Сценарий
«Красота зимнего леса»
Форма
мероприятия: виртуальная
экскурсия
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
ü
Закрепление
знаний об особенностях зимнего периода года, условиях обитания
животных и птиц в этих условиях, адаптации живой природы к зиме;
ü
Учимся
наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
ü
Воспитываем
бережное отношение к живой природе.
1.
Вступительное слово.
Ведущий:
Здравствуйте ребята! Каждое
время года имеет
своё очарование и
красоту, свою неповторимость. Но
русская красавица-зима - искрящаяся, сверкающая – очаровывает и берет
в сказочно-снежный плен каждого, кто хоть раз побывал в её
холодно-прекрасных владениях.
Убаюканная белокрылыми метелями,
засыпанная сверкающими пушистыми снегами, сладким сном засыпает природа.
Ведущий:
А в природе зима каждый год наступает в
разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом,
снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха
устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается
снегом. Дни становятся короткими и холодными.
Ведущий:
Ребята скажите, а как вы думаете,
изменилась жизнь животных с приходом
зимы? (ответы детей). Мы предлагаем
вам сегодня совершить виртуальное путешествие в зимний лес, и посмотреть, какие
изменения произошли в жизни животных с приходом зимы.
2.
Основная часть.
Ведущий:
Ребята, а каких птиц вы видели зимой? Как называют птиц, которые остаются у нас на
зиму? (ответы детей). Ребята, а почему эти птицы не улетели в тёплые края? Скажите, легко ли
найти птицам корм зимой? Почему? (ответы детей)
Ведущий:
Молодцы! Зимний день короткий, все покрыто
снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов. В такую погоду много птиц погибает от холода и
голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью
человека, здесь легче найти корм.
А как мы с вами можем помочь
птицам? (ответы детей)
Ведущий:
Скажите, а чем можно
подкармливать птиц зимой? (ответы детей) Надо сказать, что птицы в
зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для
подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки
несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки
от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи.
Ведущий:
Ребята, а кому в зимнем лесу так же
трудно, как и птицам? Почему им так же трудно? (ответы
детей). Правильно стало холодно,
выпал снег, а под ним спрятались плоды, семена, нет сочной травы, нет листьев
на деревьях.
Ведущий:
Рассмотрите картинки. Кто на них изображен?
Опишите белку в зимний период и в летний. Сравните. В отличие? (ответы
детей). Правильно это белка. Живет она
в дупле или в гнезде, которое называется ГАЙНО. В конце лета она запасает корм,
чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под
корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.
Ведущий:
Заяц зимой питается веточками осины, берёзы,
ивы. Наведывается в сады, где обгрызает
кору с молодых деревьев. Заяц не делает запасов, т.к. зимой отыскивает себе достаточно корма. Рассмотрите
изображения зайцев. Сравните их, что вы можете сказать? Рассмотрите лапы, в чем
их особенность? (ответы детей)
Ведущий:
Лисица проворный и осторожный
зверь. Зимой можно видеть, как лиса
нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами
снег и хватает добычу. Такую добычу называют мышкованием. Имеет отличный слух и нюх. Мышиный писк она
слышит за 100 метров. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает
в глухом лесу. Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Кончик хвоста
у лисы для того, чтобы в темноте лисята
не потеряли мать, когда бегут за ней. Рассмотрите
рисунки. Чем отличается окрас лисы в зимнее время от летнего? (ответы
детей)
Ведущий:
Мыши и полевки зимой почти все время
проводят под снегом. Снег защищает от холода и врагов. Под снегом зверьки роют
хода, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, а также ветки, с
которых они обгрызают кору. Часто у них бывают запасы с осени. Мыши и полевки
очень похожи, но у мышей хвостики длиннее, чем у полевок. У этих животных много
врагов: лиса, сова.
Ведущий:
Волк - сильный и умный хищник. Его
добыча не только зайцы, но и крупные звери – лоси, кабаны. Волки живут в стае.
10-12 волков преследуют свою добычу. Зимой из-за недостатка пищи волки
становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем ,близко
подходят к селениям нападают на скот .
Ведущий:
А теперь мы предлагаем вам найти ошибки в рассказах.
«Зимний
день»
Тихо зимой в лесу и только кое-где
слышны голоса синиц и скворцов, да изредка можно увидеть уток.
Накануне выпал снег и хорошо видны следы
животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц. «А это чьи следы?» –
спросил Петя. «Это, наверное, следы ежа», - ответила Наташа. «Что-то не видно
белок. Где они?» – спросила Таня. «Да ты что, не знаешь, что белки спят зимой в
своих дуплах?» – ответил Петя. (ответы
детей)
Молодцы правильно. Скворцы и утки
– перелётные птицы; ёж зимой спит; белки ведут активный
образ жизни.
Ведущий:
«Лыжный
поход»
Саша и Маша взяли с собой лыжи, и пошли
в лес. В лесу было очень красиво. Здесь можно встретить зайца и белку, медведя
и лису. Неожиданно ребята вышли к опушке, где росли одинокие берёзы. Их зелёные
иголочки радовали глаз. Подходя к полю, дети увидели много звериных следов
возле стога сена. «Наверное, это волк ловит мышей», - подумали ребята. Немного
усталые, но довольные прогулкой ребята возвращались домой. (ответы детей)
Правильно медведь зимой спит; у
берёзы нет иголок; ворона зимой не выводит птенцов, это клесты; «мышкует»
не волк, а лисица.
Ведущий:
Превосходно справились. А теперь
внимание на экран. Лося называют
лесным великаном. Медленно бродит он зимой
среди кустарников и молодых деревьев, объедая ветви. Если встретит
поваленную осину, обглодает кору. Чтобы насытиться лось съедает за день больше
тысячи веток. Что интересного заметили в изображениях лося зимой и летом? Как
вы думаете, как это происходит? Издали кажется, что лось плывет по воздуху…
почему? (ответы детей)
Ведущий:
Медведь - крупный хищник. Ест медведь все, что попадается на пути:
мелких животных (например, лосят или оленят), но хотя он хищник, основное его
питание ягоды, орехи, зеленые растения,
коренья. Он очень обожает мед. С приближением холодов медведь залегает в спячку
в берлоге, где он спокойно спит всю зиму. Сон его чуток: при шуме возле берлоги
он просыпается и вылезает наружу. Исключение составляет медведь-шатун, который зимой бродит по лесу и долго не может найти себе покоя.
Ведущий:
Ребята, а кто знает, как проводят зиму ежи, ящерицы, лягушки,
жабы, змеи? Эти животные зимой тоже находятся в спячке. А что такое спячка? (ответы
детей) Спячка - это более глубокий и продолжительный сон, когда
понижается даже температура тела. Дольше всех спит ёж. В сентябре он
закрывается в норку. Спит ёж до конца апреля.
3.
Заключительное слово.
Ведущий:
А лес стоит
загадочный,
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.
Зимой в природе наступает покой. Жизнь
растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора.
Ведущий:
Мы узнали, что многие звери, как и птицы
ведут активный образ жизни зимой. Трудно им прокормиться зимой они часто
погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Как
люди помогают животным зимой? Правильно, они их подкармливают.
Ведущий:
Спасибо за участие. До свидания![1]





Комментариев нет:
Отправить комментарий