пятница, 16 февраля 2018 г.

Сценарий
«Красота зимнего леса»

Форма мероприятия: виртуальная экскурсия
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цели:
ü Закрепление  знаний  об особенностях зимнего периода года, условиях обитания животных и птиц в этих условиях, адаптации живой природы к зиме;
ü Учимся наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
ü Воспитываем бережное отношение к живой природе.

1. Вступительное слово.
Ведущий:

Здравствуйте ребята!  Каждое  время  года  имеет  своё  очарование  и  красоту, свою неповторимость. Но  русская  красавица-зима -  искрящаяся, сверкающая – очаровывает и берет в сказочно-снежный плен каждого, кто хоть раз побывал в её холодно-прекрасных  владениях. Убаюканная  белокрылыми  метелями,  засыпанная  сверкающими  пушистыми снегами, сладким сном засыпает  природа.

Ведущий:
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
Ведущий:
Ребята скажите, а как вы думаете, изменилась  жизнь животных с приходом зимы? (ответы детей).  Мы предлагаем  вам сегодня совершить виртуальное  путешествие в зимний лес, и посмотреть, какие изменения произошли в жизни животных с приходом зимы.
2. Основная часть.
Ведущий:

Ребята, а  каких птиц вы видели зимой?  Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?  (ответы детей). Ребята, а почему эти птицы  не улетели в тёплые края? Скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему?  (ответы детей
Ведущий:
 Молодцы! Зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов.  В такую погоду много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм.  А как мы с вами можем помочь птицам?   (ответы детей)
Ведущий:
  Скажите,  а чем можно подкармливать птиц зимой?  (ответы детей) Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи.
Ведущий:

Ребята, а кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? Почему им так же трудно?  (ответы детей). Правильно  стало холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды, семена, нет сочной травы, нет листьев на деревьях.
Ведущий:
 Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? Опишите белку в зимний период и в летний. Сравните. В отличие?  (ответы детей). Правильно это белка.  Живет она в дупле или в гнезде, которое называется ГАЙНО. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.
Ведущий:
Заяц зимой питается веточками осины, берёзы, ивы. Наведывается в сады, где обгрызает  кору с молодых деревьев. Заяц не делает запасов, т.к.  зимой отыскивает себе достаточно корма. Рассмотрите изображения зайцев. Сравните их, что вы можете сказать? Рассмотрите лапы, в чем их особенность? (ответы детей)
Ведущий:
Лисица проворный и осторожный зверь.  Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Такую добычу называют мышкованием.  Имеет отличный слух и нюх. Мышиный писк она слышит за 100 метров. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Кончик хвоста у лисы для того,  чтобы в темноте лисята не потеряли  мать, когда бегут за ней. Рассмотрите рисунки. Чем отличается окрас лисы в зимнее время от летнего?  (ответы детей)
Ведущий:

Мыши и полевки зимой почти все время проводят под снегом. Снег защищает от холода и врагов. Под снегом зверьки роют хода, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, а также ветки, с которых они обгрызают кору. Часто у них бывают запасы с осени. Мыши и полевки очень похожи, но у мышей хвостики длиннее, чем у полевок. У этих животных много врагов: лиса, сова.
Ведущий:
 Волк - сильный и умный хищник. Его добыча не только зайцы, но и крупные звери – лоси, кабаны. Волки живут в стае. 10-12 волков преследуют свою добычу. Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем ,близко подходят к селениям нападают на скот .
Ведущий:
А теперь мы предлагаем вам найти ошибки в рассказах. 
«Зимний день»
Тихо зимой в лесу и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов, да изредка можно увидеть уток.
Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц. «А это чьи следы?» – спросил Петя. «Это, наверное, следы ежа», - ответила Наташа. «Что-то не видно белок. Где они?» – спросила Таня. «Да ты что, не знаешь, что белки спят зимой в своих дуплах?» – ответил Петя.   (ответы детей)
Молодцы правильно.  Скворцы и утки – перелётные птицы;   ёж зимой спит; белки ведут активный образ жизни.
Ведущий:
«Лыжный поход»
Саша и Маша взяли с собой лыжи, и пошли в лес. В лесу было очень красиво. Здесь можно встретить зайца и белку, медведя и лису. Неожиданно ребята вышли к опушке, где росли одинокие берёзы. Их зелёные иголочки радовали глаз. Подходя к полю, дети увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловит мышей», - подумали ребята. Немного усталые, но довольные прогулкой ребята возвращались домой. (ответы детей)
Правильно медведь зимой спит;  у берёзы нет иголок; ворона зимой не выводит птенцов, это клесты; «мышкует» не волк, а лисица.
Ведущий:

Превосходно справились.  А теперь  внимание на экран.  Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он зимой  среди кустарников и молодых деревьев, объедая ветви. Если встретит поваленную осину, обглодает кору. Чтобы насытиться лось съедает за день больше тысячи веток. Что интересного заметили в изображениях лося зимой и летом? Как вы думаете, как это происходит? Издали кажется, что лось плывет по воздуху… почему?  (ответы детей)
Ведущий:
 Медведь - крупный хищник.  Ест медведь все, что попадается на пути: мелких животных (например, лосят или оленят), но хотя он хищник, основное его питание  ягоды, орехи, зеленые растения, коренья. Он очень обожает мед. С приближением холодов медведь залегает в спячку в берлоге, где он спокойно спит всю зиму. Сон его чуток: при шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу. Исключение составляет  медведь-шатун, который  зимой бродит по лесу и долго не  может найти себе покоя.
Ведущий:
Ребята, а кто знает,  как проводят зиму ежи, ящерицы, лягушки, жабы, змеи? Эти животные зимой тоже находятся в спячке. А что такое спячка?  (ответы детей) Спячка - это более глубокий и продолжительный сон, когда понижается даже температура тела.  Дольше всех спит ёж. В сентябре он закрывается в норку. Спит ёж до конца апреля.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.
 Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора.
Ведущий:
Мы узнали, что многие звери, как и птицы ведут активный образ жизни зимой. Трудно им прокормиться зимой они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Как люди помогают животным зимой? Правильно, они их подкармливают.
Ведущий:
Спасибо за участие. До свидания![1]




[1] Языковская модельная библиотека им. А,С. Пушкина

Комментариев нет: