вторник, 23 января 2018 г.

Сценарий
«Планета Led»
Форма мероприятия: познавательный курок
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цели:
ü Обобщение и систематизирование  знания детей о зиме, зимних явлениях;
ü расширение представлений детей о свойствах льда;
ü развивать речь, мышление, воображение;
ü воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

1. Вступительное слово.
Ведущий:

Здравствуйте ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.

Ведущий:
Как вы думаете, о каком времени года рассказывается в этом стихотворении? (ответы детей)  Верно, о зиме. Ребята, кто догадался, что это за тройка скакунов в санях? (ответы детей) Да, тройка скакунов, запряженных в сани - это три зимних месяца. Назовите зимние месяцы (ответы детей).
Ведущий:
Ребята, какие зимние явления вы знаете?  (ответы детей) Как вы думаете, что такое позёмка? (ответы детей) Это снег, переносимый ветром низко над землей без снегопада.
Ведущий:
Про какое зимнее явление говорят - метёт? (ответы детей). Правильно  метель  или вьюга, буран – это ветер  со снегопадом. А если зимой очень морозно, метут метели, какая тогда зима? (ответы детей).
2. Основная часть.
Ведущий:
Ребята  послушайте и разгадайте загадку.
Досок нет, и топоров,
Через речку мост готов.
Он как синее стекло,
Скользко, весело, светло.
Правильно, ребята, это лёд.
Ведущий:
Всем детям, несомненно, нравится лед, который зимой дарит столько радости. Катание с горки, на коньках — красота!  В природе лед встречается там, где холодно. И это неспроста. Оказывается, что такое известное вещество, как вода, при охлаждении до определенной температуры затвердевает и превращается в лед. Итак, лед – это замерзшая вода. Когда наступает зима, поверхность рек и озер покрывается льдом.
Ведущий:
Предлагаем вам  игру «Хорошо-плохо».
 - Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
 - Что можно делать на катке, залитом льдом?  (На льду можно кататься на коньках).
 - Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
 - Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
 - Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
 - Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются)
Ведущий:
Молодцы!  Скажите, а почему лед не тонет в воде? (ответы детей)
По какой причине мы наблюдаем лед именно на поверхности воды, а не где-то в глубине? Причина в том, что плотность льда меньше, чем у воды. За счет меньшей плотности лед легче воды и плавает на ее поверхности.
Ведущий:
А кто знает,  почему лед скользкий? (ответы детей)  Так почему же лед скользкий? На этот вопрос знают ответ ученые-физики. Они объясняют, что при давлении на поверхность льда (когда мы наступаем на лед ногой или катимся по нему на коньках) лед немного плавится и возникает тонкая водяная пленка, которая и обеспечивает скольжение. Свойство льда – скользкость — очень нравится всем и детям и взрослым. Ведь как здорово зимой скатиться с высокой ледяной горки, покататься на катке на фигурных коньках или поиграть в хоккей!
Ведущий:
А теперь предлагаем вам послушать сказку-загадку «Вода и воздух».
Жили-были океан (у него было очень-очень много воды) и атмосфера - это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения, в воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения - водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым.
Ведущий:
А теперь  вопрос:  Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил? (ответы детей)
Правильно молодцы!  Для жизни нужны и воздух, и вода. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды.
Ведущий:
А вот следующий вопрос для вас  - всегда ли тает лед? (ответы детей)
отлично вы правы. Ведь в  нашем сознании лед неразрывно связан с зимой. А есть ли места на нашей планете Земля, где лед не тает никогда? Да, такие места есть. Это ледники, которые находятся на вершинах высоких гор и в полярных областях Земли — в Арктике и в Антарктиде. Причем наибольшие запасы льда накоплены именно в ледниках Антарктиды, где толщина льда местами достигает четырех километров! Ледники, соприкасающиеся с океаном, рождают айсберги. Айсберг – это часть ледника, отколовшаяся от него и свободно плавающая в океане. Айсберги представляют определенную опасность для мореплавателей.
Ведущий:
А кто скажет, какое есть практическое использование льда? (ответы  детей)
Способность льда накапливать холод люди давно научились использовать в практических целях. Еще в древние времена они устраивали искусственные ледники для хранения скоропортящихся продуктов. Такой ледник представлял собой деревянный сруб, врытый в землю и накрытый толстым слоем земли и дерна. Получившееся подземное помещение зимой наполняли льдом, который не таял даже летом.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
Ребята, вы должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные.
Ведущий:
Ребята,  а что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей) Вы сегодня такие молодцы!  На этом наш урок завершается. Всего хорошего до новых встреч![1]    





        




[1] Языковская модельная библиотека им. А.С. Пушкина

Комментариев нет: