Сценарий
« Национальные костюмы России»
Форма
мероприятия: урок
беседа
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
ü расширение кругозора учащихся,
представление об окружающем мире;
ü ознакомление детей с различными
национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать
обычаи, взгляды и традиции других людей;
ü
воспитание
в детях уважение к национальным культурам разных народов России.
1. Вступительное
слово.
Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!
Ведущий:
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок беседа на
тему: национальные костюмы России. Все
мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас
Россия – Это Родина!
Роса
состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.
Ведущий:
Наша страна может похвастаться богатством
и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор
Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов
со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия
между ними обусловлены географическими и историческими особенностями,
религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются
во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.
Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.
Ведущий:
Одежда - важная часть многовековых национальных традиций.
Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его
представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.
2. Основная часть.
Ведущий:
У национальной одежды России довольно богатая история
— ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности
костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному
положению. И, несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все
виды костюмов в один стиль.
Ведущий:
Существует даже мода на национальный
костюм. Сейчас считается модным иметь такой костюм в своем гардеробе. Или же
просто иметь одежду с национальными мотивами и элементами. Традиции, касающиеся
национального костюма, передавались из поколения в поколение.
Ведущий:
Начнем с национального костюма самого
многочисленного народа России - русских. Исторически основой гардероба русского
мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались,
в зависимости от пола, кафтан или сарафан.
Ведущий:
Отделка и материал одежды отличался, так,
праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись
народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому
вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей
его историю.
Ведущий:
Также по одежде можно было понять, к какому
сословию принадлежит человек, например, среди богатого населения
пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью. Или каково его семейное положение так,
такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины.
Ведущий:
Другая
особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено
переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому
неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.
Ведущий:
Рубаха - часть русского традиционного костюма. Женские
рубахи шили из прямых полотнищ прямой или полотняной ткани домашнего
изготовления. В крое многих рубах использовали полики - вставки, расширяющие
верхнюю часть. Форма рукавов была различной - прямые или суживающиеся к кисти,
свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую
обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет.
В свадебной или праздничной одежде встречались рубахи
- долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сборок. При
ношении такой рукав собирался горизонтальными складками либо имел специальные
прорези - окошки для продевания рук. Рубахи украшали вышивкой льняными,
шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте,
оплечьях, рукавах и подоле.
Ведущий:
Сарафан - основной элемент русского женского
традиционного костюма. Русский
сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье
должна была иметь в своём приданном до
10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили
богатые сарафаны из дорогих заморских тканей, привезенных из Персии, Турции,
Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал
общественное положение хозяйки. Русские сарафаны состояли из множества
элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные.
Ведущий:
Кокошник - старинный русский головной убор в виде
опахала или округлого щита вокруг головы. Носить кокошник могла только замужняя
женщина, для девушек был свой головной убор - сорока. Назвали его так потому,
что у косынки был как бы хвост и два крыла. Характерная черта кокошника -
гребень, форма которого в разных губерниях была различной.
Ведущий:
Одежда представляла собой большую ценность, ее не
теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до
полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям.
Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
Ведущий:
Древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые
виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А
если "спустить рукава", то работать было почти невозможно. Поэтому о
плохой работе говорят, что она сделана "спустя рукава". Такие платья
носили очень богатые люди. Те, кто был по беднее, носили короткие платья, лучше
приспособленные к ходьбе и работе.
Ведущий:
Мордовский же
национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в
представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда
являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в
поколение, было умение надевать и носить костюм.
Ведущий:
Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на
одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и
штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного
материала, а праздничные - из более
тонкого льняного. Рубаху всегда носили навыпуск и подпоясывали.
Ведущий:
Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме.
Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной
пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, со
щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и
камнями.
Ведущий:
Летом мужчины поверх рубахи надевали еще одну - белую распашную. Весной и осенью носили сумань - приталенное
суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани
располагались сборки. Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор,
с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались
дорожной одеждой, как и чапан.
Ведущий:
Самым
распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и
черного цвета с небольшими полями. На ногах мордва носила лапти,
летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги.
Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.
Ведущий:
Мужские национальные костюмы выглядели скромно, чего
не скажешь о женских нарядах. Женская праздничная одежда мордвы была сложной и
состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько
часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы. Туникообразная рубаха
без воротника была основой костюма. Ее богато вышивали и
подпоясывали шерстяным поясом с кисточками на концах.
Ведущий:
Поверх рубахи женщины надевали
подобие платья - кафтонь, сарафан.
Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такую же, какую носили
мужчины; зимой надевали овчинные шубы. Головные уборы мордовских
женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали
вышивкой, лентами, кружевами, блестками. В XIX веке к одежде
мордовок добавился расшитый и украшенный передник. Повседневной обувью
были лапти. В праздники модницы надевали
сапоги. Особое место в убранстве мордовских женщин
играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца. Главным украшением являлась
брошь сюлгам.
Ведущий:
А вот татарский
национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний:
на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам.
Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк»,
и шаровары.
Ведущий:
Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень
и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто
надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба.
Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались
популярностью жилетки и фартуки, платки, как обязательная составляющая
мусульманского гардероба, и массивные украшения. А национальный
мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается
некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
Ведущий:
Башкирский костюм, как и национальные костюмы
многих других народов России, шился по одному типу для мужчин
и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала
брали не только традиционные для того времени растительные волокна,
но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были
в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы
на подкладе с длинными рукавами.
Ведущий:
Важной составляющей праздничной одежды стали халат
или шуба в зависимости от времени года. Халаты расшивались
ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также
в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми
узорами.
Ведущий:
Чувашская одежда представлена разнообразием головных
уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо - и
зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По
назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века.
Ведущий:
Национальная одежда чуваш не представляется без вышитого на ней
строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о
возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В
изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних
чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.
Ведущий:
Бытует мнение - цыганский национальный костюм носит элементы индийского фасона. Особенно это относится к пестрой юбке, каковую предпочитали носить женщины. Небезызвестна тяга цыганской народности к блестящим украшениям, золоту. Цыганки предпочитали носить длинные серьги, особенно приветствовались кольца. Они не знали, что такое обувь, а мужчины предпочитали поношенную куртку с блестящими пуговицами полушубку. Потом же обязательным атрибутом одежды цыгана становятся добротные сапоги. Поскольку они хотели показать равенство с клиентом при торговле, а отсутствие сапог знаменовало убогость.
Ведущий:
Есть мнение - цыгане не имеют определенного национального костюма. Они просто облачались в одежды той страны, куда кочевали. Было время, что цыганки облачались, как русские женщины, то есть предпочитали кокошники и огромные шали. Но эта традиция также не укоренилась. Самое интересное, что одежда цыган всегда отличалась бедностью, в какой бы стране они не бытовали. Испанские цыгане предпочитали одеваться в короткие мужские куртки, а женщины разнились, широки юбками в большой горох.
Бытует мнение - цыганский национальный костюм носит элементы индийского фасона. Особенно это относится к пестрой юбке, каковую предпочитали носить женщины. Небезызвестна тяга цыганской народности к блестящим украшениям, золоту. Цыганки предпочитали носить длинные серьги, особенно приветствовались кольца. Они не знали, что такое обувь, а мужчины предпочитали поношенную куртку с блестящими пуговицами полушубку. Потом же обязательным атрибутом одежды цыгана становятся добротные сапоги. Поскольку они хотели показать равенство с клиентом при торговле, а отсутствие сапог знаменовало убогость.
Ведущий:
Есть мнение - цыгане не имеют определенного национального костюма. Они просто облачались в одежды той страны, куда кочевали. Было время, что цыганки облачались, как русские женщины, то есть предпочитали кокошники и огромные шали. Но эта традиция также не укоренилась. Самое интересное, что одежда цыган всегда отличалась бедностью, в какой бы стране они не бытовали. Испанские цыгане предпочитали одеваться в короткие мужские куртки, а женщины разнились, широки юбками в большой горох.
Ведущий:
А теперь
ребята для того, что бы закрепить знания, полученные на нашем уроке мы подготовили раскраски. На них изображены национальные костюмы народов России. И мы
просим вас, их раскрасить. А как выглядели эти костюмы, вы увидите на мониторе
нашего компьютера.
3.
Заключительное слово.
Ведущий:
Национальная одежда - это достояние
народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа
жизни. Народная одежда несёт в себе многовековые традиции и обычаи регионов,
видоизменяясь и совершенствуясь. Сегодня вы узнали что-то новое, я надеюсь
интересное для вас. Не забывайте о своем прошлом, храните память о нем.
Ведущий:
Наша беседа подошла к концу. Спасибо за внимание, до свидания![1]










Комментариев нет:
Отправить комментарий