Сценарий
«Прерванный полёт»
Форма мероприятия:
литературно
– музыкальная композиция
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:
Цели:
ü сформировать
представление учащихся о творчестве В. Высоцкого;
ü расширить знания
о русских поэтах, развивать умение выразительного чтения;
ü воспитать интерес
к творчеству В. Высоцкого.
1. Вступительное слово
Ведущий:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы поведем с вами
разговор о Владимире Высоцком: его жизни, его творчестве. При жизни Высоцкого
сложилось мнение, что его стихи можно только слушать в исполнении самого
автора. Действительно, пел он настолько выразительно, эмоционально и
театрализовано, что мы до сих пор находимся под впечатлением этого действа.
Ведущий:
О Володе
Высоцком я песню придумать решил:
Вот ещё одному
не вернуться домой из похода.
Говорят, что
грешил, что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и
жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго
разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и
нам по следам поего по горячим.
Пусть кружит над
Москвою охрипший его баритон,
Ну, а мы вместе
с ним посмеёмся и вместе поплачем.
О Володе
Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука,
и мотив со стихом не сходился…
Белый аист
московский на белое небо взлетел,
Чёрный аист
московский на черную землю спустился.
Б.Окуджава.
2. Основная часть.
Ведущий:
Владимир Высоцкий. Поэт и время. Проблема настолько
сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Поэту открыта тайна прошлого,
настоящего и будущего, но именно Времени надо судить, станет ли он поэтом. Ни один
из русских поэтов не пользовался такой прижизненной, всенародной популярностью,
как Влалимир Высоцкий. Шок, вызванный его смертью, заставил задуматься, кем он
был: актером, бардом, поэтом, композитором? Талантом или посредственностью?
Сильным или слабым?
Ведущий:
Владимир
Семенович Высоцкий вошел в русское советское искусство как многогранно
одаренная личность. Большой поэт, выдающийся артист, незабываемо сыгравший
Лопахина, Хлопушу, Гамлета; яркий киноактер, покоривший зрителя глубиной
проникновения в создаваемый им образ; самобытный исполнитель авторских песен,
звучащих во всех уголках страны.
Ведущий:
Родился Владимир
Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью – переводчицей с
немецкого языка, то в семье отца – связиста, ставшего профессиональным военным.
Вторая жена отца была театралом, больше других поощряла поэтические пробы
мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына.
Учась в школе, он уже занимался в драматургическом кружке Доме Учителя. В
Москве семья отца жила на Большом Каретном переулке. Его Володя не забывал
нигде и никогда. Пел о нем. Куда бы судьба ни заносила, даже в самые далекие и
красивые страны, рвался в Москву.
Ведущий:
Итак, Москва,
начала 50-х годов. Подрастает поколение, детство которых связано с войной.
Войны они не видели, но она была рядом. На нее уходили отцы, братья. В таком
возрасте война воспринимается как очень романтичное и героическое.
Ведущий:
Все жили
вровень, скромно так,
Система
коридорная,
На тридцать
восемь комнаток
Всего одна
уборная.
Там зуб на зуб
не попадал,
Не грела
телогреечка,
Здесь я
доподлинно узнал,
Почем она
копеечка…
Звучит песня
«Где твои 17 лет?...»
Ведущий:
Высоцкий начал
свое творчество с «блатных» песен и стихов. Его герои – воры, алкоголики,
сумасшедшие, работяги. Словом, те, кому в приличной литературе не дано
высказаться. Эти песни были с готовностью восприняты, причем не только
уголовниками, но и «легальными» людьми.
Ведущий:
Важное место в
творчестве Высоцкого занимают песни и стихи о Великой Отечественной войне.
Когда началась война, ему было всего три года, но, вслушиваясь в проникновенные
строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.
Как будто это он сам тяжело раненый, лежал в госпитале, как будто это он сам,
много повидавший и изведавший воин, шагнул в бой…
Ведущий:
Стихотворение
«Про Сережу Фомина»
Я рос как вся дворовая шпана -
Мы пили водку, песни пели ночью, -
И не любили мы Сережку Фомина
За то, что он всегда сосредоточен.
Сидим раз у Сережки Фомина –
Мы у него справляли наши встречи, -
И вот о том, что началась война,
Сказал нам Молотов в своей известной
речи.
В военкомате мне сказали: «Старина,
Тебе броню даёт родной завод «Компрессор»!»
Я отказался, - а Сережку Фомина
Спасал то армии отец его, профессор.
Кровь лью я за тебя, моя страна,
И все же моё сердце негодует:
Кровь лью я за Сережку Фомина –
А он сидит и в ус себе не дует!
Теперь, небось, он ходит по кинам –
Там хроника про нас перед сеансом, -
Сюда б сейчас Сережку Фомина –
Чтоб побывал он на фронте на германском!
… Но наконец, закончилась война –
С плеч сбросили мы словно тонны груза, -
Встречаю я Сережку Фомина –
А он Герой Советского Союза…
Ведущий:
Есть в стихах поэта и другой – прекрасный мир романтики. Здесь «горы
спят, вдыхая облака и выдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»,
здесь страхуют товарища с наслаждением и можно положиться на друга, как на
самого себя. Про людей мужественных, настойчивых, целеустремленных
рассказывается в этих стихах.Автор вообще любит ставить персонажей своих песен
и стихов в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому
что «интересно писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так».
Ведущий:
Высоцкий сумел
слить всвоей поэтической судьбе десятки профессиональных судеб. И одной из
первых таких судеб была судьба его отца, кадрового офицера, прошедшего тяжелый
фронтовой путь от Москвы до Берлина. Отец говорил про сына: «По-моему, главное
в нем то, что рос он, окруженный людьми простыми и честными, прошедшими через
войну – настоящими людьми»
Звучит песня «Он не вернулся из боя»
Ведущий:
Песни
Высоцкого о войне – это, прежде всего песни настоящих людей. Сильных, усталых,
мужественных, добрых. Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину.
Такие не подведут.
Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
Ведущий:
С военным циклом
связан другой крупный цикл – о горах. Борьба со стихией сближает людей; только
в таких условиях может родиться настоящая дружба.
Звучит песня
«Песня о друге»
Ведущий:
Эта песня
написана для кинофильма «Вертикаль». Есть у Высоцкого и другие стихи и песни, в
которых звучит острая сатира на современность. Есть у Владимира Высоцкого и
песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем еще не поставленных и более
того – никем не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть
написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не завтра, так послезавтра. Но
дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли
сегодня, сейчас, немедленно! Он торопился, примиряя на себе одежды, характеры и
судьбы людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и
выдуманных.
Ведущий.
Высоцкий
наполнял свои песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые
солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами
войны. А он о настоящей войне знал лишь понаслышке, он был человеком новой эры,
с новым взглядом на нашу общую Родину – Землю. Он мог представить, как
«Землю вращают, куда захотят наши сменные роты на марше», мог ободрить: «Кто
сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время», мог, наконец, забить в
набат, предупреждая о недопустимости повторение войны.
Стихотворение
«Песня о Земле»
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки - как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет, -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны, глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля - это наша душа, -
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время...
В самом главном
поэзия Высоцкого проникнута большой любовью к Родине. Высоцкий всегда был в
первую очередь лириком.
Ведущий.
В 1967 году в
театре на Таганке французская актриса Марина Влади увидела Владимира Высоцкого
в спектакле «Пугачев» в роли Хлопуши. Как и весь зал, она потрясена силой,
отчаянием, необыкновенным голосом актера. Аплодировали стоя. Вечером они познакомились.
Им обоим по тридцать, она разведена, он в разводе, большой опыт жизни,
пятеро сыновей на двоих (у нее трое, у него – двое), впереди – целая жизнь.В
1970 году 1 декабря они стали официально мужем и женой.
Ведущий:
На вопрос
корреспондента: «Как вам удалось за 12 лет не растерять чувство влюбленности?»
она ответила: «Представьте, удалось. Наверное, в какой-то мере, это объясняется
тем, что мы не жили постоянно вместе. Разлуки помогают сохранить свежесть
чувств и забыть мелочь житейских неурядиц. Хотя, с другой стороны, расставаясь
даже на короткий срок, мы практически ни дня не обходились без телефонного
разговора и вроде бы соскучится, не успели. Он был больше, чем муж. Он был
хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он
рассказывал о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и новые песни.
Володя старался показать как можно больше всего из того, что он любил, что ему
было дорого. Это была не просто влюбленность, мы сильно любили друг друга».
Ведущий:
Несмотря на
большую творческую работу в театре, Высоцкий снялся в более чем 28 фильмах. Его
киногерои – это люди разных судеб, характеров и профессий. Большой
кинематографический успех принесла ему роль капитана Жеглова в телефильме
«Место встречи изменить нельзя» режиссера Сергея Говорухина.
Кадр из фильма
«Место встречи изменить нельзя»
Ведущий:
25 июля 1980
года во время Московской олимпиады в 4 часа утра сердце Высоцкого остановилось.
После смерти, причем как-то сразу, он был признан официально. О нем стали
писать, записывать его пластинки, показывать фильмы с его участием. При жизни
он имел только одну публикацию в журнале и 2 маленьких пластинки.
Государственная премия СССР за создание образа капитана Жеглова и авторское
исполнение песен была присуждена посмертно.
Звучит песня
«Кони Привередливые» (не до конца)
3. Заключительное слово.
Ведущий:
Лучшие песни
Владимира Высоцкого – для жизни. В них есть то, что может поддержать в трудную
минуту, - неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А
еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами
память.
Ведущий:
Он не допел, не
досказал всего,
Что было пульсом
и в душе звучало,
И сердце
отказало от того,
Что слишком
долго отдыха не знало.
Он больше на
эстраду не взойдет
Так просто,
вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да. И
все же он поет…
И песни не дадут
нам жить спокойно.
Ведущий:
В необыкновенно
жаркий день, 25 июля 1981 года в неслыханно душном зале театра на Таганке
актеры играли сцены из «Гамлета», где принцем был отсутствующий Высоцкий
(партнеры обращались к тому месту, где он прежде стоял, он же, невидимый,
отвечал магнитофонным голосом). Эффект отсутствия в особой форме напоминал о
вечном присутствии.
Звучит песня
«Кони привередливые» (последний куплет)
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.
Из-за елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали - «Нельзя за флажки!»
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же – вожак, дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел
За флажки – жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня – не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Но сегодня – опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.
Из-за елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали - «Нельзя за флажки!»
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же – вожак, дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел
За флажки – жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня – не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Ведущий:
До свидание! До
новых встреч![1]







Комментариев нет:
Отправить комментарий