Сценарий
«Океан, которого нет на карте и глобусе»
Форма мероприятия: экологический урок.
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:
Цели:
·
формирование
знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов
показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде;
·
развитие
познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в
литературных источниках и справочниках.
1.Вступительное слово.
Ведущий:
Какого океана
нет ни на карте, ни на глобусе? Что такое метеорит? Откуда в воде пузырьки? На
эти и многие другие вопросы мы ответим на этом уроке. Мы узнаем, что такое
атмосфера, где она находится и каково значение атмосферы для всего живого на
Земле, проведем массу увлекательных опытов по доказательству присутствия
воздуха.
Ведущий:
На снимках наша
планета из космоса кажется голубой, но этот цвет ей придают не только
океаны воды, но и атмосфера – океан, которого нет на карте – воздушная
среда, вращающаяся вместе с Землей. «Дном» этого воздушного океана
является сама Земля.
Ведущий:
Значение атмосферы
для Земли огромно. Это проще понять, если рассмотреть другой объект солнечной
системы: на Луне нет атмосферы, поэтому там случаются резкие и сильные
перепады температуры: освещенная сторона прогревается до +130°,
а неосвещенная охлаждается до -180°.
2. Основная часть.
Ведущий:
Атмосфера защищает
все живое на Земле от холода космического пространства и губительной
солнечной радиации. Нагретый
слой воздуха у поверхности Земли удерживает тепло, как одеяло. Он не
дает нашей планете охлаждаться до той температуры, при которой все
живое погибло бы. Как
кольчуга защищает рыцаря от ударов меча противника, так атмосфера
защищает Землю от метеоритов, металлических или каменистых тел, падающих
на Землю из межпланетного пространства.
Ведущий:
А знаете ли вы,
что такое «метеорит»? (ответы детей). Метеорит – физическое тело,
представляющее собой каменно-металлическую массу, падающую на Землю из
межпланетного пространства.
Ведущий:
На пути Земли в
космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных
каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения
невозможно. Когда метеориты пролетают вблизи Земли, некоторые из
них влетают в земную атмосферу со скоростью 30- 200 тысяч километров
в час. Известно, что если сильно потереть ладони рук друг о друга, то
они разогреются. Это
результат трения. То же происходит камнями во время полета в атмосфере. Они так сильно
разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности
Земли.
Ведущий:
Однако некоторым,
наиболее крупным из небесных камней, удается пробить защитный слой
Земли и достичь ее поверхности. Если бы не было воздушной оболочки,
метеориты сыпались бы сплошным дождем.
Ведущий:
Атмосфера относится
к неживой природе, но, не смотря на это, ничто живое без нее не существовало
бы. Воздух необходим для дыхания и людей, и животных, и растений. Атмосфера
везде – воздух находится вокруг нас. Он заполняет все пустоты, пещеры,
ямы; проникает даже в микроскопические трещинки; содержится в
почве, в живых организмах, в воде.
Ведущий:
Воздух прозрачен
и бесцветен, но его можно обнаружить, если быстро двигаться, можно почувствовать,
если поднести руку к клапану надувного матраца, круга или если сдуть
воздушный шарик.
Ведущий:
Доказать, что
воздух всюду можно с помощью несложных опытов.
Если положить
на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой,
они перелетят на другое место, потому что воздух пришел в движение и
“подхватил” на своем пути бумагу.
Ведущий:
Если опустить в
стакан с водой кусочек сухаря или мела, к поверхности воды начнут подниматься
мелкие пузырьки. Когда тело опускают в воду, она вытесняет воздух из
всех щелей и отверстий, которые он занимал. И воздух стремится к поверхности
воды в форме пузырьков.
Ведущий:
Как вы думаете,
сколько весит воздух? То, что
мы не видим воздух, не значит, что он ничего не весит. Оказывается, очень даже весит! На
каждого человека воздух давит с силой больше чем 15 тонн. Это вес трех
грузовиков! Почему же мы тогда не чувствуем этой тяжести? Потому что в
организме человека тоже есть воздух, который давит с такой же точно силой
изнутри.
Ведущий:
А самому первому пришло в голову взвесить воздух
итальянскому ученому Галилео Галилей. Он придумал одну хитрость. Взял медный шар с отверстием и
поставил на весы. А затем откачал воздух, заткнул отверстие и снова положил на
весы. Как вы думаете, чаша с шаром поднялась или опустилась и почему? (Поднялась, т.к. в шаре не осталось воздуха,
и он стал легче). Сейчас воздух взвешивают при помощи специальных стеклянных
шаров.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
Говорить о самом необычном океане Земли можно ещё долго.
Например, о свойствах воздуха или о такой серьезной проблеме как загрязнение воздуха. Но это
уже темы других мероприятий, которые,
надеемся,
тоже вам понравятся.
Ведущий:
Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звуки слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Ведущий:
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Ведущий:
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Ведущий:
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?[1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий