«Поэты пушкинской поры»
Можно ли считать поэтами
пушкинской поры Батюшкова и Жуковского? С одной стороны, конечно да: оба
продолжали писать стихи, когда Пушкин уже вовсю печатался
. С другой – они были
старше него, их поэтический мир сложился до и помимо Пушкина. Наоборот, это он
учился у них и в каком-то смысле был поэтом поры Жуковского и Батюшкова. Но мы
уже говорили с вами, что роль Пушкина в развитии русской литературы огромна.
Благодаря ему она (русская литература) она не только догнала, но и перегнала
западноевропейскую литературу.
Что касается творчества Жуковского и Батюшкова, то, что тоже
вам уже известно, Пушкин не только продолжил развитие намеченных ими тем,
мотивов, жанров и т. п., но и пошел далеко вперед. Таким образом,
целесообразнее говорить о поэтах, писавших и печатавшихся приблизительно в те
же годы, или даже ранее, что они творили в пушкинскую эпоху, они поэты
пушкинской поры. Сегодня мы с вами будем
говорить о таком поэте пушкинской поры, как Н. М. Языков. Как вы думаете,
почему именно о нем? Ведь к поэтам пушкинской поры относился не только Языков.
Ну скажем, Полежаев, Кольцов, Рылеев и другие. Но мы с вами остановимся
подробнее на творчестве Николая Михайловича.
Потому что помимо
того, что Языков поэт пушкинской поры, он еще и поэт-симбирянин, наш земляк. В нашу с вами сегодня задачу не входит
знакомство со всем творчеством поэта, этапами формирования его художественного
мира и т.п. Нет, наша задача гораздо скромнее. Мы лишь остановимся на некоторых
его произведениях, вспомним, что мы уже знаем о Языкове, попытаемся определить
основные темы его творчества, а также его вклад в развитие русской литературы.
А знаете ли Вы что
Пушкин, прочитав стихотворение «Тригорское», сказал: «Если уж завидовать, так вот кому я должен бы завидовать… Он всех нас,
стариков, за пояс заткнет»).
Творческое начало
Николая Михайловича совпало с расцветом романтизма. Находясь в Симбирске, где
родился, он много читал Ломоносова, Державина, Жуковского. В романтизме его
привлекало:
·
Героическая
возвышенность чувств.
·
Гражданская
направленность.
·
Интерес
к историческому прошлому и фольклору.
·
Творческая
свобода художника, ломающего установившиеся каноны и правила.
Но судьба поэта связана с общественной жизнью, которая
находит отражение в его лирике. Отсюда реалистические черты, но они внутри
романтического стиля. Следовательно, главными темами в творчестве Языкова
являются следующие:
·
Родина,
героика, дружба, братство, радость.
Мы убедились в том, что Языкову близки романтические
тенденции: он воодушевлен любовью к Родине, прошлое изображает в романтическом
ореоле величия и славы, воспевает народ, тоскует по героическому подвигу,
призывает к борьбе, мужеству, отваге. Переломным моментом в жизни и творчестве
Языкова становятся годы перед декабристским восстанием. Николай Михайлович
думал о судьбе личности в полицейском государстве, о проблеме: царь – народ.
Выражает протест против самодержавия. Он не мог примириться с академическим
режимом, подавляющем свободную личность.
Учитель: после восстания декабристов Языков остался верен
прежним идеям. Тема героя, не сломленного судьбой, сопротивляющего, моральная
победа – вот круг его интересов.
В эти годы для Языкова идеалом является Пушкин, его
творчество. Как и многие поэты той эпохи, увлекается библейскими мотивами.
Учитель: какова тема данного стихотворения? Как разрешается
конфликт?
(Тема поверженных, но внутренне не покорившихся борцов:
«Свято нам воспоминанье о славной родине своей; мы не дадим на посмеянье
высоких песен прошлых дней!». Здесь появляется мотив возмездия, жестокого
отмщения). Для поэта Родина – героическое прошлое, победы народа и т. п. Настоящее - рабская Россия - не соответствует
героическому прошлому. В рабстве повинны как власть, так и сам народ. Но поэт
надеется не только на лучшее будущее, но и на возмездие за настоящее. Итак,
основной особенностью творчества Языкова является лиризм, звучность, яркость,
блеск, энергия стиха.
Приложение.
Стихотворения.
Моя
Родина
«Где твоя родина, певец молодой?
Там ли, где льется лазурная Рона;
Там ли, где пели певцы Альбиона;
Там ли, где бился Арминий-герой?»
- «Не там, где сражался герой Туискона
За счет и свободу отчизны драгой;
Не там, где носился глас барда живой;
Не там, где струится лазурная Рона».
«Где твоя родина, певец молодой?»
- «Где берег уставлен рядами курганов;
Где бились славяне при песнях баянов;
Где Волга, как море, волнами шумит…
Там память героев, там край вдохновений,
Там все, что мне мило, чем сердце горит;
Туда горделивый певец полетит,
И струны пробудят минувшего гений!»
«Кого же прославит певец молодой?»
- «Певца восхищают могучие деды;
Он любит славянских героев победы,
Их нравы простые, их жар боевой;
Он любит долины, где бились народы,
Пылая к отчизне любовью святой;
Где падали силы Орды Золотой;
Где пелися песни войны и свободы».
«Кого же прославит певец молодой?»
- «Отзвука родного, с их бранною славой,
Как звезды блистая красой величавой,
Восстанут герои из мрака теней:
Вы, страшные грекам, и ты, наш Арминий,
Младый, но ужасный средь вражьих мечей,
И ты, сокрушитель татарских цепей,
И ты, победивший врагов и пустыни!»
«Но кто же младого певца наградит?»
- «Пылает он жаждой награды высокой,
Он борется смело с судьбою жестокой
И, гордый, всесильной судьбы не винит…
Так бурей гонимый, средь мрака ночного,
Пловец по ревущим пучинам летит,
На грозное небо спокойно глядит
И взорами ищет светила родного!
«Но кто же младого певца наградит?»
- «Потомок героев, как предки свободный,
Певец не унизит души благородной
От почестей света и пышных даров.
Он славит отчизну – и в гордости смелой
Не занят молвою, не терпит оков:
Он ждет себе славы – за далью веков…
И взоры сверкают надеждой веселой!»
М. Н. Дириной
Моя богиня молодая
Законам света не верна,
И часто говорит она,
Что умолчала бы другая;
А это в наши времена,
Как вам известно, против моды:
Певцу, и особливо мне,
Восторгов пламенной свободы
Любить не должно б и во сне,
А я свой век позабываю
И даже в русские стихи
Рукой небрежною вмещаю
Мечты, ведущие не к раю,
И вольнодумные грехи.
Что делать? Гордыми очами
Поэт не смотрит никогда
С горы божественной туда,
Где быть… но догадайтесь сами!
Клянусь вам славой и стихами,
Что много, много мог бы я
С моею музою счастливой
И перед вами не ленивой,
Как перед ней рука моя,
Вам принести усердной дани
На сих листках воспоминаний.
Вас похвалить не мудрено,
Но похвалы за похвалами
Все будут то же и одно,
Какими б ни было стихами;
А это наскучает вам
(Так слышал я и знаю сам).
Притом: написанное выше
Велит мне изъясняться тише,
Чтоб за болтливость укорять
Мою поэзию не стали.
И мне… позволите ль сказать?
Мне хочется, чтоб вы не знали,
Что я хотел вам
написать.
Элегия
Свободы гордой вдохновенье!
Тебя не слушает народ:
Оно молчит, святое мщенье,
И на царя не восстает.
Пред адской силой самовластья,
Покорны вечному ярму,
Сердца не чувствуют несчастья
И ум не верует уму.
Я видел рабскую Россию:
Перед святыней алтаря,
Гремя цепьми, склонивши выю,
Она молилась за царя.
Подражание псалму 136
В дни плена, полные печали,
На Вавилонских
берегах,
Среди врагов мы восседали
В молчанье горьком и слезах;
Там вопрошали нас тираны,
Почто мы плачем и грустим.
«Возьмите гусли и тимпаны
И пойте ваш Ерусалим».
Нет! Свято нам воспоминанье
О славной родине своей;
И не даем на посмеянье
Высоких песен прошлых дней!
Твои, Сион, они прекрасны!
В них ум и звук любимых стран!
Порвитесь, струны сладкогласны,
Разбейся, звонкий мой тимпан!
Окаменей, язык лукавый,
Когда забуду грусть мою
И песнь отечественной славы
Ее губителям спою.
А ты, среди огней и грома
Нам даровавший свой закон,
Напомяни сынам Эдома
День, опозоривший Сион,
Когда они в весельи диком
Убийства, шумные вином,
Нас оглушали грозным криком:
«Все истребим, всех поженем!»
Блажен, кто смелою десницей
Оковы плена сокрушит,
Кто плач Израиля сторицей
На притеснителях отмстит!
Кто в дом тирана меч и пламень
И гибель грозную внесет!
И с ярким хохотом о камень
Его младенца разобьет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий