суббота, 4 ноября 2017 г.

Сценарий
«Бессмертие подвига»
Форма мероприятия: беседа - диалог
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники: 

Цели:
ü Способствовать формированию понимания значения Дня народного единства для России и его значения в мире;
ü Развивать любознательность и любопытство к традициям и обычаям своей страны;
ü Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа.

1. Вступительное слово.
Ведущий:


С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на  труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем  одной судьбой,
Сегодня день единства
Мы празднуем с тобой!

Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября  вся Россия отмечает День народного единства.  Этот день занимает особое  место среди государственных праздников современной России. Он связан  с событиями
2. Основная часть.
Ведущий:
Русские люди всегда любили свою Родину.  Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. Нас не покидает чувство гордости  за свою могучую и свободолюбивую родину, за ее славный народ.
Ведущий:
4 ноября  -  это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства.  Именно в единстве, единении народа – сила России.  Но откуда мы с вами это знаем? (ответы учащихся).  Правильно из истории!
Ведущий:
Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала  времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, и для грабежа и разбоя  всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще  - кровавыми.
Ведущий:
 Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что   менялись не только правители, но и сами формы  правления. Но страна снова и снова  восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее  на зависть  врагам.
Ведущий:
Родина и Единство …   Скажите, а как вы понимаете  слова? (ответы учащихся)    хорошо молодцы.
Итак, это значит:
ü быть вместе;
ü быть заодно;
ü делить радость и горе;
ü поддерживать друг друга.
Можно сказать, что только тогда, когда народ един в своих решениях, можно достичь успеха и процветания. А в чем  вы видите смысл праздника,  о котором мы говорим сейчас?  (ответы учащихся) правильно  - в единстве, единении народа – сила России.
Ведущий:
Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем мы его  с 2005 года.  Но ведь самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень давняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века.
Ведущий:
Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось смутой. Скажите, а как вы понимаете, что такое  смута? (ответы учащихся)    (когда все смешалось и ничего не понять). Скажите, а что нужно  для того, чтоб в государстве был порядок? (ответы учащихся)   (правительство,  армия, законы)
Ведущий:
 Итак,  в 17 веке в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда - отворяй ворота.
Ведущий:
Сразу же два года подряд были неурожайными, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех года занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II.
Ведущий:
Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II.   А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей. Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.
Ведущий:
Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело - изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев. Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.
Ведущий:
Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери. В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.
Ведущей:
Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили  героев ополчения?       (ответы учащихся) Правильно  это памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.
Ведущий:
 Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника.  Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Ведущий:
Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
Ведущий:
 Были в нашей истории в разные века страшные времена, война 1812 года, Великая Отечественная война. И во все времена русские люди в борьбе с врагом были едины.
Но именно подвиг ополченцев 1612 года показал всем, кто хочет завоевать Россию, что сделать это невозможно никогда, ни в какие времена.
Ведущий:
Хочется услышать ваше мнение. Как вы считаете, почему русский народ победил? Какие примеры мужества и единения народа вы могли бы привести? Какие истории, связанные с борьбой русского народа за мир и свободу России, вам известны? (Ответы учащихся)
Ведущий:
А теперь наступило время викторины.
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? (Речь Посполитая.)
2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? (Прокопий Петрович Ляпунов.)
3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? (Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.)
4. Кому принадлежат слова призыва: «...Буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать...»? (Козьме Минину.)
Ведущий:
5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения вновь прибывавшими силами перед походом на Москву? (Ярославль.)
6. Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинский вор»? (Лжедмитрия II.)
7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком храме идет речь? (Казанский собор на Красной площади в Москве.)
8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? (С воцарением Михаила Романова.)
9. В каком году впервые было установлено празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? (В 1649 году.)
10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства.)
3. заключительное слово.
Ведущий:
Мы живем в мирное время, однако и в наши дни звучат голоса о том, что стоит пересмотреть историю, изменить границы, в которых живут страны и народы. Как вы думаете, такое возможно? Как можно с этим бороться? Может ли такое быть с Россией? (Ответы учащихся).
Ведущий:
 День освобождение Москвы от захватчиков  празднуется как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые ценности, это праздник дружбы и объедения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а в не силе.  Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить Родину и помогать друг другу, уметь искренне прощать. 
Ведущий:
И помните, будьте достойны   своих славных предков!  Всего вам доброго!  До новых встреч![1]




[1] Языковская модельная библиотека им. А. С. Пушкина

Комментариев нет: