Сценарий
«Планета Led»
Форма мероприятия: познавательный курок
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:
Цели:
ü Обобщение и
систематизирование знания детей о зиме,
зимних явлениях;
ü расширение
представлений детей о свойствах льда;
ü развивать речь,
мышление, воображение;
ü воспитывать
интерес к явлениям неживой природы.
1. Вступительное слово.
Ведущий:
Здравствуйте
ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится.
Тройка, тройка
прилетела.
Скакуны в той
тройке белы.
А в санях сидит
царица –
Белокоса,
белолица.
Как махнула
рукавом –
Всё покрыла
серебром.
Ведущий:
Как вы думаете,
о каком времени года рассказывается в этом стихотворении? (ответы детей) Верно, о зиме.
Ребята, кто догадался, что это за тройка скакунов в санях? (ответы детей) Да, тройка скакунов,
запряженных в сани - это три зимних месяца. Назовите зимние месяцы (ответы детей).
Ведущий:
Ребята, какие
зимние явления вы знаете? (ответы детей)
Как вы думаете, что такое позёмка? (ответы
детей) Это снег, переносимый ветром низко над землей без снегопада.
Ведущий:
Про какое зимнее
явление говорят - метёт? (ответы детей).
Правильно метель или вьюга, буран – это ветер со снегопадом. А если зимой очень морозно,
метут метели, какая тогда зима? (ответы
детей).
2. Основная часть.
Ведущий:
Ребята послушайте и разгадайте загадку.
Досок нет, и
топоров,
Через речку мост готов.
Он как синее стекло,
Скользко, весело, светло.
Через речку мост готов.
Он как синее стекло,
Скользко, весело, светло.
Правильно,
ребята, это лёд.
Ведущий:
Всем детям,
несомненно, нравится лед, который зимой дарит столько радости. Катание с горки,
на коньках — красота! В природе лед
встречается там, где холодно. И это неспроста. Оказывается, что такое известное
вещество, как вода, при охлаждении до определенной температуры затвердевает и
превращается в лед. Итак, лед – это замерзшая вода. Когда наступает зима,
поверхность рек и озер покрывается льдом.
Ведущий:
Предлагаем вам игру
«Хорошо-плохо».
- Скажите, что хорошего в том, что
вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
- Что можно делать на катке, залитом
льдом? (На льду можно кататься на коньках).
- Когда можно перейти через речку
пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
- Как можно остудить напиток?
(Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
- Что прикладывают к ушибу, чтобы
ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
- Что плохого, когда вода
замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто
случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает
на ветках, проводах и они ломаются)
Ведущий:
Молодцы! Скажите, а почему лед не тонет в воде? (ответы
детей)
По какой причине мы наблюдаем лед именно на поверхности воды, а не где-то в глубине? Причина в том, что плотность льда меньше, чем у воды. За счет меньшей плотности лед легче воды и плавает на ее поверхности.
По какой причине мы наблюдаем лед именно на поверхности воды, а не где-то в глубине? Причина в том, что плотность льда меньше, чем у воды. За счет меньшей плотности лед легче воды и плавает на ее поверхности.
Ведущий:
А кто знает, почему лед скользкий? (ответы
детей) Так почему же лед скользкий? На этот вопрос
знают ответ ученые-физики. Они объясняют, что при давлении на поверхность льда
(когда мы наступаем на лед ногой или катимся по нему на коньках) лед немного
плавится и возникает тонкая водяная пленка, которая и обеспечивает скольжение.
Свойство льда – скользкость — очень нравится всем и детям и взрослым. Ведь как
здорово зимой скатиться с высокой ледяной горки, покататься на катке на
фигурных коньках или поиграть в хоккей!
Ведущий:
А теперь предлагаем вам послушать сказку-загадку «Вода и воздух».
Жили-были океан
(у него было очень-очень много воды) и атмосфера - это очень большое количество
воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни
одного растения, в воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к
воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время
океан заметил, что у него в воде появились растения - водоросли, рыбы, крабы,
образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом
воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о
том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных
бабочек, вокруг все стало ярким и красивым.
Ведущий:
А теперь вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе никто не
жил? (ответы детей)
Правильно
молодцы! Для жизни нужны и воздух, и
вода. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как
и без воды.
Ведущий:
А вот следующий вопрос для вас -
всегда ли тает лед? (ответы детей)
отлично вы правы. Ведь в нашем сознании лед неразрывно связан с зимой. А есть ли места на нашей планете Земля, где лед не тает никогда? Да, такие места есть. Это ледники, которые находятся на вершинах высоких гор и в полярных областях Земли — в Арктике и в Антарктиде. Причем наибольшие запасы льда накоплены именно в ледниках Антарктиды, где толщина льда местами достигает четырех километров! Ледники, соприкасающиеся с океаном, рождают айсберги. Айсберг – это часть ледника, отколовшаяся от него и свободно плавающая в океане. Айсберги представляют определенную опасность для мореплавателей.
отлично вы правы. Ведь в нашем сознании лед неразрывно связан с зимой. А есть ли места на нашей планете Земля, где лед не тает никогда? Да, такие места есть. Это ледники, которые находятся на вершинах высоких гор и в полярных областях Земли — в Арктике и в Антарктиде. Причем наибольшие запасы льда накоплены именно в ледниках Антарктиды, где толщина льда местами достигает четырех километров! Ледники, соприкасающиеся с океаном, рождают айсберги. Айсберг – это часть ледника, отколовшаяся от него и свободно плавающая в океане. Айсберги представляют определенную опасность для мореплавателей.
Ведущий:
А кто скажет, какое есть практическое использование льда? (ответы
детей)
Способность льда накапливать холод люди давно научились использовать в практических целях. Еще в древние времена они устраивали искусственные ледники для хранения скоропортящихся продуктов. Такой ледник представлял собой деревянный сруб, врытый в землю и накрытый толстым слоем земли и дерна. Получившееся подземное помещение зимой наполняли льдом, который не таял даже летом.
Способность льда накапливать холод люди давно научились использовать в практических целях. Еще в древние времена они устраивали искусственные ледники для хранения скоропортящихся продуктов. Такой ледник представлял собой деревянный сруб, врытый в землю и накрытый толстым слоем земли и дерна. Получившееся подземное помещение зимой наполняли льдом, который не таял даже летом.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
Ребята, вы
должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива,
разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой
природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым,
светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей:
«Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное
покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом,
построила мосты ледяные.
Ведущий:
Ребята, а что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей) Вы сегодня такие молодцы! На этом наш урок завершается. Всего хорошего
до новых встреч![1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий