Сценарий
«Книги писателей Мордовии»
Форма
мероприятия: час
знакомств
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
ü
Познакомить
учащихся с именами мордовских писателей, с художественными особенностями их
творчества;
ü
Формирование
личного интереса к духовному наследию мордовской литературы и культуры;
ü
Расширение
кругозора учащихся.
1
Вступительное слово
Ведущий:
Здравствуйте ребята. Сегодня у на
пройдет час знакомств. А знакомится, мы
будем с мордовской литературой.
Поскольку в мире сейчас насчитывается более двух с половиной тысяч
языков, то можно предположить, что
существует такое же количество
национальных литератур. Однако последних оказывается значительно меньше.
Ведущий:
У каждого народа есть свои особенности, традиции,
культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это
заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке
передаются все особенности образа жизни того или иного народа. Поэтому многие
народы, даже малые стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою
гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.
2
Основная часть
Ведущий:
Мордовская литература своими корнями
уходит в дореволюционное прошлое. Ее первые ростки появились во второй половине
XVIII века. Первые книги о языке и быте
мордвы, переводы религиозных текстов, первый букварь Авксентия Юртова, материалы экспедиций мордовского
просветителя Макара Евсевьева заложили
надежную основу мордовской литературы. Сегодня мы поговорим с вами о писателях,
которые пишут для детей. Мордовские писатели, шлифуя своё мастерство, учась мастерству
у русских писателей, в основном черпают темы для своих произведений из
окружающей жизни, из героических событий и замечательных дел нашего народа. Их
произведения помогают воспитывать детей настоящими патриотами своей Родины.
Ведущий:
Еще до войны хорошие поэтические
произведения для детей создали Ф. Фролов «Тяфтамоль эряфсь», А. Лукьянов «Минёк
Вася», И. Кривошеев, А. Чекашкин и другие писатели. В годы Великой
Отечественной войны детская поэзия обогатилась многими новыми произведениями
как по теме, так и по содержанию. В этот период были опубликованы поэма Р.
Федькина «Маленький партизан», поэма В. Чукарова «Красное знамя», стихи П.
Кириллова, А. Мартынова.
Ведущий:
Особенной популярностью пользуются книги
Я. Пинясова, которые написаны как стихами, так и прозой. Большим успехом
пользуется книга Я. Пинясова «Живые фонарики», несколько раз изданная в Детгизе
в Москве. Эта книга развивает фантазию детей,
воспитывает чувства дружбы, осмеивает зазнайство, обман. В 1972 г . в Москве была издана
книга Я. Пинясова «Дедушкин полюс». В
ней много поучительных и забавных историй, рассказанных ясно и просто.
Писателем создано более 60 книг, некоторые из них переведены на многие языки
народов России, издавались и за рубежом.
Ведущий:
Широко известен в Мордовии и за
ее пределами писатель М. Бебан. Он мастер басенного жанра для детей. Автор
высмеивает недостатки нашего общества, бюрократизм, невежество. Лучшие его
басни вошли в поэтический сборники «Моя
весна», «Свирель и оса», «Золотой орешек» и другие. Для детей М. Бебан написал
повесть «Красные жаворонки». В центре повести шестилетний мальчик Сандр.
Ведущий:
До войны замечательные рассказы для
детей создали Д. Мокшони, Т. Раптанов, Ф. Чесноков, В. Аношкин и другие. Об
участии детей в Великой Отечественной войне повествуют рассказы А. Шеглова
«Герои одного села», В. Коломасова «Два мальчика». Юным читателям полюбились
книжки рассказов В. Радина «Наташа и ее товарищи» и «Часы». Немало удачных
рассказов для детей младшего возраста написано мокшанскими писателями Ф.
Атяниным и М. Сайниным, а также эрзянской писательницей Т. Тимохиной,
переведенные на русский язык, например, «Мои хорошие друзья», «Мамина
хитрость», «Андрюшка».
Ведущий:
У меня в руках книга писателя мокши Фёдора Атянина «Серебрянное озеро».
Ф.С. Атянин родился в Пензенской области в селе Муромка Мокшанского
района в 1910 году 19 июня. Он известен читателю как поэт, прозаик и драматург.
Батрачил, был учеником сапожника, грузчиком. Прошел все лихолетье военных лет,
вернулся с войны в 1944 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и
литературы в Москве, в Институте театрального искусства.
Ведущий:
Потом вернулся в Саранск, начал писать.
Значительную часть своих произведений писатель написал для детей. Первый
сборник «Прекрасное время» вышел в 1954 году. Потом на русском и мордовском
(мокша) языках вышли книги «Сельведь-богатырь», «Весна», «Чудо над Мокшей»,
«Ласточка», «Серебряное озеро», «Поступок Нади», «Гимназист» и другие. Многие
его произведения поставлены на сцене музыкально-драматического театра.
Ведущий:
«Серебряное озеро» - так назвал писатель
свою самую известную книгу по ее одному рассказу. В ней помещены рассказы,
сказки, легенды, повести. Особый интерес вызывают сказки «Дочь пастуха и
«Слеза-богатырь». Их герои наделены необыкновенными качествами: красотой,
смелостью, богатырской силой. Часто им приходят на помощь волшебные силы и
вознаграждают героев за смелость и высокие моральные качества.
Ведущий:
Ф. Атянин любил произведения, созданные
самим народом, собирал лучшие из них. Услышанные легенды, сказки, предания,
рассказы писатель пропускал через свое сердце, впитывал их, переиначивал и
через свои произведения доводил до своих юных читателей и слушателей. Самый
главный герой в произведениях писателя – сам народ. Он и самый сильный, хитрый,
умный, кто не боится трудностей, у нег нет неразрешимых дел; кто своим трудом и
умом украшает сегодняшнюю жизнь и строит завтрашнюю. Отрадно то, что, знакомя
детей с произведениями мордовских писателей, мы можем прочитать многие из них
как на мокшанском и эрзянском языках,
так и на русском языке.
3 Заключительное слово.
Ведущий:
Мордовская литература набирает новые
силы, её голос становится всё слышнее в общем хоре многонациональной литературы
нашей страны. Исследование жизненных явлений прошлых лет, современной
действительности во многом проводится уже с новых перестроечных позиций. Выполняя
требование времени, писатели стремятся создать произведения, способствующие
формированию гармонично развитой личности, воспитанию в людях высоких моральных
качеств, творческой активности. Они постоянно помнят о том, что общество ждет
от писателя художественных открытий, правды жизни, дарят читателю всё новые и
новые высокохудожественные произведения, характеризующиеся объективным
отображением обновляющейся жизни мордовского народа.
Ведущий:
Таким образом, изучая произведения мордовских писателей,
происходит знакомство с историей и культурой мордовского народа, с их
традициями и обычаями. Формируется духовно-нравственное отношение к своей
республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего
народа.
Ведущий:
Спасибо за внимание! До свидания![1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий