четверг, 17 мая 2018 г.

Сценарий
«Книги писателей Мордовии»

Форма мероприятия: час знакомств
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цели:

ü Познакомить учащихся с именами мордовских писателей, с художественными особенностями их творчества;
ü Формирование личного интереса к духовному наследию мордовской литературы и культуры;
ü Расширение кругозора учащихся.

1 Вступительное слово
Ведущий:

Здравствуйте ребята. Сегодня у на пройдет час знакомств. А знакомится,  мы будем с мордовской литературой.  Поскольку в мире  сейчас  насчитывается более двух с половиной тысяч языков,  то можно предположить, что существует такое же количество  национальных литератур. Однако последних оказывается значительно меньше.

Ведущий:
У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни того или иного народа. Поэтому многие народы, даже малые стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности. 
2 Основная часть
Ведущий:

Мордовская литература своими корнями уходит в дореволюционное прошлое. Ее первые ростки появились во второй половине XVIII века.  Первые книги о языке и быте мордвы, переводы религиозных текстов, первый букварь Авксентия  Юртова, материалы экспедиций мордовского просветителя Макара  Евсевьева заложили надежную основу мордовской литературы. Сегодня мы поговорим с вами о писателях, которые пишут для детей. Мордовские писатели, шлифуя своё мастерство, учась мас­терству у русских писателей, в основном черпают темы для своих произведений из окружающей жизни, из героических событий и замечательных дел нашего народа. Их произведения помогают воспитывать детей настоящими патриотами своей Родины.
Ведущий:
Еще до войны хорошие поэтические произведения для детей создали Ф. Фролов «Тяфтамоль эряфсь», А. Лукьянов «Минёк Вася», И. Кривошеев, А. Чекашкин и другие писатели. В годы Ве­ликой Отечественной войны детская поэзия обогатилась многими новыми произведениями как по теме, так и по содержанию. В этот период были опубликованы поэма Р. Федькина «Маленький партизан», поэма В. Чукарова «Красное знамя», стихи П. Кириллова, А. Мартынова.
Ведущий:

Особенной популярностью пользуются книги Я. Пинясова, которые написаны как стихами, так и прозой. Большим успехом пользуется книга Я. Пинясова «Живые фонарики», несколько раз изданная в Детгизе в Москве. Эта книга развивает фантазию детей,  воспитывает чувства дружбы, осмеивает зазнайство, обман. В 1972 г. в Москве была издана книга Я. Пинясова  «Дедушкин полюс». В ней много поучительных и забавных историй, рассказанных ясно и просто. Писателем создано более 60 книг, некоторые из них переведены на многие языки народов  России, издавались и за рубежом.
Ведущий:
Широко известен в Мордовии и за ее пределами писатель М. Бебан. Он мастер басенного жанра для детей. Автор высмеивает недостатки нашего общества, бюрократизм, невежество. Лучшие его басни вошли в поэтичес­кий сборники  «Моя весна», «Свирель и оса», «Золотой орешек» и другие. Для детей М. Бебан написал повесть «Красные жаворонки». В центре повести шестилетний мальчик Сандр.
Ведущий:
До войны замечательные рассказы для детей создали Д. Мокшони, Т. Раптанов, Ф. Чесноков, В. Аношкин и другие. Об участии детей в Великой Отечественной войне повествуют рассказы А. Шеглова «Герои одного села», В. Коломасова «Два мальчика». Юным читателям полюбились книжки рассказов В. Радина «Наташа и ее товарищи» и «Часы». Немало удачных рассказов для детей младшего возраста написано мокшанскими писателями Ф. Атяниным и М. Сайниным, а также эрзянской писательницей Т. Тимохиной, переведенные на русский язык, например, «Мои хорошие друзья», «Мамина хитрость», «Андрюшка».
Ведущий:
У меня в руках книга писателя  мокши Фёдора Атянина «Серебрянное озеро». Ф.С. Атянин родился в Пензенской области в селе Муромка   Мокшанского района в 1910 году 19 июня. Он известен читателю как поэт, прозаик и драматург. Батрачил, был учеником сапожника, грузчиком. Прошел все лихолетье военных лет, вернулся с войны в 1944 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и литературы в Москве, в Институте театрального искусства.
Ведущий:
Потом вернулся в Саранск, начал писать. Значительную часть своих произведений писатель написал для детей. Первый сборник «Прекрасное время» вышел в 1954 году. Потом на русском и мордовском (мокша) языках вышли книги «Сельведь-богатырь», «Весна», «Чудо над Мокшей», «Ласточка», «Серебряное озеро», «Поступок Нади», «Гимназист» и другие. Многие его произведения поставлены на сцене музыкально-драматического театра.
Ведущий:
«Серебряное озеро» - так назвал писатель свою самую известную книгу по ее одному рассказу. В ней помещены рассказы, сказки, легенды, повести. Особый интерес вызывают сказки «Дочь пастуха и «Слеза-богатырь». Их герои наделены необыкновенными качествами: красотой, смелостью, богатырской силой. Часто им приходят на помощь волшебные силы и вознаграждают героев за смелость и высокие моральные качества.
Ведущий:
Ф. Атянин любил произведения, созданные самим народом, собирал лучшие из них. Услышанные легенды, сказки, предания, рассказы писатель пропускал через свое сердце, впитывал их, переиначивал и через свои произведения доводил до своих юных читателей и слушателей. Самый главный герой в произведениях писателя – сам народ. Он и самый сильный, хитрый, умный, кто не боится трудностей, у нег нет неразрешимых дел; кто своим трудом и умом украшает сегодняшнюю жизнь и строит завтрашнюю. Отрадно то, что, знакомя детей с произведениями мордовских писателей, мы можем прочитать многие из них как на мокшанском и  эрзянском языках, так и на русском языке.
3  Заключительное слово.
Ведущий:
Мордовская литература набирает новые силы, её голос становится всё слышнее в общем хоре многонациональной литературы нашей страны. Исследование жизненных явлений прошлых лет, современной действительности во многом проводится уже с новых перестроечных позиций. Выполняя требование времени, писатели стремятся создать произведения, способствующие формированию гармонично развитой личности, воспитанию в людях высоких моральных качеств, творческой активности. Они постоянно помнят о том, что общество ждет от писателя художественных открытий, правды жизни, дарят читателю всё новые и новые высокохудожественные произведения, характеризующиеся объективным отображением обновляющейся жизни мордовского народа.
Ведущий:
 Таким образом, изучая произведения мордовских писателей, происходит знакомство с историей и культурой мордовского народа, с их традициями и обычаями. Формируется духовно-нравственное отношение к своей республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Ведущий:
Спасибо за внимание! До свидания![1]





[1] Языковская модельная библиотека им .А.С. Пушкина 

Комментариев нет: