четверг, 14 июня 2018 г.

Сценарий
«Обитатели  подводного мира»

Форма мероприятия: урок природы
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники

Цели:
Ø Познакомить детей с подводным миром;
Ø Развивать умение наблюдать, делать выводы;
Ø  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Ø Расширение кругозора детей.

1 Вступительная часть
Ведущий:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать, поэтому удивительному миру и много узнаем об его обитателях. А вот о ком мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте сами.

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть – не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
Молодцы! Правильно речь сегодня пойдет об обитателях подводного мира.
Ведущий:
А для начала давайте посмотрим, каких рыб мы можем встретить в подводном царстве.
(Показ к/ф о рыбах)

2 Основная часть
Ведущий:
Наш подводный мир полон загадок и чудес. Чтобы в нем не заблудиться, надо дружно потрудиться. Готовы ли вы, ребята, к такому исследованию?  Вы знаете значение слова - исследование?  (ответы детей).   Отлично!  Правильно слово  - исследование - это научное изучение чего-либо, а исследователь - человек, который занимается научными исследованиями
Ведущий:
Вы знаете, какая наука изучает океаны и моря? (ответы детей). Океанография - наука, изучающая моря и океаны, а  океанографы - ученые, которые изучают подводный мир.  Работа под водой опасна и трудна. Как называют человека, который работает под водой?  (ответы детей). Отлично  это водолаз.   Какое снаряжение одевает водолаз? (ответы детей). Правильно  - акваланг. Это устройство для дыхания, а  человека под водой его создал Жак Кусто в 1943 году.
аквалангист - человек, плавающий с аквалангом.

Ведущий:

Чем отличатся рыбы от других групп животных?  (ответы детей).   Правильно у рыб есть чешуя и дышат они жабрами.  Что общего у рыб? (ответы детей). Да  все рыбы живут в воде, плавают с помощью хвоста и плавников.
Ребята, каких рыб вы знаете?  (ответы детей).
 А теперь я предлагаю вам загадки: 

Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна. (Щука)
Эта рыба плоская, как блин,
И все время лежит на дне. (Скат)
Там, где сыро и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Я всеми и всегда
Узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок,
Ярко-красный плавничок. (Окунь)

ведущий:
Ведущий:
 А вы знаете, что  окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыба никогда не мигает. У многих рыб хорошее зрение. Человек в воде может не дышать только полторы минуты, потому что дышит легкими. А рыба живет под водой всю жизнь, потому что дышит жабрами. Почему про рыбу говорят: « В воде играет, а на земле умирает»? (ответы детей)
Ведущий:

 Молодцы!  Ребята, а где живут рыбы? (ответы детей. ) В реке, озере, пруде.  А,   как называются такие рыбы?  (ответы детей).  Совершенно верно -  речные, озерные. А рыбы, живущие в море? (ответы детей)  -  морскиеА у нас дома, где могут жить рыбы?  (ответы детей).  Верно  в аквариуме.  И называются такие рыбки – аквариумные.
Ведущий:
Первые аквариумы появились в Древнем Египте, люди устраивали специальные бассейны для рыб в садах и парках. От солнца они были защищены специальными навесами. Царь Ассирии украсил каменными чашами с водой одно легендарные висячие сады Семирамиды. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах.
Ведущий:
Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Эта рыбка не простая -
Золотой её наряд,
Ярко радугой блистая,
Завораживает взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно,
И живёт на радость мне.

Ведущий:
На земле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.  Ну, например  - щука.  Она  хищница и живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Щука – рыба-санитар. Откладывает около 1 000 000 икринок. Может жить до 50 лет.

Щука - рыба хищная,
Малосимпатичная,
Длинная, пятнистая,
Хитрая и быстрая.
Любит карасей гонять,
Не давая им дремать.

Ведущий:
А вот  рыба – угорь «сухопутная». Может обходиться без воды – 36 часов. Переползает из одного водоема в другой, посреди ночи, только воздух должен быть влажным.  В Красную книгу занесено 10 видов исчезающих рыб. Среди них осетр, стерлядь и другие.
Ведущий:
 Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб. Самые красивые и необычные рыбы – это морские. Известно более 200 видов акул. Большинство из них жестокие хищники. Они питаются другими животными, могут нападать на людей. Самая большая рыба на земле – китовая акула. Весит 30 тонн, а в длину достигает от 15 до 20 метров. Питается планктоном, рачками. Интересна рыба морской черт, обитающая в черном море. Рыба имеет сплюснутую голову с зубастой пастью. На голове не только глаза, но и удочка, ее конец похож на червя, который привлекает рыб (скумбрию, сельдь)
Ведущий:
Но кроме рыб в морских глубинах живут и другие подводные жители. И сейчас я расскажу вам о некоторых из них.
Он живет на самом дне, 
На ужасной глубине —
Многорукий, 
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!


У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом.
Единственная твердая часть тела осьминогов – роговые челюсти, похожие на клюв. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Они  могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, лангусты, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом из слюнных желез. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Нередко осьминоги строят укрытия из камней или раковин, орудуя при этом щупальцами, как руками. Осьминоги охраняют свой дом и могут легко найти его, даже если ушли далеко.
Ведущий:
С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет. 

Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками и морскими ежами. Рот  у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху. Морские звезды обладают удивительной способностью раскрывать створки раковин устриц или мидий своими сильными лучами. Некоторым звездам даже не нужно полностью раскрывать раковину. Они через рот выворачивают свой желудок наизнанку и просовывают его в отверстие раковины. Моллюск переваривается прямо в раковине. Переварив добычу, звезда втягивает желудок обратно. В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. Но из отброшенного хвоста новая ящерица не вырастет. У морской звезды, наоборот, из любой части тела вырастает новое животное. Ученые проводили опыты – разрезали морскую звезду на несколько частей. Каждая часть через некоторое время превращалась в морскую звезду.
Ведущий:
Словно кактус на окне,
Еж морской растет на дне.
Проплывала камбала,
Его водичкой полила.

Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Они не родственники сухопутных ежей, а относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Копьеносный морской еж передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает.
Ведущий:
Прозрачная медуза
Тихонечко плывет.
К медузе прикоснешься —
Как током обожжет! 


Медузы – близкие родственники актиний и кораллов. В отличие от этих животных, они не проводят всю жизнь, прикрепившись к камням, а свободно плавают на морских просторах. У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец. На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд, содержащийся в стрекательных клетках небольшой медузы-крестовичка, может вызывать у человека смертельные ожоги.

3 Заключительная часть
Ведущий:
Ну, вот вы и познакомились с обитателями подводного мира.  Ребята скажите , в любой ли воде могут жить рыбы? А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? Что должен сделать человек, чтобы рыбы не погибли? (ответы детей) Молодцы! Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
Ведущий:
Количество людей, живущих на планете, год от года растет. Возможно, со временем, вода станет местом постоянного обитания людей. Будут целые подводные города. Люди изобретут способ, как жить под водой. Может быть, человечество вернется в ту стихию, из которой вышло все живое. Океан – будущее человечества, и его нужно знать и оберегать. Разумно расходовать воду, не загрязнять водоемы, кидая всякий мусор в воду.
Ведущий:
Спасибо за участие!  до свидания![1]





[1] Языковская модельная библиотека им. А.С. Пушкина

Комментариев нет: