среда, 6 июня 2018 г.

К Пушкину через время и пространство
День гения


Одно из любимых национальных занятий русских, как и людей множества национальностей нашей страны, — чтение и изучение Пушкина. И да будет жив этот светлый дух любви к поэзии Пушкина, ее благоговейного почитания среди нас, как символ национальной гордости, как знак высокого достоинства народов. 
                                                                                                 А. Т. Твардовский



Во вступительной беседе «Сказки и быль» было  рассказано  юным читателям о судьбе великого поэта. Ребята внимательно слушали рассказ и с интересом участвовали в игре, отвечая на вопросы по сказкам А. С. Пушкина: «Подскажи словечко» вспоминали окончания фраз из сказок, и их содержание в задании «Знатоки сказок», продолжали предложенные отрывки из сказок «А что же было дальше», а в завершении создали плакат и поздравительные открытки. Дети с воодушевлением и любовью читали пушкинские стихи и сказки. Праздник удался. Приятно осознавать, что и взрослые и дети знают А.С. Пушкина, читают Пушкина и любят его литературное наследие.

Сценарий
«Знаешь ли ты сказки Пушкина»

Форма мероприятия: литературная викторина
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

ü Цели:
Расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;
ü Воспитывать интерес к чтению и чувство гордости за великого русского поэта А. С. Пушкина.

1 Вступительное слово
Ведущий:
Здравствуйте ребята.  6 июня в России празднуют Пушкинский день  и сегодня, в день рождения великого поэта,  мы, конечно же, поговорим о А.С. Пушкине.    Он родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
Ведущий:
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь.  В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
Ведущий:
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет. 
2 Основная часть
Ведущий:
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего Баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий
Вас снова в сказки пригласит!


А я предлагаю вас литературную викторину по сказкам А. С.  Пушкина
Ø Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Конёк-Горбунок»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
г) «Сказка о золотом петушке»
(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов);
Ø  В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?
(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»);
Ø Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? 
(царь Дадон);
Ø  В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица?
(«Сказка о золотом петушке»);
Ø  В «Сказке о попе и о работнике его Балде», каких работников искал поп на базаре?
(конюха, повара и плотника);

Ø С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»;
Ø Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?
(указывал с какой стороны есть угроза нападения на владения царя); 
Ø Из ветки какого дерева князь Гвидон сделал себе лук? (из ветки дуба)
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук…»;
Ø  В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка?
(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому;)
Ø Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!»;
Ø  В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…»;

Ø Назовите оптический прибор, с помощью которого князь Гвидон рассматривал приближающиеся к острову корабли?
(подзорная труба);
Ø Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- новое корыто
- новая изба
- быть столбовою дворянкой
- быть вольною царицей
- быть владычицей морскою;
Ø  Кто дал царю Дадону золотого петушка?
(мудрец-звездочёт);
Ø Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке»?
(Шамаханская царица);
Ø К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты, и кто ему подсказал, где её искать?
(к солнцу, месяцу и ветру; подсказал ветер);
Ø  Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»);
Ø За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин оставил старуху у разбитого корыта?
(за непомерную жадность).
 3 Заключительное слово
Ведущий:
Молодцы вы настоящие знатоки сказок Пушкина
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят,
Убегаем мы игрою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Ведущий:
И так будет бесконечно. Пушкин будет с вами всю жизнь! Спасибо за участие! До свидания![1]


























































[1] Языковская модельная библиотека им. А.С. Пушкина



Комментариев нет: