вторник, 20 марта 2018 г.

Сценарий
«Болдинское убежище»
Форма мероприятия: виртуальное путешествие
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники:

Цель: 
ü систематизировать знания учащихся по биографии А.С. Пушкина;
ü назвать причины, побудившие Пушкина создать большое количество произведений, находясь в Болдино;
ü Раскрыть значение Болдинской осени в творческой биографии поэта;
ü Воспитание уважения к духовному и культурному наследию поэта;
ü Воспитание любви и уважения к истории своей страны.
1 Вступительное слово
Ведущий:

 Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное мероприятие, а виртуальное путешествие. И  отправляемся  мы с вами в «…обитель дальную трудов и чистых нег…». Скажите, кто нибудь догадался, куда мы отправляемся? (ответы учащихся)

В 250 километрах от Нижнего Новгорода на пологих холмах среди равнин лежит старинное русское село Большое Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени". Село Большое Болдино было старинной вотчиной рода Пушкиных. Уже в 1585 году владельцем его был Евстафий Михайлович Пушкин – воевода и дипломат при Иване Грозном.
Ведущий:
С 1619 года - Ф.Ф. Пушкин, участник защиты Москвы 1612 года. С 1840 года Болдиным владел дед А.С.Пушкина Лев Александрович Пушкин; в начале XIX века имение было разделено между Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными – отцом и дядей поэта. После смерти Сергея Львовича (в 1849г.) имение перешло ко Льву Сергеевичу, брату поэта.
2 Основная часть
Ведущий:
С 1949года эта земля является музеем-заповедником А.С.Пушкина. Ныне он включает в себя мемориальную усадьбу в селе Большое Болдино, рощу Лучинник и усадьбу сына поэта А.А.Пушкина в селе Львовка. Давайте пройдёмся по этим чудесным местам.  В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк XIX века. В доме размещается литературно-мемориальная экспозиция «Пушкин в Болдине». На документальной основе воссоздана обстановка комнат, которые занимал поэт. Через высокое боковое крыльцо войдем в дом…  В витрине первой комнаты видим герб рода Пушкиных. Следующие две комнаты музея вводят нас в атмосферу жилого помещичьего дома; в них воссоздана бытовая обстановка 1830-х годов, та, какой могла быть здесь во время приездов Пушкина.
Ведущий:
Одна их них – зальце. Зальце – парадная центральная комната, обязательная для каждого барского жилища. Она большая, с двумя угловыми печами. У торцовой стены диван, перед ним круглый стол, по бокам в чинном порядке расставлены кресла; стоят здесь и ломберные столы для любящих игру гостей. В следующих комнатах дома-музея расположена большая выставка материалов пушкинского времени, копии документов на владение Болдинским имением.
Ведущий:
 Здесь можно увидеть портреты всех предков Пушкина, его жены Н.Н. Гончаровой. Привлекают внимание посетителей портреты детей Пушкина: Марии, Александра, Григория и Натальи. Другая комната – кабинет А.С. Пушкина. Первое, что мы сразу же замечаем здесь, это письменный стол. На нем – чернильный прибор, подсвечник, гусиное перо, исписанные листы бумаги и отложенная в сторону книга… Чуть приоткрытый ящик стола и кресло, немного отодвинутое в сторону, - будто работавший за столом человек только что вышел… Обстановка помогает нам представить образ работающего поэта. Казалось бы, невозможно описать состояние творческого вдохновения, таинство рождения поэтических строчек, но А.С. Пушкин это сделал, находясь в Болдине. Как много было создано поэтом здесь, в этом кабинете, осенью 1830!
Ведущий:

 В 1830 году  Пушкин приехал в Болдино в связи с предстоящей женитьбой на Наталье Гончаровой. Перед свадьбой отец выде­лил ему двести душ в сельце Кистеневе рядом с Болдином, и нужно было оформить ввод во владение. Ничто не предвещало, что он здесь «распишется». Напротив, обстоятельства складывались самым неблагоприят­ным образом. Он приехал в мрачном расположении духа, рассо­рившись с матерью невесты, уже не уверенный в том, что свадьба состоится. Перед отъездом из Москвы был на похоронах вне­запно умершего дяди Василия Львовича — поговаривали, не от холеры ли? Едва тронувшись в путь, столкнулся с призраком этой «премиленькой особы»: холера наступала с низовьев Вол­ги на центральные российские губернии, и ехать было опасно. Все-таки он не повернул назад — и скоро пожалел об этом.
Ведущий:
 В Болдине он оказался заперт «как в острове», окруженный ка­рантинами. Подолгу не приходило никаких известий от невес­ты, родственников, друзей, а между тем с начала октября холера уже вовсю свирепствовала в Москве. Пушкин пытался уехать, надеясь прорваться сквозь цепь карантинов, но безуспешно.  Но это были лишь недолгие периоды хандры. Вместо деп­рессии Пушкин переполнен творческой энергией, он пишет «как давно уже не писал»: через каждые два-три дня, а то и каждый день из-под его пера выходит новое произведение — какая-то беспрерывная цепь вдохновенных озарений. И он счастлив! Как может не быть счастлив поэт, когда он творит с таким упоением и легкостью, когда все получается, все удается! Даже вид болдинских далей, распахнутых до горизонта, эти плавные перека­ты холмов под огромным куполом неба усиливали торжествую­щее чувство свободы. Поэт писал из Болдина Петру Плетневу: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Ведущий:

Осенью 1830 г. в отдаленном родовом имении Болдино Пушкин пережил ни с чем несравнимый взлет творческого вдохновения. За три ме­сяца здесь было создано не менее пятидесяти произведений, и почти всем суждено было войти в число шедевров классической поэзии и прозы, а многим — дать начало целым направлениям развития русской литературы: «Повести Белкина» и «Малень­кие трагедии», «Домик в Коломне» и «История села Горюхина», «Сказка о попе и о ра­ботнике его Балде», — всего около тридцати стихотворений, и кроме этого еще целый ряд инте­реснейших полемических и литературно-критических статей. Потом, в Москве, Пушкин признавался в письме к Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал» Этот период биографии поэта известен всем под звучным по­этичным названием — Болдинская осень,  а самоназвание давно стало символом необычного творческого подъема.
Ведущий:
Этой же осенью Пушкин заканчивал и «Евгения Онегина» - свое давнее центральное произведение, названное впоследствии Белинским «энциклопедией русской жизни того времени». Он работал над ним многие годы, выпуская главу за главой. Теперь он прощался с героями любимого стихотворного романа. Осенью 1833-го  Пушкин опять приехал в Болдино. Он спешил сюда уже как в свой кабинет, чтобы писать. Сентябрь прошел в путешествии по Поволжью и Уралу — Пушкин собирал материалы для своей «Истории Пу­гачева». С дороги он писал в Петербург жене: «Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться». Он прожил в Болдине около сорока  дней. За это время здесь были созданы поэмы «Медный всадник» и «Анджело», повесть «Пиковая дама», сказки «О мертвой царевне и о семи богаты­рях» и «О рыбаке и рыбке». «История Пугачева» была переписана набело и многое другое.
Ведущий:
Осенью 1834 года  обстоятельства снова привели Пушкина в Болдино.  Ему пришлось на время принять от отца дела по управлению имением, которое оказалось на грани разорения — и по вине бывшего управляющего Калашникова, и потому что отец, Сергей Львович, не желал утруждать себя хозяйственными заботами. Сам поэт не пользовался доходами с Болдина, но было необходимо позаботиться о стареющих родителях, о младшем брате Льве и сестре Ольге и подумать о будущем детей, для которых это имение могло оказаться, по словам самого Пушкина, «последним верным куском хлеба». Именно Болдино было источником жизненных доходов для всего семейства. У Сергея Львовича Пушкина к 1830 году здесь было около двух тысяч крепостных крестьян, в том числе более тысячи душ «мужеского пола». Но не только это заставило Пушкина хлопотать о Болдине. Оно было дорого ему по-особому — и как вотчина предков, и как место, где он уже привык находить творческий приют. Осенью 1834 года, когда начались ранние заморозки, а в обветшалом барском доме было холодно и неуютно, Пушкин останавливался именно здесь, в вотчинной конторе.  Пушкин ждет вдохновения. Однако «стихи в голову нейдут». «Погожу еще немножко, - пишет поэт жене, - не распишусь ли; коли нет – так с богом и в путь». В эту осень он написал в Болдине только «Сказку о золотом петушке…
Ведущий:
 Наша экскурсия продолжается. За барским домом простирается широкая поляна, по сторонам которой уютно расположились усадебные строения: кухня на берегу пруда рядом с домом, поодаль, за плотиной, – банька в кленовых зарослях, вдоль усадебного забора – конюшня под одной крышей с каретником и амбаром, неподалёку – людская изба с высоким крыльцом: когда-то под ней был устроен ледник. В них открыты экспозиции и выставки местного крестьянского быта.
Ведущий:
В Болдине Пушкин создал почти все свои сказки. Не случайно именно в Болдине в 1998 году открылся первый в России музей, посвящённый сказкам Пушкина. На территории заповедника в двух домах, в которых проживали когда-то священники, представлена детская выставка творческих работ участников музейных кружков и работы, присланные детьми в музей из других городов России. В создании музея приняли участие и профессиональные художники, и мастера жизнерадостной городецкой росписи. Здесь же демонстрируется кукольный пушкинский бал, где куклы выполнены из соленого теста воспитанниками одного из нижегородских интернатов. В музее всё пронизано тем самым настроением праздничности и волшебства, которым околдовывают нас с детства любимые сказки Пушкина.
Ведущий:
К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине восстановлена каменная церковь Успения. Это единственный в России культовый памятник, непосредственно связанный с историей пушкинского рода Церковь была построена в конце XYIII века дедом поэта, Львом Александровичем Пушкиным. Знаменательно, что освещение храма произошло в год рождения самого поэта. В Болдине Пушкин живо ощутил кровную связь с судьбой своего древнего рода. Пушкин с гордостью писал: «Род мой один из самых старинных дворянских…»
Ведущий:
К югу от Болдина растет на холме роща Лучинник — любимое место прогулок Пушкина. Она входит в состав Пушкинского заповедника. Здесь сохранился родник, вода в нем чистейшая, с примесью серебра. Рассказывают, что название роще дал сам поэт. Однажды перед вотчинной конторой собрались наказывать розгами мужика, срубившего в роще березу. Пушкин спросил, зачем он это сделал. Мужик не растерялся: «Света, барин, нет, лучин нащипать не из чего». Поэт отменил наказание, но сказал: «Подождите рубить. Роща молодая — настоящий лучинник, потом вам же на пользу послужит». И в самом деле, в разгар осени листва деревьев словно пылает, так ярки ее краски. Расположенный на склонах оврагов, с небольшим красивым прудом и родничком Лучинник был любимым местом верховых и пеших прогулок поэта.
Ведущий:
Еще южнее располагается деревня Львовка. Она тоже входила в вотчинные владения Пушкиных. После смерти А.С. Пушкина, по указанию Натальи Николаевны, здесь был построен дом и разбит парк. Позднее сюда не раз приезжал хозяин усадьбы – сын поэта Александр Александрович. Пушкину  были хорошо знакомы эти живописные ландшафты с прудами и хороводом деревьев вокруг. Как легко вообразить здесь пушкинских героинь, бродящих по аллеям с томиком нового французского романа или мечтающих, сидя на скамье над прудом. И не удивляет, почему именно во Львовке создан Музей литературных героев «Повести Белкина».  Здесь можно заглянуть в светлую комнатку Лизы из «Барышни-крестьянки» и рассмотреть ее русский сарафан и лапти; рядом кабинет графа из повести «Выстрел» — на столе пистолет, игральные карты, недокуренная трубка, и комната Марьи Гавриловны из повести «Метель».
Ведущий:
Заповедный дом-музей стоит в живописном окружении вековых деревьев парка. Его композиционным центром является каскад живописных прудов, перегороженных плотинами. В таких усадьбах жили герои произведений А.С.Пушкина, они гуляли по аллеям, читали в тени беседок, назначали свидания у прудов. Многие уголки болдинского парка овеяны народными преданиями. Планировка болдинского парка окончательно сложилась во второй половине XIX века и с тех пор уже не менялась. По периметру парка тянутся пограничные аллеи — липовые и смешанные, из берез и кленов. Внутренние аллеи пролегли, следуя естественному рельефу местности, то равнинному, то холмистому.
Ведущий:
 Каждую осень роняет желтые иголки перед домом лиственница, посаженная Пушкиным в 1833 году: он привез ее с Урала, куда ездил поэт собирать материал о пугачевском восстании. Она уже очень стара, вершина ее засохла. Горбатый мостик с белыми ажурными перилами соединяет усадебный двор и парк. Он особенно любим посетителями. Дорожка ведет в глубину парка, к беседке на берегу второго пруда. Эту беседку местные жители прозвали «беседкой сказок», связывая с ней предание о том, что именно тут Пушкин писал свои сказки. В густой тени деревьев дерновая скамья - одна из затейливых выдумок паркового искусства прошлых веков. И с этим местом связаны легенды о Пушкине, о его пребывании здесь. Когда-то этот уголок не был таким затененным и глухим, отсюда далеко были видны болдинские окрестности.
3 Заключительное слово.
Ведущий:
В наши дни парк болдинской усадьбы — любимое место прогулок посетителей заповедника. Здесь красиво во всякое время года. Но многолюднее всего в парке осенью. Это неудивительно — ведь именно в осеннюю пору приезжал сюда поэт. Поэтому каждый стремится застать здесь то -  самое «пышное природы увяданье», которое одаривало поэта много лет назад небывалым вдохновеньем.
Ведущий:
 Пушкинское Болдино – «животворящая святыня», которая, однажды войдя в вашу жизнь, уже не отпустит от себя. Многие из приезжающих втайне надеются ощутить на себе чудодейственную силу, вдохновлявшую когда-то поэта и неуловимо сокрытую здесь – в романтической красоте усадебных пейзажей, в болдинских просторах, в самом воздухе Болдина. Сюда едут, чтобы вновь и вновь прикоснуться к светлому имени – Пушкин…
Ведущий:
Спасибо за внимание, до свидания![1]




[1] Языковская модельная библиотека им.А.С. Пушкина

Комментариев нет: