четверг, 18 февраля 2016 г.

Сценарий
«Очарованная Русь Лескова»

Форма мероприятия: урок классики
Дата и время проведения: 15 февраля 2016 года
Место проведения: Языковская модельная библиотека (читальный зал)
Участники мероприятия: учащиеся  9 «Б» класса ЯСОШ

Цели и задачи:
1. Создать представление о личности и творчестве Н.С.Лескова
2. Выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова.
3. Способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы.
4. Подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.

1.Вступительное слово.
Ведущий:
Нам снова необходимо подумать
о русском народе, вернуться к
познанию духа его. 

 Н.Лесков

Эти слова и станут эпиграфом нашего сегодняшнего урока классики.
Ведущий:
Мы не знаем в русской литературе более загадочного писателя, чем Лесков. Разгадать его загадки нам только предстоит, ведь знакомство с творчеством этого писателя – прекрасный повод поговорить о Родине, России, о русском человеке, национальном характере, поскольку это главные темы его творчества.
В произведениях Лескова  отразились противоречия времени, мятежный дух самого писателя и его героев и неутомимость в поисках истины.
Ведущий:
В настоящее время с экранов телевизора, со страниц газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. Мы думаем, они изрядно преувеличивают, но проблема, несомненно, существует. И суть этой проблемы в том, что мы оторвались от своих корней, перестали испытывать «чувство Родины». Ведь без осознания Родины и своей национальной принадлежности у человека, как и у народа в целом, не может быть будущего. 
Ведущий:
Вам наверное уже известно имя великого русского писателя Николая Семеновича Леско­ва.
Н.С.Лескова «великим» не называли никогда. Мало того, Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не вклю­чался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузов­ских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процес­са.
Ведущий:
Лесков жил в одно время с такими великими писателями, как Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой. Но он не был так ясен и последователен, как, скажем, Тургенев. Он не старался “измерить бездну”, подобно Достоевскому, не пытался осознать самые основы веры, подобно Толстому. Он не ставил своей задачей ни мифотворчество, ни пророчество, ни вероучительство. Он просто писал, как он сам говорил, “всякую всячину”... А написал — вечного человека в уникальном русском преломлении, неповторимый автопортрет нации, памятник ее иллюзиям, преобразившим реальность и ставшим реальностью. Но время все расставляет на свои места. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будуще­го».
Ведущий:
Кто мы, русские? Каковы наши корни? Что значит «загадочная русская душа»? Почему за длительную историю российского государства никому так и не удалось победить русского человека, сломить его дух?
Эти вопросы ставит Лесков в своих произведениях и помогает нам найти на них ответы.
Ведущий:
Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее?
«Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и другие.
А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?
Где он родился?
Кто его родители?
Какое образование он получил?
Где он провел свое детство? Какие воспоминания о детстве у него остались?
Ведущий:
 «Это не жизнь, а только житие»,  так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.
2. Основная часть.
Ведущий:
Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.
Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек...».
Ведущий:
В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический по­ворот «положил предел и правильному продолжению учено­сти...» - писал Лесков. Впоследствии он скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела.
Но, от жизни Лесков получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника, и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта.
Ведущий:
Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу. Его литературное поприще было небезоблачно, но он никогда не отказывался от своих убеждений, сохранял веру себе, свой мятежный дух.
Ведущий:
Проблемы национального сознания русского народа, национального само­сознания человека из народа, веры и безверия находят отражение в творчестве Лескова.                                                                                      
Можно ли, будучи не русским по национальности, иметь русскую ментальность?
Ведущий:
В нашей стране живут представители разных национальностей, можете ли вы сказать, что у нас есть общие черты?
Конечно, мы все давно живем вместе. Произошло объединение. Недаром нас во всем мире называют русскими.
Ведущий:
Мы бы хотели вас попросить прочитать два высказывания о своеобразии русского характера, одно – философа серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника, хорошо вам известного писателя-сатирика М.Задорнова.
Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»

М.Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.»
Какие основные черты русского характера и русского менталитета отмечают эти два автора?
Это, прежде всего, двойственность характера. Русский характер может сочетать в себе прямо противоположные качества. Причем, эти качества могут быть и высокими и самыми что ни наесть низкими. Русского человека отличает мятежный дух и сильные страсти.
Поистине «Умом Россию не понять», как сказал Тютчев.
Ведущий:
Русская литература многократно обращалась к теме национального характера. Подлинные национальные герои встречаются в произведениях Гоголя и Лермонтова, Тургенева и Некрасова.
 Можете ли вы назвать их?
Тарас Бульба, купец Калашников и герои «Бородина», Хорь и Калиныч из одноименного очерка Тургенева, Матрена Тимофеевна, Савелий – богатырь святорусский и другие герои поэм и лирики Некрасова. Они носители основных черт русского народа. Тех самых, которые мы с вами перечислили. 
Произведения парадоксальны на первый взгляд, и в то же время они не так однозначны, как могут показаться поначалу.
Ведущий:
К примеру, патриотический рассказ “Левша” при серьезном и детальном рассмотрении оказывается намного сложнее. Да, рассказ повествует о мастерстве тульских оружейников, сумевших подковать малюсенькую металлическую блоху. Этот рассказ не гимн труду и русскому умельцу, а скорее драматическое изображение его тяжелого положения. Очень своеобразен и язык Лескова. Тема самородного русского таланта развивается и в других его повестях “Тупейных художник” и “Очарованный странник”. У Лескова вечные вопросы. Господи, на что человек способен?  На величайший взлет и величайшее падение.
Ведущий:
В “Очарованном страннике” главный герой похож на Илью Муромца. Иван Флягин — это прямая связь с Иванушкой из сказки. Два Иванушки: дурачок и добрый молодец. Иван Флягин соединяет в себе характеры обоих Иванов, то есть его характер двойственный. Как всегда у Лескова, говорящее имя. Фляга — сосуд, что ни налей, будет носить в себе. Иван Флягин — огромная сила, но в рясе. Всю жизнь погибал, а не погиб, по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Он рвется из колеи, которая для него проложена судьбой.
 Ведущий:
Он прошел все свои испытания. И что потом: крепостной форейтор — нянька — плен татарский— любовь — без имени; и подвиг — монастырь. Герой проходит различные “испытанья”: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он вырывается из-под чар судьбы, мечется. Дурацкая слепая сила кипит, убил ни за что мальчика - монашка. И вот он в финале повести - монастырь. А за что ему монастырь? За убийство. Богатырь, который защищал родную землю, хотел умереть за народ и убийца.
Ведущий:
Но, и в монастыре силы его гуляют, страсти кипят. Идет человек и странствует он; герой, богатырь, мученик и убийца одновременно. Путь героя — это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственным чувством и всей своей судьбой.
Вначале смутное, подсознательное, стремление к богатырскому служению Родине становится в финале осознанной душевной потребностью. «Дух одолевает» его и «все свое внушает: «ополчайся». «Мне за народ очень помереть хочется».
Ведущий:
Автор считает, что нравственную опору России составляют «праведные»  люди, но один человек не делает истории, историю делает народ, обычный, простой, такой как его герои.
Творчество Лескова отличается необыкновенной широтой охвата русской жизни. Идя вслед за Писемским и прокладывая дорогу Чехову, Лесков, однако, превосходит обоих этих писателей как в разнообразии изображенных социальных типов, так и во временном и пространственном размахе.
Признанной заслугой Лескова является внимание к внутреннему миру личности простолюдина. Особенно важно подчеркнуть равенство подхода писателя к людям самых разных социальных положений.
Это была новая ступень в демократизации русской литературы.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
На сегодняшнем уроке мы, на примере литературных героев попытались разобраться в особенностях русского национального характера.
В чем заключаются эти особенности?
Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера.
Ведущий:
 «Русский человек со всем справится» - пишет Лесков.
Можно ли назвать его героев мятежными людьми, полными бунтующих страстей?
А самого Лескова?
Свою задачу Лесков видел в поиске положительного героя, в «оправдании Руси» и в утверждении высокого призвания человека. Герои Лескова – люди невысокого звания, они не святые. Это простые люди - скромные, незаметные, живущие среди нас. Но если присмотреться, за внешней оболочкой увидишь редкой нравственной чистоты душу.
Ведущий:
Это распознание внутренне прекрасного в человеке, его человеческое достоинство, праведничество, понимаемое как человеколюбие, бескорыстное служение людям – литературное открытие Лескова.
Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна, населенная удивительными людьми. Вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано. И все-таки, у такой страны не может не быть великого будущего.[1]



[1] Языковская модельная библиотека

Комментариев нет: