи­ща­ет Землю от ме­тео­ри­тов, ме­тал­ли­че­ских или ка­ме­ни­стых тел, па­да­ю­щих на Землю из меж­пла­нет­но­го про­стран­ства.
Ведущий:
А знаете ли вы, что такое «метеорит»? (ответы детей). Метеорит – физическое тело, представляющее собой каменно-металлическую массу, падающую на Землю из межпланетного пространства.
Ведущий:
На пути Земли в кос­ми­че­ском про­стран­стве встре­ча­ет­ся нема­ло мел­ких кам­ней и огром­ных ка­мен­ных глыб, ко­то­рые дви­жут­ся во­круг Солн­ца. Из­бе­жать столк­но­ве­ния невоз­мож­но. Когда ме­тео­ри­ты про­ле­та­ют вб­ли­зи Земли, неко­то­рые из них вле­та­ют в зем­ную ат­мо­сфе­ру со ско­ро­стью 30- 200 тысяч ки­ло­мет­ров в час. Из­вест­но, что если силь­но по­те­реть ла­до­ни рук друг о друга, то они разо­гре­ют­ся. Это ре­зуль­тат тре­ния. То же про­ис­хо­дит кам­ня­ми во время по­ле­та в ат­мо­сфе­ре. Они так силь­но разо­гре­ва­ют­ся, что сго­ра­ют в ат­мо­сфе­ре, не до­стиг­нув по­верх­но­сти Земли.
Ведущий:

Од­на­ко неко­то­рым, наи­бо­лее круп­ным из небес­ных кам­ней, уда­ет­ся про­бить за­щит­ный слой Земли и до­стичь ее по­верх­но­сти. Если бы не было воз­душ­ной обо­лоч­ки, ме­тео­ри­ты сы­па­лись бы сплош­ным до­ждем.
Ведущий:
Ат­мо­сфе­ра от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де, но, не смот­ря на это, ничто живое без нее не су­ще­ство­ва­ло бы. Воз­дух необ­хо­дим для ды­ха­ния и людей, и жи­вот­ных, и рас­те­ний. Ат­мо­сфе­ра везде – воз­дух на­хо­дит­ся во­круг нас. Он за­пол­ня­ет все пу­сто­ты, пе­ще­ры, ямы; про­ни­ка­ет даже в мик­ро­ско­пи­че­ские тре­щин­ки; со­дер­жит­ся в почве, в живых ор­га­низ­мах, в воде.
Ведущий:
Воз­дух про­зра­чен и бес­цве­тен, но его можно об­на­ру­жить, если быст­ро дви­гать­ся, можно по­чув­ство­вать, если под­не­сти руку к кла­па­ну на­дув­но­го мат­ра­ца, круга или если сдуть воз­душ­ный шарик.
Ведущий:
До­ка­зать, что воз­дух всюду можно с по­мо­щью неслож­ных опы­тов.
Если по­ло­жить на столе несколь­ко мел­ких ку­соч­ков бу­ма­ги и взмах­нуть над ними га­зе­той, они пе­ре­ле­тят на дру­гое место, по­то­му что воз­дух при­шел в дви­же­ние и “под­хва­тил” на своем пути бу­ма­гу.
Ведущий:
Если опу­стить в ста­кан с водой ку­со­чек су­ха­ря или мела, к по­верх­но­сти воды нач­нут под­ни­мать­ся мел­кие пу­зырь­ки. Когда тело опус­ка­ют в воду, она вы­тес­ня­ет воз­дух из всех щелей и от­вер­стий, ко­то­рые он за­ни­мал. И воз­дух стре­мит­ся к по­верх­но­сти воды в форме пу­зырь­ков.
Ведущий:
Как вы думаете, сколько весит воздух?  То, что мы не видим воздух,  не значит, что он ничего не весит. Оказывается, очень даже весит! На каждого человека воздух давит с силой больше чем 15 тонн. Это вес трех грузовиков! Почему же мы тогда не чувствуем этой тяжести? Потому что в организме человека тоже есть воздух, который давит с такой же точно силой изнутри.
Ведущий:
А самому первому пришло в голову взвесить воздух итальянскому ученому Галилео Галилей. Он придумал одну хитрость. Взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Как вы думаете, чаша с шаром поднялась или опустилась и почему? (Поднялась, т.к. в шаре не осталось воздуха, и он стал легче). Сейчас воздух взвешивают при помощи специальных стеклянных шаров.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
Говорить о самом необычном океане Земли можно ещё долго. Например, о свойствах воздуха или о такой серьезной проблеме как загрязнение воздуха. Но это уже темы других мероприятий, которые, надеемся, тоже вам понравятся.
Ведущий:
Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звуки слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Ведущий:
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Ведущий:
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Ведущий:
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?[1]










[1] Языковская модельная библиотека.

Комментариев нет: