Сценарий:
«Люби мир в себе, а не себя в мире»
Форма
мероприятия:
урок литературы.
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Кабинет русского языка, ЯСШ.
Участники: 7 «А» класс
ЯСШ.
Цели:
·
познакомить
учащихся с фактами биографии и с жизненными взглядами выдающегося человека
современности Д.С. Лихачева;
·
показать
учащимся, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть
душевно красив, стоять на правильных жизненных позициях;
·
воспитание
патриотического чувства, гражданственности.
1.
Вступительное слово.
Ведущий:
Священная память о России для нас
неразрывна с памятью о тех, кто прежде нас жил на Русской земле, кто ее
возделывал и защищал, а также с памятью обо всех умерших родных и близких
людях. Эту таинственную связь прекрасно выразил величайший русский поэт
А.С.Пушкин.
Ведущий:
Два чувства
дивно близки нам,
В них обретает
сердце пищу:
Любовь к родному
пепелищу,
Любовь к
отеческим гробам.
На них основано
от века
По воле Бога
Самого
Самостоянье
человека, —
Залог величия
его.
Животворящая
святыня!
Земля была б без
них мертва;
Без них наш
тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь
без Божества.
2.
Основная часть.
Современная культура России — это,
прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение
к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других,
любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна.
Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою
природу, свое искусство, свое прошлое». Именно о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве и
пойдёт сегодня речь на нашем уроке литературы.
Он во многих своих произведениях
цитировал А.С.Пушкина. При этом он старался раскрыть связь между широко
известными строками о любви «к родному пепелищу и к отеческим гробам» — с
последующими (малоизвестными) словами о животворящей святыне Родной земли. Он
писал: «Поэзия Пушкина мудра. Ни одно слово в ней не лишено смысла. Почему же
любовь к отеческим гробам — „животворящая“? Да потому, что она ценностна,
творчески активна, потому что она — одно из слагаемых культуры». Глубокий
нравственный смысл он видел и в словах поэта о «самостоянье человека», о его
подлинном величии.
Ведущий:
Академику Дмитрию Сергеевичу
Лихачёву 110 лет. Семь десятилетий
длилась его подвижническая деятельность на поприще российской культуры.
Выдающийся учёный – литературовед, признанный во всём мире, для наших современников
Дмитрий Лихачёв, конечно, больше, чем исследователь древнерусской книжности.
Он принадлежит к числу духовных лидеров
нации – наряду с А. Сахаровым, А. Солженицыным, М. Ростроповичем. Он пережил
сталинские тюрьмы и лагеря, он испытал страшную блокаду Ленинграда, он перенес «репрессии» русской культуры в
годы правления Н. С. Хрущева и Л. Н. Брежнева, он захватил и эпоху так
называемой «перестройки» М. С. Горбачева. И, наконец, он стал свидетелем
глобального кризиса экономики и культуры, охватившего Россию в результате всех
политических и социально- экономических реформ XX века.
Ведущий:
Но к счастью своему академик Лихачев
успел увидеть и плоды своих трудов: именно его книги, статьи и устные
выступления помогли многим нашим соотечественникам открыть для себя подлинную
историю России и богатство ее культурно- исторического наследия.
Ведущий:
О человеке, личность которого приобрела
символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним
уходит эпоха. Будущему времени феномен Лихачева покажется непонятным.
(Просмотр
фрагмента телефильма о Д.С. Лихачёве “Я вспоминаю...”)
Ведущий:
Наша культурная среда порождает немало
талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша
наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными
учителями. Кому можно полностью доверять как не нравственному примеру.
Авторитет духовного учителя приобрел Д. С. Лихачев.
Ведущий:
Всему миру известен он как великий ученый. Его имя уже давно вписано
золотыми буквами в историю российской и мировой науки. Он написал десятки
прекрасных книг, сотни замечательных статей и писем; список трудов ученого превышает
тысячу наименований. Сухой перечень научных конференций и других научных
мероприятий, в которых он принимал участие, потребовал бы отдельного издания.
Ведущий:
Главной страстью Дмитрия Сергеевича была
наука. Продолжая лучшие традиции великих историков России, он всегда отдавал
предпочтение текстам. Многочисленные серии изданий памятников древнерусской
письменности, летописных сводов, изданных благодаря ему и его ученикам,
показали ту великую основу, на которой стояла и стоит русская литература.
Ведущий:
Одну книгу Дмитрий Сергеевич везде и
всегда носил с собой – “Слово о полку Игореве”. Он подчёркивал, что в “Слове”
“достигли своего весеннего цветения лучшие стороны русской культуры”.
(В
переводе Н.А. Заболоцкого)
“Не пора ль нам,
братия, начать
О походе
Игоревом слово,
Чтоб старинной
речью рассказать
Про деянья князя
удалого?
А воспеть нам,
братия, его –
В похвалу трудам
его и ранам –
По былинам
времени сего,
Не гоняясь в
песне за Бояном.
Ведущий:
В науке академик Д.С.Лихачев сделал
фантастически много. Но мог сделать неизмеримо больше. Для надлежащей оценки
его научного подвига следует учитывать, что только после празднования
1000-летия Крещения Руси, произошедшего в 1988 году, он мог почти свободно, а
последние годы жизни совсем открыто писать о древнерусской литературе, об
отечественной истории, о родной культуре.
Ведущий:
Д. Лихачев – великолепный комментатор и
публикатор древнерусских текстов. Именно им подготовлены к печати лучшие
научные издания «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве». Невозможно
переоценить значение опубликованного под его руководством многотомного собрания
«Памятники литературы Древней Руси». Благодаря ему в отечественной культуре
впервые появился доступный как профессионалам, так и любителям исчерпывающий
свод лучших созданий древнерусских писателей с XI по VVII в.
Ведущий:
Колоссален диапазон творческих интересов
Д. Лихачева: от значения юмора и смеха в древнерусской культуре до литературных
связей Руси с Востоком, Западом, Византией, от пушкинистики до садово-парковой
архитектуры. Тысячи ученых в России и за ее пределами с гордостью считают себя
учениками Д. Лихачева.
Ведущий:
Исключительное воспитательное значение
для молодого поколения нашей интеллигенции имеют «Воспоминания» Д. Лихачева,
его публицистика, собранная в книге «Прошлое будущему», его «Заметки о
русском».
Ведущий:
Д.С. Лихачёв – светоч русской культуры,
учёный с большой буквы заслуживает всеобщего уважения и признаний за вклад в
литературоведение, укрепление культуры и её неотъемлемой части - библиотек.
Этот великий гражданин России достоин всенародной любви за ум, человеческую
скромность и умение ценить культуру во всех её проявлениях.
Ведущий:
В его книге «Письма о добром и
прекрасном», адресованной детям старшего школьного возраста, он размышляет,
делится опытом прожитой жизни.
Едва появившись, эта книга сразу же
стала библиографической редкостью.
Ведущий:
Вначале было слово.… Эта библейская
мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и
содержательную сторону человеческого общения, бытия. Когда общество идет к
упадку, к упадку идет и язык. Слова используются чтобы скрывать, а не пояснять.
20 век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы далеких друг от
друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных
рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат не только на
уроках литературы и словесности… надо везде всюду бороться за чистоту языка,
воспитывать любовь к слову – мудрому, чистому, родному. Это очень важно. Как об
этом писал Д.С. Лихачёв? (ответы
учащихся)
Ведущий:
Ведущий:
У Лихачёва - в том, что он говорил, в
том, что он писал - всегда находилось
слово, обращённое именно к тебе, к твоим раздумьям и поискам. Я напомню
завершающее письмо, тридцатое –» Об искусстве слова и филологии». В нём есть
слова, которыми не только можно
завершить нашу встречу, но и начертать бы на открытках, которые затем
отправить нашим властям: «… филология лежит в основе не только науки, но и всей
человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через
преодоление косности слова рождается культура…Будьте филологами, т.е. «
любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает
её.»
Ведущий:
А какие впечатления, полученные вами от
литературы, искусства, вы считаете особенно ценными? Если произведения, к
которым вы возвращались неоднократно? (ответы
учащихся)
3.
Заключительная часть.
Ведущий:
Как вы заметили, практически ни одну из
сфер жизни не обошёл вниманием этот замечательный человек. Он - совесть наших
дней, высокий нравственный авторитет во всем мире. И очевидно, что мнение Д.С.
Лихачева по проблемам нравственности может считаться мнением человека
порядочного и благородного, прожившего свою жизнь достойно.
Ведущий:
Мы часто оправдываемся: "А что я
могу? А что мы можем сделать?" Это говорят все, на всех уровнях: "Я
бессилен". А Лихачев один, не имея ничего в распоряжении, кроме своего
слова и пера, - ничего у него больше не было, - смог.
Ведущий:
В заключение нашего сегодняшнего
мероприятия уместным будет вспомнить
известное утверждение о том, что большой человек имеет право быть отраженным в
ста зеркалах, и каждое из этих отражений существенно. Пусть наш сегодняшний
литературный урок – только одно из ста зеркал. Зато как велик человек,
отразившийся в нем![1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий