Сценарий
«Карамзин – история государства Российского»
Форма
мероприятия: урок
истории
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
ü
Познакомиться
с фактами биографии Н.М. Карамзина;
ü
Познакомить
с основным трудом Н.М. Карамзина «Историей государства Российского»;
ü
Развивать
умение логично мыслить, делать выводы;
ü
Воспитывать
гражданина России.
1.
Вступительное слово.
Ведущий:
Два
чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
А. С.Пушкин.
Роль Карамзина в истории русской
культуры не измеряется только его литературным и научным творчеством. Карамзин
– человек был сам величайшим уроком. Воплощение независимости, честности,
уважения к себе и терпимости к другому не в словах и поучениях, а в целой жизни,
развертывающейся на глазах у поколений русских людей, – это была школа, без
которой человек пушкинской эпохи, бесспорно, не стал бы тем, чем он сделался
для истории России.
Ю.М. Лотман
Ведущий:
Почему Ю.М. Лотман назвал
Карамзина – «человеком величайшего урока»? К сожалению, творчество
Н.М. Карамзина практически не изучается в современной школе. В лучшем случае
вам знакома его повесть «Бедная Лиза», которая входит в программу по литературе.
На уроках истории вы получили лишь некоторые сведения о фундаментальном труде
Карамзина «История государства Российского». Вместе с тем это удивительный
человек, поэт, писатель, реформатор русского языка, журналист, историограф.
2.
Основная часть.
Ведущий:
В этом году исполняется 251 год со дня
рождения Николая Михайловича Карамзина. Это удивительный человек, поэт,
писатель, реформатор русского языка, журналист, историограф. Глава русского
сентиментализма, который принадлежал к дворянскому оду, ведущему свое
происхождение от татарского мурзы, по имени
Кара-Мурзы, Родился 1 (14)декабря 1766 в Симбирской губернии, умер 22мая
1826г.
Эта земля нам с
рожденья дана:
Воздух просторов
Симбирского края
Дышит историей
Карамзина!
Часовни и храмы,
булгарские камни,
И рвы Белоярской
засечной черты, -
Всё то, что
укрыто седыми веками,
Душою и сердцем
почувствуешь ты…
В каждом живёт
своя малая родина,
Где нас и любят,
и ценят, и ждут:
Здесь разрослась
в огороде смородина,
И в палисаднике
астры цветут…
Ведущий:
Николай Михайлович
Карамзин родился в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на
берегу Волги, там он овладел основами грамоты. Затем – симбирский пансион,
а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета,
где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к
университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со
смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина
в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы,
когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к
сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального
журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.).
Ведущий:
Человек и его переживания станут впоследствии
неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие
взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства и
просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского,
французского и немецкого просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он
верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о
внесословной ценности личности. Культура Просвещения навсегда стала в
глазах Карамзина «палладиумом благонравия».
Ведущий:
«Республиканец» в душе,
Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» и трагедию
Лессинга «Эмилия Галотти», восхищается в молодые годы ораторами
французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий
во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает
болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис.
Ведущий:
Утверждая вслед за Руссо,
что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо
отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии
как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те
изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются
мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума,
просвещения, воспитания, добрых нравов».
Ведущий:
Карамзин
писатель и поэт. А.С. Пушкин называл Карамзина «великим
писателем во всём смысле этого слова». Роль Карамзина в истории русской
культуры велика: в литературе он проявил себя как реформатор, создал жанр
психологической повести; в журналистике заложил основы профессионализации
писательского труда, создал образцы основных видов периодических изданий. Как просветитель он сыграл огромную в
формировании грамотного читателя, приучал женщин к чтению на русском языке,
ввел книгу в домашнее образование детей.
Ведущий:
В 1789 году Карамзин
опубликовал первую повесть «Евгения и Юлия». В этом же году он отправляется за
границу. В Европе Карамзин был накануне Французской революции. В Германии он
встречался с Кантом, во Франции он слушал Мирабо и Робоспьера. Эта поездка
оказала определённое воздействие на его мировоззрение и дальнейшее творчество.
После возвращения из-за границы Карамзин сближается с Г.Р. Державиным, А.М.
Кутузовым. Карамзин начинает издавать журнал «Московский вестник». На страницах
этого журнала он публикует свои произведения.
Ведущий:
Итогом длительного
пребывания за границей стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие
образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи
русского сентиментализма. Карамзин побывал в Германии, Швейцарии, Франции,
Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной
и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства,
возникающие у него под влиянием увиденного.
Ведущий:
Анализ этих чувств ведет автора к
самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме,
Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение
осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете)
будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я
был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее
самого себя?».
Ведущий:
Карамзин – историк. В 1803
году Н.М. Карамзин получает официальное назначение на должность придворного
историографа, начинает работать над «Историей государства Российского» и
работает над ней до конца своей жизни. «История государства Российского»
печаталась по томам, вызывала большой интерес у публики. Вяземский отмечал, что
Карамзин своей «Историей…» «спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к
жизни, показал нам, что у нас отечество есть».
Ведущий:
Н.М. Карамзин за этот труд был награжден
чином статского советника и орденом св. Анны 1-й степени. Этот труд вызвал
огромный интерес современников. Сразу же вокруг «Истории…» Карамзина
развернулась широкая полемика, отразившаяся в печати, а также сохранившаяся в
рукописной литературе. Подвергалась критике историческая концепция Карамзина,
его язык, его политические взгляды. Многие встретили «Историю…» восторженно: К.Н.
Батюшков, И.И. Дмитриев, Вяземский, Жуковский и другие.
Ведущий:
5 декабря 1818 Н.М.
Карамзин выступил с «Речью, произнесенной на торжественном собрании
императорской Российской Академии» в связи с избранием в ее члены. Особое
внимание здесь уделялось проблемам национального своеобразия русской литературы,
говорилось о «народном свойстве россиян». В 1819 Карамзин вновь выступил на
заседании Российской Академии с чтением отрывков из 9 тома «Истории…»,
посвященного царствованию Ивана Грозного. В 1821 вышел из печати 9 том его труда, в 1824 – т. 10 и 11; т. 12,
последний, содержавший описание событий до начала XVII в. Карамзин не успел
завершить (издан посмертно в 1829).
Ведущий:
Появление новых томов, показывавших
деспотизм Ивана Грозного и повествовавших о преступлении Бориса Годунова,
вызвало оживление полемики вокруг труда Карамзина. Показательно отношение А.С.
Пушкина к Карамзину и его деятельности. Познакомившись с историографом еще в
1816 в Царском Селе, Пушкин сохранял к нему и его семье уважение и
привязанность, что не мешало ему вступать с Карамзиным в достаточно резкие
споры. Приняв участие в полемике вокруг «Истории…», Пушкин горячо выступил в
защиту Карамзина, подчеркивая общественное значение его труда и называя
его «подвигом честного человека». Свою трагедию «Борис
Годунов».
Ведущий:
К
восстанию декабристов Карамзин отнесся с неодобрением, но был одним из
немногих, предпринявших попытку заступиться за осужденных перед Николаем I,
сказав ему, что «заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения
и преступления нашего века»
Ведущий:
Еще при жизни Карамзина его произведения,
включая «Историю…», переводились на иностранные языки. Деятельность Карамзина,
возглавившего в России целое литературное направление – сентиментализм, и
впервые сблизившего историографию с художественным творчеством, разными
сторонами постоянно привлекала к себе внимание Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова,
И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. С именем Карамзина связан
особый этап развития русской культуры.
Ведущий:
В одном из последних писем министру
иностранных дел России Карамзин писал « Приближаясь к концу своей деятельности,
я благодарю Бога за свою судьбу. Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя
покойна. Любезное Отечество ни в чем не может меня упрекнуть. Я всегда был
готов служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же
Россией. Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков,
пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но
поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит, так было угодно Небесам»
и, без смешной гордости моим ремеслом писателя, я без стыда вижу себя среди
наших генералов и министров». По мнению Ю.М. Лотмана, основная мысль этого
письма – «утверждение литературы как высокого патриотического дела». Вторая, не
менее важная мысль — «... Россия нуждается в человеческом достоинстве...»
Ведущий:
Карамзин выражал духовное содержание эпохи,
когда один век приходил на смену другому. С одной стороны, он выступил как
завершитель «главы школы» русского сентиментализма, с другой стороны стал
создателем новой области в литературе – исторической прозы.
Ведущий:
Карамзин – реформатор русского литературного языка. Велики его заслуги в области
реформирования русского языка. «Как не менялись воззрения Карамзина на протяжении
его жизни, идея прогресса оставалась их прочной основой. Выражалась она в
представлении о непрерывности совершенствования человека и человечества». По
мнению Карамзина, счастье человечества лежит через усовершенствование отдельной
личности. «Основной двигатель здесь не мораль (как считали масоны), а
искусство... И наставлять современников в искусстве жить Карамзин считал своей
первоочередной задачей. Он хотел осуществить как бы вторую петровскую реформу:
не государственного быта, не внешних условий общественного существования, а
«искусства быть собой» - цель, которую можно достичь не
усилиями правительства, а действиями людей культуры, прежде всего
писателей. Важнейшую часть этой программы составляла реформа литературного
языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой
разговорной речью образованного общества».
Ведущий:
Творчество Карамзина
оказало существенное влияние на развитие русского литературного языка. Он
стремился не использовать церковнославянскую лексику и грамматику, а обращаться
к языку своей эпохи, языку «обычных» людей, использовать в качестве примера
грамматику и синтаксис французского языка. Одним из первых Карамзин стал
использовать букву Ё, ввел новые слова (неологизмы) (благотворительность,
влюбленность, впечатление, утонченность, человечный и др.), варваризмы
(тротуар, кучер и другие).
Ведущий:
Следуя идеям сентиментализма. Карамзин
подчеркивает роль личности автора в произведении и воздействие его воззрения на
мир. Присутствие автора резко отличало его произведения от повестей и романов
писателей классицизма. Следует отметить наличие художественных приемов, которые
чаще всего использует Карамзин, чтобы высказать свое личное отношение к
предмету, явлению, событию, факту. В его произведениях много перифразов,
сравнений, уподоблений, эпитетов. Исследователи творчества Карамзина отмечают
напевность его прозы за счет ритмической организации и музыкальности. Реформы в
поэзии разворачивались в сторону романтизма – стихи становились проводниками
обычных «средних» эмоций обычного человека, начинали соответствовать уровню
понимания им жизни. Разговор о жизни вел к психологизации поэзии.
3.
Заключительное слово.
Ведущий:
В наш век прагматизма и подмены
критериев истинной значимости человека на первый план выдвигается рационализм.
Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет
разум. Обращение к творчеству Н.М. Карамзина обусловлено тем, что герои его
произведений в своих поступках руководствуются чувствами, «мыслят чувствами». С
точки зрения Карамзина, критерием оценки жизни человека является его близость к
живой природе и народному духу. Главной ценностью в жизни, по Карамзину,
является внутренний мир человека – «жизнь сердца». Анализируя, размышляя,
сопереживая, мы учимся понимать жизнь и самих себя, учимся строить свои
отношения с реальной действительностью, а образы ведут к решению вопроса: «Как
надо жить – чувствами или разумом?».
Ведущий:
Любил он
пышность в летах зрелых,
Богатством, роскошью блистал;
Но вместо счастья, дней веселых,
Заботы, скуку обретал;
Простился в старости с мечтою,
И назвал пышность суетою.
Искал он к истине пути,
Хотел узнать всему причину,—
Но смог ли таинств ключ найти,
Измерить мудрости пучину?
Все наши знания — мечта,
Вся наша мудрость — суета!
Богатством, роскошью блистал;
Но вместо счастья, дней веселых,
Заботы, скуку обретал;
Простился в старости с мечтою,
И назвал пышность суетою.
Искал он к истине пути,
Хотел узнать всему причину,—
Но смог ли таинств ключ найти,
Измерить мудрости пучину?
Все наши знания — мечта,
Вся наша мудрость — суета!
Ведущий:
Спасибо за внимание. До свидания![1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий