вторник, 30 января 2018 г.

Сценарий
«Читаем, думаем, фантазируем II»

Форма мероприятия: библиотечный урок.
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цели:

ü Привлечение учащихся в ряды активных читателей;
ü Развитие познавательной деятельности и повышение уровня знаний;
ü Мотивировать учащихся на чтение литературных произведений;
ü Воспитывать интерес и любовь к книге.


1. Вступительное слово.
Ведущий:

Здравствуйте ребята! 10 октября 2016 года мы проводили у вас библиотечный урок «Читаем,  думаем, фантазируем». В завершении, которого обещали, что придем еще раз с таким же уроком через некоторое время.  Прошел год и три месяца. Теперь вы уже в четвертом классе.  

Ведущий:
Прошлый раз мы говорили о произведении Носова   «Фантазеры» и в завершении урока мы с вами создали коллаж «Фантазии 3 «А» класса». Мы сохранили его. Сегодня мы тоже создадим коллаж, но уже  называться будет он «Фантазии  4  «А» класса».
2. Основная часть.
Ведущий:
Мы думаем что, каждый из вас имеет свой список книжных «сокровищ», произведений, которые вам особенно дороги, которые стали родными и близкими, настоящими друзьями. Сегодня мы откроем книгу Валерия Владимировича Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Ведущий:
Ребята, а как вы думаете, почему мы выбрали именно это произведение? (ответы детей). Да вы  правы, потому что мы продолжаем тему фантазий в произведениях.
Ведущий:
 Итак, Валерий  Владимирович  Медведев  (Маринин) родился 16 марта 1923 года в г. Ишим Тюменской области. В 1940 г. он поступил учиться на режиссерский факультет Государственного Института Театрального Искусства имени А. В. Луначарского, но учебу прервала Великая Отечественная война.
Ведущий:

 После демобилизации окончил в 1952 г. ГИТИС и работал в московском театре имени Моссовета. Снимался в кинокартинах «Парень из нашего города» (роль Петьки) и «Она защищает Родину» (роль Васеньки). В 1957 г. журнал «Мурзилка» публикует сказку «Голоса». С этого момента начинается литературный путь автора.
Ведущий:
Книги Медведева вышли тиражом более 9 млн. экземпляров. Многократно переизданы, переведены на 27 языков мира. В 1983 г. за книгу «Фантазии  Баранкина»  писателю присуждена Государственная премия РСФСР им.Н.Крупской.
Книга «Баранкин, будь человеком!» удостоена диплома Международного конкурса им.Г. Х.Андерсена. Ее неоднократно инсценировали и экранизировали (оперетты, спектакли, мультфильм).
Ведущий:

Помимо произведений для детей, Валерий Медведев известен как автор текстов для Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Аркадия Райкина и Николая Караченцова.
Историю про Баранкина знали и любили и ваши родители, и даже бабушки и дедушки, когда были детьми.  И  сегодня она развлечет и заставит задуматься вас. Кто-то уже читал эту книгу, многие смотрели мультфильм, а некоторые откроют для себя эту поучительную повесть впервые…
Ведущий:
Ребята, мы предлагаю вам несколько необычный способ знакомства с этой книгой. Давайте попробуем не читать ее, а вести с ней диалог. Но для начала, давайте вспомним, что такое диалог? (ответы детей)  Правильно  - это диалог – разговор двух или более лиц.
Ведущий:

 А пробовали ли вы вести диалог не с человеком, а с текстом? «А разве можно задавать вопрос тексту? – спросите вы. – Ведь текст не может ответить на наши вопросы! Он нас не слышит! Или все - таки можно найти ответы на свои вопросы в написанном?».   Вдумчивый, внимательный читатель умеет задавать вопросы книге и получать на них ответы. Нужно только относиться к ней, как к удивительному, необычному явлению, читая ее, не просто «убивать время», а сопереживать, мыслить, фантазировать. Так давайте же попробуем поговорить с книгой!
Ведущий:
Итак, первый вопрос – к названию произведения. Почему "Баранкин, будь человеком!"?  Как часто слышим мы эту фразу применительно к себе или к окружающим нас людям: «Будь человеком!» или «главное, чтобы человеком был». Конечно, такие реплики не воспринимаются буквально. Все прекрасно понимают, что людьми, в биологическом смысле, мы остаемся всегда. Что же тогда подразумевается под этими словами? (ответы детей)
Ведущий:
 Да имеются в виду определенные душевные качества, такие как доброта, отзывчивость, порядочность, умение дружить, сопереживать, готовность прийти на помощь, чувство ответственности и так далее.
Ведущий:
То есть – быть человеком дело очень непростое. И если призыв быть человеком послужил названием повести, то, по-видимому, Баранкин с этим делом справлялся плохо. Почему? И к чему это привело? Попробуем найти ответы на эти вопросы, прочитав аннотацию.
Ведущий:
Аннотация – краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
Ведущий:
А вот краткая аннотация С. Михалкова к этому произведению: -   «Надоело быть человеком! В школе двоек получать нельзя, уроки прогуливать нельзя, драться нельзя. А что же можно-то?! Всегда учить уроки, быть примерным, быть трудолюбивым…
Какая скука!
“А давай попробуем превратиться в каких-нибудь птиц или насекомых! Поживем в свое удовольствие!” – решили друзья-школьники Юра Баранкин и Костя Малинин…».   Какие же необыкновенные приключения пережили друзья? Пусть же дальше рассказывает книга...
Ведущий:
Чему же научились ребята после всех испытаний, что поняли? Предлагаем послушать С. Михалкова.


Будь человеком.

В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу  гулял
И муравьиный дом
Шутя до дна расковырял
И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь, кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, -
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век
И сам не  - муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!


3. Заключительное слово.
Ведущий:

Мечтая жить,  не трудясь, Юрка и Костя превращались по своему хотению в воробьев, бабочек, муравьев и убеждались, что праздной и беспечной доли нет ни у кого на свете. Человеком быть очень тяжело. Именно поэтому Юра Баранкин и Костя Малинин на протяжении всей повести увиливают от того, чтобы быть людьми.
Ведущий:
 Мы весело смеемся над главными героями, попадающими в различные комические ситуации. Но самое интересное то, что, в кого бы, ни превращались мальчишки, поведение их остается  человеческим. И мы искренне симпатизируем героям, потому что они смело, встречают все грозящие им опасности, рискуя жизнью, приходят на помощь друг другу. Изолированные на время от реального мира, ребята, благодаря собственной дружбе, поняли, как трудно, но как здорово быть человеком.
Ведущий:

А вы, ребята 21 века, как часто задумываетесь вы о том, как трудно и важно быть на Земле Человеком? (ответы детей)  Ну что вот и пришло время для  небольшого опроса и  создания коллажа  «Фантазии  4 «А» класса».
Ведущий:
Вы получили листочки с вопросами, на которые мы просим вас ответить. Просим обратить внимание, что ответы должны содержать вашу точку зрения, а не соседа. Ответив на вопросы, приступайте рисовать свои фантазии на предложенных вам листочках. И не забудьте подписать и анкеты и листочки с фантазиями.
Ведущий:

Когда вы будете в шестом классе,  мы снова к вам придем. И снова  попросим нарисовать фантазии. А потом сравним их  с теми, что вы рисовали ранее. Что ж коллаж готов,  а на поставленные вопросы  - получены ответы.
Ведущий:
 И нам пришла пора прощаться. Давайте же всегда стараться быть достойными высокого звания Человека, постоянно работать над собою, а помогут нам в этом добрые и умные книги.
Ведущий:

До свидания! До новых встреч![1]



[1] Языковская модельная библиотека им. А.С. Пушкина.

Комментариев нет: