понедельник, 5 февраля 2018 г.

Сценарий
« Национальные костюмы России»

Форма мероприятия: урок беседа
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цели:

ü расширение кругозора учащихся, представление об окружающем мире;
ü ознакомление детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей;
ü воспитание в детях уважение к национальным культурам разных народов России.


1. Вступительное слово.
Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!
Ведущий: 

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок беседа на тему: национальные костюмы России.  Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия – Это Родина!
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и  крепкой руки.

Ведущий:
 Наша страна может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России. Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.
Ведущий:

Одежда - важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.
2. Основная часть.
Ведущий:
У национальной одежды России довольно богатая история — ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному положению. И, несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все виды костюмов в один стиль.
Ведущий:

Существует даже мода на национальный костюм. Сейчас считается модным иметь такой костюм в своем гардеробе. Или же просто иметь одежду с национальными мотивами и элементами. Традиции, касающиеся национального костюма, передавались из поколения в поколение.
Ведущий:
Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России - русских. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.
Ведущий:
Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.
Ведущий:

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек, например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью.  Или каково его семейное положение так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины.
Ведущий:
 Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.
Ведущий:
Рубаха - часть русского традиционного костюма. Женские рубахи шили из прямых полотнищ прямой или полотняной ткани домашнего изготовления. В крое многих рубах использовали полики - вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной - прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет.
Ведущий:
В свадебной или праздничной одежде встречались рубахи - долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сборок. При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками либо имел специальные прорези - окошки для продевания рук. Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.
Ведущий:
Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в своём  приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей, привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки. Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные.
Ведущий:

Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Носить кокошник могла только замужняя женщина, для девушек был свой головной убор - сорока. Назвали его так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной.
Ведущий:
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
Ведущий:
Древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если "спустить рукава", то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана "спустя рукава". Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был по беднее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.
Ведущий:

Мордовский  же национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.
Ведущий:
Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного материала,  а праздничные - из более тонкого льняного.  Рубаху  всегда носили навыпуск и подпоясывали.
Ведущий:
Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, со щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями.
Ведущий:

Летом мужчины поверх рубахи  надевали еще одну - белую распашную.  Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки. Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.
Ведущий:

 Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги. Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.
Ведущий:
Мужские национальные костюмы выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах. Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы. Туникообразная рубаха без воротника  была основой костюма. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом с кисточками на концах.
 Ведущий:

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь, сарафан.  Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такую же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы. Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками.  В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник. Повседневной обувью были лапти.  В праздники модницы надевали сапоги.  Особое место в убранстве  мордовских женщин играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца. Главным украшением являлась брошь сюлгам.
Ведущий:
 А вот татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.
Ведущий:

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки, как обязательная составляющая мусульманского гардероба, и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
Ведущий:
Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному типу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.
Ведущий:
Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба в зависимости от времени года. Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.
Ведущий:
Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо - и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века.
Ведущий:
Национальная одежда чуваш  не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.
Ведущий:
Бытует мнение - цыганский национальный костюм носит элементы индийского фасона. Особенно это относится к пестрой юбке, каковую предпочитали носить женщины. Небезызвестна тяга цыганской народности к блестящим украшениям, золоту. Цыганки предпочитали носить длинные серьги, особенно приветствовались кольца. Они не знали, что такое обувь, а мужчины предпочитали поношенную куртку с блестящими пуговицами полушубку. Потом же обязательным атрибутом одежды цыгана становятся добротные сапоги. Поскольку они хотели показать равенство с клиентом при торговле, а отсутствие сапог знаменовало убогость.
Ведущий:
Есть мнение - цыгане не имеют определенного национального костюма. Они просто облачались в одежды той страны, куда кочевали. Было время, что цыганки облачались, как русские женщины, то есть предпочитали кокошники и огромные шали. Но эта традиция также не укоренилась. Самое интересное, что одежда цыган всегда отличалась бедностью, в какой бы стране они не бытовали. Испанские цыгане предпочитали одеваться в короткие мужские куртки, а женщины разнились, широки юбками в большой горох.
Ведущий:
А теперь ребята для того, что бы закрепить знания, полученные на нашем уроке  мы подготовили  раскраски. На них изображены  национальные костюмы народов России. И мы просим вас, их раскрасить. А как выглядели эти костюмы, вы увидите на мониторе нашего компьютера.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
Национальная одежда - это достояние народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа жизни. Народная одежда несёт в себе многовековые традиции и обычаи регионов, видоизменяясь и совершенствуясь. Сегодня вы узнали что-то новое, я надеюсь интересное для вас. Не забывайте о своем прошлом, храните память о нем.
Ведущий:
Наша беседа подошла к концу.  Спасибо за внимание, до свидания![1]









[1] Языковская модельная библиотека им. А. С. Пушкина

Комментариев нет: