Сценарий
«Его перу принадлежит история России»
Форма
мероприятия: беседа-путешествие
Дата
и время проведения: 17 февраля 2016 года
Место
проведения: Языковская модельная библиотека (читальный зал)
Участники:
6 «А» класс ЯСОШ
Цели и задачи:
1.
помочь
учащимся изучить основные факты биографии писателя-земляка, поэта, историка Н.
М. Карамзина;
2.
познакомиться
с его литературным творчеством;
3.
создать
условия для развития навыков выразительного чтения, устной монологической речи
учащихся;
4.
вызвать
чувство восхищения от знакомства с творчеством и личностью Н. М. Карамзина;
5.
пробудить познавательный интерес к творчеству
и деятельности знаменитого земляка.
1.Вступительное
слово.
Он здесь! Он
вечно ваш!
Изображение Клио
отныне передаст
В позднейшем
времени
И дар Царя, и
дань
Признательной
России
К трудам
Карамзина…
Д. М. Ознобишин
Ведущий:
Чтение
стихотворения «Не помним мы истории своей…»
Не помним мы
истории своей
Не ведаем, как
жили наши предки,
Как будто мы
совсем других кровей,
Другой любви,
Обычаев
И сметки.
Как будто бы до
нас
И после нас
И не было
И никого не
будет.
Живем мы
суетливо,
Напоказ,
С гордынею…
Да что же с
нами, люди?
Владимир
Дворянсков.
В этом стихотворении наш ульяновский
поэт Н.В.Дворянсков поднимает очень важную тему – тему памяти человеческой, когда
люди в погоне за « хлебом насущным» забывают о самом главном: о душе,
нравственности, не помнят истории своей Родины.
2. Основная
часть.
Ведущий:
Сегодня в нашей беседе - путешествии речь пойдет о Николае Михайловиче Карамзине, чья жизнь тесным образом связана с
Симбирским краем и с историей нашей великой страны.
Ведущий:
Ведь именно Карамзин был первым
историком на Руси и замечательным писателем, в произведениях которого оживала
«история государства Российского». И первое, что хочется вам рассказать – о
происхождении фамилии Карамзиных, о версиях, связанных с рождением Николая
Михайловича Карамзина.
Ведущий:
История рода Карамзиных начинается с 22
февраля 1606 года. Фамилия имеет тюркскую основу: «Кара» - черный, «Мурза» -
титул человека знатного происхождения. В словаре «Русские фамилии» фамилия
Карамзин трактуется как «чернявый». Под властью российской короны татарская
знать сохранила свои привилегии и свои имена, которые были русифицированы
обычным порядком, чаще всего путем прибавления суффикса – ов – или – ев – и
реже - ин-.
Известно и то, что фамилия Карамзиных
проникла через армян, среди которых распространены фамилии: Карахан, Карамурза.
Но никаких документальных сведений нет.
Ведущий:
Существует несколько версий, связанных с
местом рождения Карамзина.
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. Казалось бы, сам Карамзин
ответил на вопрос, о котором до сих пор ведутся споры. Читаем в его
автобиографической справке, составленной в 1805году: « Надворный советник
Н.М.Карамзин родился 1 декабря в 1766 году в Симбирской губернии…» Карамзин,
правда, не указал, где именно в Симбирской губернии он родился. И вот эта
безобидная недосказанность со временем привела к спору о том, какую из двух
губерний – Симбирскую или Оренбургскую – надо считать родиной первого историка
Руси.
Ведущий:
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. Известный
историк Михаил Петрович Погодин, автор двухтомной биографии Н.М.Карамзина,
указывает, что Карамзин родился: « в селе Богородском» (это родовое имение
Дмитриевых в Сызранском уезде Симбирской губернии), « в Михайловке»
(Оренбургское имение Карамзиных), «в Карамзинке» (село Знаменское Симбирского
уезда – родовая вотчина Карамзиных).
Ведущий:
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. В
статье «О месте рождения Н.М.Карамзина» («Ульяновская правда» от 24 мая 1994
года) ульяновский краевед Жорес Трофимов постарался доказать, что Николай
Михайлович родился не в глухом сельце, каким было Знаменское, а в городе
Симбирске. Это убеждение основывается, прежде всего, на том, что большинство
дворян вели сезонный образ жизни: с наступлением апрельского тепла из Симбирска
устремлялись в деревню, а в ноябре – возвращались в городские особняки. Для
Карамзиных же возвращение в Симбирск осенью 1766 года имело важное значение:
ведь только в городе Екатерина Петровна (мать будущего историка и писателя)
могла рассчитывать на жизненно необходимую помощь медика-акушера.
Вот такие существуют версии по поводу
рождения Н.М.Карамзина.
Ведущий:
«…Карамзин как человек принадлежит, прежде всего, Симбирску.
В сердцах симбирских уроженцев память о нем должна жить теплее и сердечнее, чем
где бы то ни было…»,- так говорил казанский профессор Н.Булич 1 декабря 1866
года, когда отмечался столетний юбилей нашего земляка Карамзина Н.М.
Ведущий:
Карамзин принадлежал к дворянскому роду,
ведущему свое начало от татарского князя Кара-Мурзы, поступившего на русскую
службу.
Отец – Михаил Егорович, отставной
капитан, имевший земли в Симбирской и Оренбургской губерниях. Мать – Екатерина
Петровна, урожденная Пазухина. Вторым браком отец Карамзина женился на Евдокии
Гавриловне Дмитриевой.
Детские годы Карамзина прошли в
Симбирском имении его отца селе Знаменском, расположенном в 40 верстах от
Симбирска. Чуть позднее оно было переименовано в Карамзинку (Майнского района).
Ведущий:
Село Знаменское с его теплой семейной
обстановкой, окруженное красивой природой, легендами и сказаниями оказало
огромное влияние на будущее писателя.
Здесь он познакомился с европейской
классикой, книгами по древней и новой истории, жизнеописаниями великих людей.
Среди друзей отца маленький Карамзин научился гордиться и любить свою историю,
свой народ, свою Родину.
Руссо, Ричардсон, Сервантес, Вольтер –
на книгах этих писателей воспитывался Карамзин.
Ведущий:
Жизнь в Знаменском обогатила
представления Карамзина о своей малой родине, о занятиях отца и его
приятелей-соседей, здесь он познакомился с тяжелой жизнью простых людей и их
страданиями, связанных с неурожайными годами. Здесь, в Знаменском, возможно, на
самом деле происходили следующие эпизоды автобиографической повести «Рыцарь
нашего времени»: случай с медведем, сражение Леона и др.
Чтение и обсуждение отрывка из повести «РЫЦАРЬ НАШЕГО
ВРЕМЕНИ».
Ведущий:
С большим удовольствием маленький Коля
спешил с книгами на высокий берег Волги, где любовался, ее синим простором. Был
привязан к ласковой мачехе, так как родную мать помнил смутно. Неизгладимое
впечатление произвела на Карамзина Волга: «Волга, родина беспечная юность
трогали душу, извлекали слезы. Кто не испытал нежность силы подобных
воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства. Родина, апрель жизни,
первые цветы весны душевной! Как вы милы всякому!».
Ведущий:
Река
священнейшая в мире,
Кристальных вод
царица, мать!
Дерзну ли я на
слабой лире
Тебя, о Волга!
Величать,
Богиней песни
вдохновенный,
Твоею славой
удивленный?
Дерзну ль игрою
струн моих,
Под шумом гордых
струн твоих –
Их тонкой пеной
орошаясь,
Прохладой в
сердце освежаясь –
Хвалить красу
твоих брегов,
Где грады, веси
процветают,
Поля волнистые
сияют
Под тению густых
лесов…
Ведущий:
Зимой 1773 года Карамзин был определен в
лучший в Симбирске Дворянский частный пансион француза Пьера Фовеля.
В
1778 году двенадцатилетнего Николая отправляют в далекую Москву в пансион
профессора Московского университета Иоганна Шадена, пользовавшегося широкой
известностью. Принимая в свое заведение волжанина Карамзина, Шаден с самого
начала подметил в юном ученике прекрасные свойства души и редкие способности в
учении. В пансионе особенно большое внимание уделялось изучению иностранных
языков: французскому, немецкому, греческому, латинскому, английскому и
итальянскому. Карамзину, как одному из превосходнейших своих учеников, Шаден
давал читать лучшие произведения европейских авторов, особенно французских,
чтобы образовать его вкус, ибо уже предвидел в нем литератора.
Ведущий:
ОТРЫВОК
ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВЕСЕЛЫЙ ЧАС».
Кто все плачет,
все вздыхает,
Вечно смотрит
сентябрем -
Тот науки жить
не знает
И не видит света
днем.
Все печальное
забудем,
Что смущало в
жизни нас;
Петь и
радоваться будем
В сей приятный,
сладкий час!
Ведущий:
По совету Шадена, Николай посещал
некоторые университетские лекции, где получал основательные сведения по истории
отечественной и всеобщей истории, иностранных литератур, теории изящной
словесности, основам логики, психологии. Шадену хотелось, чтобы Карамзин
дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. Юноша и сам желал
этого, но судьба решила по-своему.
Ведущий:
Приехав в Петербург в 1781 году,
Карамзин начал службу в Преображенском полку (по обычаю времени, еще в детстве,
в 1774 г., он был записан в армейский полк, а затем переведен в гвардейский
Преображенский полк в чине подпрапорщика). В Петербурге Карамзин встретился с
И. И. Дмитриевым, и между ними завязалась дружба. Они вместе обсуждали и первые
собственные литературные опыты. В 1783 г. Карамзин впервые выступил в печати,
опубликовав прозаический перевод с немецкого языка идиллии С. Геснера
«Деревянная нога».
Ведущий:
После смерти отца в январе 1784 г.
Карамзин вышел в отставку в чине поручика и уехал в Симбирск. Здесь он вел
светский образ жизни, но по-прежнему много читал.
Резкую перемену в его жизнь внесла встреча со старым знакомым семьи,
известным любителем древностей и отечественной словесности Иваном Петровичем
Тургеневым. Он уговаривает Карамзина ехать в Москву, что и случилось в конце 1784
года. Там Тургенев ввел своего друга в лучший и, пожалуй, единственный
интеллигентный кружок того времени, собравшийся возле знаменитого книгоиздателя
Н.И.Новикова. Здесь Николай Михайлович редактирует первый в России детский
журнал «Детское чтение для сердца и разума».
Ведущий:
Неотъемлемой частью творчества Карамзина
являются человек и его переживания. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к
многотомному труду по истории России, над которым будет работать более двадцати
лет – до конца своей жизни.
Ведущий:
Представляем
вам главный труд Карамзина «История государства Российского».
Первые наброски плана «Истории
государства Российского» относятся к 1800 году. Насколько он уже тогда был
поглощен этим замыслом, можно судить по письмам, адресованным И. И. Дмитриеву и
брату.
Ведущий:
ЧТЕНИЕ ПИСЕМ.
«Я по уши влез в русскую историю, сплю и
вижу Никона с Нестором…»
«Занимаюсь только русской историей, -
пишет он брату весной 1803 года, а в декабре этого же года сообщает: «Император
пожаловал мне пансион в год по две тысячи рублей и сделал меня историографом».
« В труде моем бреду вперед, шаг за
шагом, и теперь, описав ужасное нашествие татар, перешел в 14 век. Хотелось бы
мне до возвращения в Москву добраться до времен Дмитрия, победителя Мамаева.
Иду голой степью; но от времени удается мне находить и места живописные.
История не роман; ложь всегда может быть красива, а истина в простом своем
одеянии нравится только некоторым умам опытным и зрелым».
Ведущий:
Пришло время, и теперь Карамзин мог
всецело посвятить все свои силы на реализацию обширного плана. Главное
заключалось даже не в пенсии, а в том, что перед государственным историографом
открывались сокровища архивов.
Помимо государственных архивов Карамзин
пользовался сокровищами целого ряда частных собраний Мусина – Пушкина,
Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, а также собранием книг и
манускриптов университетской и синодальной библиотек.
Важным подспорьем в работе над
«Историей…» была собственная библиотека Карамзина. Имелся в ней подбор ценных
древних рукописей.
Ведущий:
Начало работы над «Историей…» совпало с
изменением в семейном положении автора. В 1804 году (после смерти первой
супруги) Карамзин сочетался браком с Екатериной Андреевной Колывановой и
надолго поселился в Остафьеве – подмосковном имении Вяземских.
В лице Екатерины Андреевны историк обрел
надежную подругу, умную, прекрасно образованную помощницу. Она помогала в
переписке готовых глав, позже держала корректуру первого издания «Истории…», а
главное - обеспечила тот душевный покой и условия для творчества, без которых
был бы просто невозможен огромный труд мужа.
Ведущий:
«История государства Российского» появилась в
годы, когда русский народ был воодушевлен победой над армией Наполеона, в
обстановке патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года.
Россия спасла Европу от порабощения. Откуда, где источники этой мощи,-
спрашивали себя русские люди, откуда их род, каково их место и роль в семье
европейских народов? Труд Карамзина отвечал на все эти вопросы. Он посвящен
родному народу.
Ведущий:
Литературная деятельность Карамзина охватывает
период с середины 1780-х до середины
1820-х годов. Он стал первым и самым крупным представителем нового направления
в литературе – сентиментализма.
Карамзиным написана сентиментальная
повесть «Бедная Лиза»; исторические повести - «Наталья, боярская дочь», «Марфа
– посадница, или покорение Новгорода», Путевые записки «Письма русского
путешественника». В «Письмах…» Карамзин сумел дать читателю живое представление
о культурной и общественной жизни европейских стран конца восемнадцатого века.
Он подробно рассказал о городах, нравах и обычаях жителей, о своих встречах со
знаменитыми учеными и писателями, о музеях и памятниках, о местных преданиях.
Повествование его многопланово: оно включает автобиографические воспоминания,
портретные и пейзажные зарисовки, юмористические сценки.
Ведущий:
Особое место в творчестве Карамзина
занимают письма, посвященные Франции – «Остров Борнгольм» и «Сиерра – Морена».
Как поэтичны стихотворения «Осень», «Волга», «Молитва о дожде» и др. Им
написана автобиографическая повесть «Рыцарь нашего времени», сказки: «Прекрасная
царевна и счастливый Карла» (1792); одну
стихотворную – «Илья Муромец (1795), «Дремучий лес»(1795) – эту сказку Карамзин сочинил за один день на
следующие заданные слова: балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый
куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка. Сказки Карамзина учат добру,
смелости. Чтобы вырваться из страшного, дремучего леса, в котором живет
человечество, необходимо, считает писатель, найти внутри этого леса « зеленый
луг», который научит нас любви и святой дружбе. Нужно только суметь воспитать в
себе такие качества как доброту, храбрость, желание помогать людям, в трудные
минуты жизни не унывать, проявлять милосердие ко всему живущему на свете.
Ведущий:
Чтобы описать чувства, изображение
которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать
соответствующие слова. Оказалось, что в русском языке часто нет слов для
выражения понятий, которые есть в других европейских языках. И тогда Карамзин,
по словам В. Г. Белинского, «преобразовал русский язык».
Ведущий:
Познакомьтесь, пожалуйста, со словами и
выражениями, которые ввел в русский язык Николай Михайлович Карамзин:
чувствительность, деликатность, влюбленность, утонченность, будущность,
человечный, тонкий вкус, переворот, развитие, общественный, развитие…
Это была настоящая революция в языке. Но
важнее всего было то, что Карамзин изменил образ героя литературного
произведения. Его герои – не цари и вожди, а молодые крестьянки, которые тоже
умеют любить и страдать.
Ведущий:
В начале 1826 года, будучи тяжело
больным, Карамзин писал Дмитриеву: «Списывая вторую главу Шуйского, еще три
главы с обозрением до нашего времени и поклон всему миру… Близко, близко. Но
можно еще доплыть до острова, жаль, если захлебнусь с пером в руке». Строки эти
оказались пророческими. Последняя фраза незавершенного двенадцатого тома
гласила: «Орешек не сдавался».
Ведущий:
Утром 22 мая 1826 года Николай
Михайлович скончался.
Похоронили Карамзина на Тихвинском
кладбище в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Карамзину предлагали стать министром
народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего
отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько
диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: «Граф
Истории».
3.Заключительное
слово.
Ведущий:
В завершении нашей встречи, давайте
проведем небольшую историческую блиц-викторину.
·
Назовите
дату начала рода Карамзиных? (История рода Карамзиных начинается с 22 февраля
1606 года).
·
Где
родился Карамзин Н.М.?
·
Кем
был Карамзин, помимо того что он – писатель?
·
Какие
вы знаете произведения Карамзина?
·
Какие
вы знаете произведения Карамзина, написанные для детей? (Карамзин написал три
сказки: две прозаические – «Прекрасная царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий
лес»(1795); одну стихотворную – «Илья Муромец (1795).
·
Как
вы думаете, в чем смысл сказок Карамзина?
·
Какая
идея, по вашему мнению, объединяет все сказки Николая Михайловича Карамзина? (Быть счастливым можно только тогда, когда
делаешь людям добро.).[1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий