четверг, 17 ноября 2016 г.

Сценарий:
«Люби мир в себе, а не себя в мире»

Форма мероприятия: урок литературы.
Дата и время проведения:
Место проведения: Кабинет русского языка, ЯСШ.
Участники: 7 «А» класс ЯСШ.

Цели:
·        познакомить учащихся с фактами биографии и с жизненными взглядами выдающегося человека современности Д.С. Лихачева;
·        показать учащимся, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть душевно красив, стоять на правильных жизненных позициях;
·        воспитание патриотического чувства, гражданственности.

1. Вступительное слово.
Ведущий:
Священная память о России для нас неразрывна с памятью о тех, кто прежде нас жил на Русской земле, кто ее возделывал и защищал, а также с памятью обо всех умерших родных и близких людях. Эту таинственную связь прекрасно выразил величайший русский поэт А.С.Пушкин.
Ведущий:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека, —
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества.

2. Основная часть.
Ведущий:
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д.С.Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое». Именно о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве и пойдёт сегодня речь на нашем уроке литературы.

Ведущий:
Он во многих своих произведениях цитировал А.С.Пушкина. При этом он старался раскрыть связь между широко известными строками о любви «к родному пепелищу и к отеческим гробам» — с последующими (малоизвестными) словами о животворящей святыне Родной земли. Он писал: «Поэзия Пушкина мудра. Ни одно слово в ней не лишено смысла. Почему же любовь к отеческим гробам — „животворящая“? Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому что она — одно из слагаемых культуры». Глубокий нравственный смысл он видел и в словах поэта о «самостоянье человека», о его подлинном величии.
Ведущий:
Академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву  110 лет. Семь десятилетий длилась его подвижническая деятельность на поприще российской культуры. Выдающийся учёный – литературовед, признанный во всём мире, для наших современников Дмитрий Лихачёв, конечно, больше, чем исследователь древнерусской книжности.
Ведущий:
Он принадлежит к числу духовных лидеров нации – наряду с А. Сахаровым, А. Солженицыным, М. Ростроповичем. Он пережил сталинские тюрьмы и лагеря, он испытал страшную блокаду Ленинграда,  он перенес «репрессии» русской культуры в годы правления Н. С. Хрущева и Л. Н. Брежнева, он захватил и эпоху так называемой «перестройки» М. С. Горбачева. И, наконец, он стал свидетелем глобального кризиса экономики и культуры, охватившего Россию в результате всех политических и социально- экономических реформ XX века.
Ведущий:
Но к счастью своему академик Лихачев успел увидеть и плоды своих трудов: именно его книги, статьи и устные выступления помогли многим нашим соотечественникам открыть для себя подлинную историю России и богатство ее культурно- исторического наследия.
Ведущий:
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Будущему времени феномен Лихачева покажется непонятным.
(Просмотр фрагмента телефильма о Д.С. Лихачёве “Я вспоминаю...”)
Ведущий:
Наша культурная среда порождает немало талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными учителями. Кому можно полностью доверять как не нравственному примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Д. С. Лихачев.
Ведущий:
Всему миру известен он  как великий ученый. Его имя уже давно вписано золотыми буквами в историю российской и мировой науки. Он написал десятки прекрасных книг, сотни замечательных статей и писем; список трудов ученого превышает тысячу наименований. Сухой перечень научных конференций и других научных мероприятий, в которых он принимал участие, потребовал бы отдельного издания.
Ведущий:
Главной страстью Дмитрия Сергеевича была наука. Продолжая лучшие традиции великих историков России, он всегда отдавал предпочтение текстам. Многочисленные серии изданий памятников древнерусской письменности, летописных сводов, изданных благодаря ему и его ученикам, показали ту великую основу, на которой стояла и стоит русская литература.
Ведущий:
Одну книгу Дмитрий Сергеевич везде и всегда носил с собой – “Слово о полку Игореве”. Он подчёркивал, что в “Слове” “достигли своего весеннего цветения лучшие стороны русской культуры”.
 (В переводе Н.А. Заболоцкого)

“Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.

Ведущий:
В науке академик Д.С.Лихачев сделал фантастически много. Но мог сделать неизмеримо больше. Для надлежащей оценки его научного подвига следует учитывать, что только после празднования 1000-летия Крещения Руси, произошедшего в 1988 году, он мог почти свободно, а последние годы жизни совсем открыто писать о древнерусской литературе, об отечественной истории, о родной культуре.
Ведущий:
Д. Лихачев – великолепный комментатор и публикатор древнерусских текстов. Именно им подготовлены к печати лучшие научные издания «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве». Невозможно переоценить значение опубликованного под его руководством многотомного собрания «Памятники литературы Древней Руси». Благодаря ему в отечественной культуре впервые появился доступный как профессионалам, так и любителям исчерпывающий свод лучших созданий древнерусских писателей с XI по VVII в.
Ведущий:
Колоссален диапазон творческих интересов Д. Лихачева: от значения юмора и смеха в древнерусской культуре до литературных связей Руси с Востоком, Западом, Византией, от пушкинистики до садово-парковой архитектуры. Тысячи ученых в России и за ее пределами с гордостью считают себя учениками Д. Лихачева.
Ведущий:
Исключительное воспитательное значение для молодого поколения нашей интеллигенции имеют «Воспоминания» Д. Лихачева, его публицистика, собранная в книге «Прошлое будущему», его «Заметки о русском».
Ведущий:
Д.С. Лихачёв – светоч русской культуры, учёный с большой буквы заслуживает всеобщего уважения и признаний за вклад в литературоведение, укрепление культуры и её неотъемлемой части - библиотек. Этот великий гражданин России достоин всенародной любви за ум, человеческую скромность и умение ценить культуру во всех её проявлениях.
Ведущий:
В его книге «Письма о добром и прекрасном», адресованной детям старшего школьного возраста, он размышляет, делится опытом прожитой жизни.
Едва появившись, эта книга сразу же стала библиографической редкостью.
Ведущий:
Вначале было слово.… Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. Когда общество идет к упадку, к упадку идет и язык. Слова используются чтобы скрывать, а не пояснять. 20 век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы далеких друг от друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат не только на уроках литературы и словесности… надо везде всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову – мудрому, чистому, родному. Это очень важно. Как об этом писал Д.С. Лихачёв? (ответы учащихся)
Ведущий:
У Лихачёва - в том, что он говорил, в том, что он писал -  всегда находилось слово, обращённое именно к тебе, к твоим раздумьям и поискам. Я напомню завершающее письмо, тридцатое –» Об искусстве слова и филологии». В нём есть слова, которыми не только можно  завершить нашу встречу, но и начертать бы на открытках, которые затем отправить нашим властям: «… филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура…Будьте филологами, т.е. « любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её.»
Ведущий:
А какие впечатления, полученные вами от литературы, искусства, вы считаете особенно ценными? Если произведения, к которым вы возвращались неоднократно? (ответы учащихся)
3. Заключительная часть.
Ведущий:
Как вы заметили, практически ни одну из сфер жизни не обошёл вниманием этот замечательный человек. Он - совесть наших дней, высокий нравственный авторитет во всем мире. И очевидно, что мнение Д.С. Лихачева по проблемам нравственности может считаться мнением человека порядочного и благородного, прожившего свою жизнь достойно.
Ведущий:
Мы часто оправдываемся: "А что я могу? А что мы можем сделать?" Это говорят все, на всех уровнях: "Я бессилен". А Лихачев один, не имея ничего в распоряжении, кроме своего слова и пера, - ничего у него больше не было, - смог.
Ведущий:
В заключение нашего сегодняшнего мероприятия  уместным будет вспомнить известное утверждение о том, что большой человек имеет право быть отраженным в ста зеркалах, и каждое из этих отражений существенно. Пусть наш сегодняшний литературный урок – только одно из ста зеркал. Зато как велик человек, отразившийся в нем![1]




[1] Языковская модельная библиотека

Комментариев нет: