Сценарий
« В выборе каждого
- будущее всех»
Форма
мероприятия: урок
– дискуссия
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
ü способствовать формированию у
учащихся демократической политической культуры;
ü развивать аналитическое мышление, умение
формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
ü способствовать воспитанию активной
творческой личности;
ü развитие высокой гражданской позиции
у старшеклассников, воспитание социально-активной личности.
1. Вступительное
слово.
Добрый день! Сегодня мы с вами проведем урок -
дискуссию, посвященную теме выборов, но сначала давайте послушаем
притчу. «В стародавние времена в одном городе жили-были два мудреца.
Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого
спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести
этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались зрители.
В образовавшийся круг вышли два мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в
своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался
спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец
протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях.
Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках? Живое или
мертвое?». Он полагал, что если соперник
скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он
держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он
вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на
глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник
будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал
неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…» И действительно все в ваших
руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое,
что называется жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к
событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир
лучше, добрее, разумнее.
«Все, кто
размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империи зависят
от воспитания молодежи». Эти слова Аристотеля не потеряли своей значимости и в
настоящее время.
2.
Основная часть.
Выборы – древняя процедура, известная во
всем мире. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор. Выбираем себе
друзей, в магазине выбираем товар, выбираем учебное заведение для учебы и
многое другое. Давайте попробуем разобраться, что такое выборы для России,
перенесёмся в те далёкие времена, в самое начало, еще до Владимира Мономаха.
История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород
назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого
призвать князем. В Новгородской торговой республике также проводились
выборы – Новгородское вече. Татаро-монгольское иго привело к консолидации и
централизации русских земель. Отразилось это и на вече, которое постепенно ушло
в прошлое. Во второй половине 15-го столетия оно перестало существовать в
Новгороде.
Ведущий:
До начала 16 века русские цари правили
самодержавно и неограниченно. Иван Грозный созывал Земские Соборы, на которых
обсуждались важнейшие вопросы, интересовавшие царя, но этот орган имел чисто
совещательные функции. Далее – Смутное время. На освобождение Москвы из Нижнего
Новгорода было отправлено ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя
Пожарского. В это время действовал так называемый «Совет Земли Русской» –
временный правительственный орган, созданный деятелями второго ополчения. В
последующие века, если население и привлекалось к управлению государством, то
лишь на низшем уровне, уровне местного самоуправления. Выбирались старосты,
дворяне выбирали предводителей дворянства (18 век).
Ведущий:
Революция 1905 года и последующие созывы
4 дум – это начало современности. Можно так сказать. Именно тогда россияне
впервые узнали, что такое пиар (не понятие, а сама суть явления), столкнулись с
предвыборной кампанией. Пора наивности быстро прошла, люди поняли, что
программа партии во время предвыборной гонки и ее последующая деятельность
могут коренным образом отличаться. К участию в выборах допускались мужчины,
достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины,
военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица – губернаторы,
градоначальники, служащие полиции.
Ведущий:
В
России 1917 года проводились выборы в Учредительное
собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В
Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и
районные Советы. Выборы были безальтернативными. До 1936 года выборы
в России были многоступенчатыми, а затем – прямыми. В 1990
году состоялись выборы народных депутатов РСФСР, а 12
июня 1991 года впервые были проведены выборы Президента
России.
Ведущий:
Сегодня в Российской Федерации выборы
проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и
добровольным. Избирательное право закреплено
в Конституции РФ, как право граждан избирать и быть избранными в органы
государственной власти и местного самоуправления. От того, каким будет наш
выбор, зависит наше будущее.
Ведущий:
Основным законом, закрепляющим наши
права и обязанности, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. И
вся современная российская государственность тоже основывается на Конституции.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения её на
законодательную, исполнительную и судебную. Мы выбираем Главу государства
(Президента), Глав Администраций районов и Глав сельских поселений и депутатов
в органы государственной власти всех уровней.
Ведущий:
Цель выборов – выявить волю народа. Для этого
голосование у нас всеобщее, прямое и тайное – такова формула выборов. В
конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в
органы государственной власти и органы местного самоуправления…». Референдум и
свободные выборы являются высшим выражением власти народа.
Ведущий:
У вас наступает пора совершеннолетия,
это время формирования ваших жизненных принципов и время неуемной энергии. Вам
предстоит научиться работать, отстаивать свои взгляды без страховки со стороны
взрослых и нести ответственность за свои действия. Кроме того, совершеннолетие – это тот возраст,
когда молодой человек получает право прикоснуться к делам государственным.
18-летний гражданин приобретает право избирать, то есть приобретает активное
избирательное право.
Ведущий:
Мы предлагаем вам проверить свои знания
на тему избирательного права.
Викторина
1. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. (избиратель)
2. Место, где избиратель заполняет избирательные бюллетени и где не допускается присутствие иных лиц. (кабина)
3. Каждый избиратель имеет … (голос)
4. Документ, в котором отражается первичная информация о воле каждого избирателя, принявшего участие в голосовании. (бюллетень)
5. Может избирать и быть избранным, независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии и т.д. (гражданин)
Ведущий:
1. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. (избиратель)
2. Место, где избиратель заполняет избирательные бюллетени и где не допускается присутствие иных лиц. (кабина)
3. Каждый избиратель имеет … (голос)
4. Документ, в котором отражается первичная информация о воле каждого избирателя, принявшего участие в голосовании. (бюллетень)
5. Может избирать и быть избранным, независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии и т.д. (гражданин)
Ведущий:
6.
Окончательное решение избирателя. (выбор)
7. Деятельность граждан РФ, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. (агитация)
8. Организует проведение выборов. (комиссия)
9. Осуществляется членами участковых избирательных комиссий на основании избирательных бюллетеней. (подсчет голосов)
Ведущий:
7. Деятельность граждан РФ, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. (агитация)
8. Организует проведение выборов. (комиссия)
9. Осуществляется членами участковых избирательных комиссий на основании избирательных бюллетеней. (подсчет голосов)
Ведущий:
10.
Сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими,
семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и
интересами. (общество)
11. Президентом Российской Федерации может быть избран… (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)
12. Кто присутствует на избирательном участке при проведении голосования и подсчете голосов? (наблюдатель)
13. Выдвигается на территории соответствующего избирательного округа в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями. (кандидат)
14. Деятельность по подготовке и проведению выборов. (избирательная компания)
15. Основной закон Российской Федерации. (Конституция)
11. Президентом Российской Федерации может быть избран… (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)
12. Кто присутствует на избирательном участке при проведении голосования и подсчете голосов? (наблюдатель)
13. Выдвигается на территории соответствующего избирательного округа в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями. (кандидат)
14. Деятельность по подготовке и проведению выборов. (избирательная компания)
15. Основной закон Российской Федерации. (Конституция)
Ведущий:
Молодцы. А теперь мы просим вас разрешить ситуации и дать правильный ответ на
задание.
Ситуация 1. В помещении для
голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и
начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.
Вопрос: Дайте оценку действиям
избирателя.
Нарушен принцип тайного голосования.
Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования.
Ведущий:
Ситуация
2. В
день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок
и попросил вас проголосовать за него.
Вопрос: Объясните ваши действия в этой
ситуации.
Каждый избиратель должен голосовать
лично. Голосование за других избирателей не допускается.
Ведущий:
Ситуация 3. Вы получили
избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив
выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак
«минус».
Вопрос: Объясните судьбу вашего
«голоса» в данной ситуации.
Голос «пропадёт», т.к. бюллетень будет
считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке.
Ведущий:
Ситуация 4.
При заполнении избирательного бюллетеня
вы допустили ошибку.
Вопрос: Ваши действия?
Нужно обратиться к члену избирательной
комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень с просьбой выдать вам новый.
Ведущий:
Ситуация
5. Гражданин
не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему
домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.
Вопрос: Правомерны ли действия комиссии?
Нет, гражданин имеет право выбора, голосование
осуществляется добровольно.
3.
Заключительное слово.
Ведущий:
Мы надеемся, что проведенное мероприятие
будет полезна всем присутствующим в этом
зале. Вы получили представление об основах конституционного строя РФ, получили
навыки работы по составлению обращений с предложениями в государственные органы
нашей страны, участия в работе избирательных комиссий. Мы надеемся, что
полученные сегодня знания и умения пригодятся вам для формирования собственной
гражданской позиции, для осознания себя гражданами нашей огромной страны.
Ведущий:
Спасибо всем, кто принял сегодня участие в нашей встрече. [1]



Комментариев нет:
Отправить комментарий