Сценарий
«В гостях у Арины Родионовны»
Форма
мероприятия: урок
литературы
Дата
и время проведения:
Место
проведения:
Участники:
Цели:
Ø познакомить учащихся со страницами
биографии поэта;
Ø показать влияние няни Арины
Родионовны на формирование Пушкина как поэта и человека;
Ø на примере взаимоотношений Пушкина с
Ариной Родионовной. Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение
к старшему поколению.
1
Вступительное слово.
Ведущий:
Здравствуйте ребята.
Сегодня мы с вами поговори о самой знаменитой няне. Скажите, вы поняли о ком пойдет речь? (ответы детей). Молодцы! Правильно мы
поговорим сейчас об удивительной женщине, которую, по утверждению Марины
Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт
называл “мамушкой”; которой он посвятил столько нежных поэтических строк, - оно
посвящено любимой няне Александра Сергеевича – Арине Родионовне.
Ведущий:
С детских лет мы знаем о трогательной любви великого
поэта к простой безграмотной крестьянке; к имени Арины Родионовны нередко мы
добавляем эпитет “знаменитая” и при этом… ничего о ней не знаем. Ее судьба
остается для нас – увы! – непрочитанной. Мы ведь не знаем даже, где и когда она
родилась; не знаем, как она выглядела; почему попала в семью Пушкиных, став
“добрым духом” этой семьи; мы даже фамилии ее зачастую не знаем!
Ведущий:
Сегодня мы попытаемся восстановить историческую
справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких
Пушкину людей, его ангела-хранителя, “наперсницы волшебной старины”. О той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине
его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный
мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого
поэта, “был известен ей как нельзя короче”.
2
Основная часть
Ведущий:
…Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Ведущий:
Десятого апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской
губернии родилась девочка. В церковных книгах и документах именовали ее Ириной,
а в жизни звали Ариной Яковлевой. Была она крепостной – сначала графа
Апраксина, а затем принадлежала Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду великого
поэта – Александра Сергеевича Пушкина. В двадцать три года ее выдали замуж за
крепостного Федора Матвеева, который был на семь лет моложе ее. В их семье было
четверо детей: два сына и две дочери.
Ведущий:
В 1796 году Надежда Осиповна Ганнибал – внучка Абрама
Ганнибала – венчалась с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным. Венчались они в
той же церкви, где пятнадцать лет назад венчалась Арина Родионовна. Через год у
них родилась первая дочь, Ольга, и Арину Родионовну взяли к ней няней, и с тех
пор вся жизнь Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой была связана с жизнью и
судьбой Пушкиных.
Ведущий
Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось,
кроме кратких сведений в рассказе Прасковьи Александровны Осиповой: “Это была
старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”. Хорошо известен
рельефный портрет Арины Родионовны работы мастера Якова Серякова (резьба по
кости), хранящийся в Государственном музее Александра Сергеевича Пушкина в
Москве на Пречистенке.
Ведущий:
На полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича были
обнаружены два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в
повойнике, а рядом с ней – поясной портрет – девушка в сарафане, с косой и
повязкой на голове.
При внимательном рассмотрении оказалось, что лица
старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же
человека в молодости и старости. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт,
вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.
Ведущий:
Где бы ни жила няня (в Кобрино ли, в Захарове ли, в
Михайловском ли), в ее доме все было простое, русское, деревенское, уютное.
Старинные сундуки, лавки, в красном углу, “под святыми”, стол, покрытый
домотканой скатертью, жужжащее веретено. На комоде заветный ларец няни. В
светлицу няни Пушкин приходил, когда ему было особенно одиноко. Сюда он шел
отдохнуть, послушать ее чудесные сказки.
Ведущий:
Эта чудесная русская женщина не была обучена грамоте.
Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это была “старушка бедная с
богатой душой”, первая муза поэта, “наперсница волшебной старины”.
Плешкова Ангелина читает
стихотворение Саши Черного:
В руках мелькают спицы,
Трясется голова,
И вьются небылицы –
Волшебные слова:
Про лешего Антипку,
Про батрака Балду,
Про золотую рыбку,
Про кузнеца в аду…
Трясется голова,
И вьются небылицы –
Волшебные слова:
Про лешего Антипку,
Про батрака Балду,
Про золотую рыбку,
Про кузнеца в аду…
Зарделось в зале лето,
Шумит – шуршит травой.
В простенке – тень поэта
С курчавой головой…
Шумит – шуршит травой.
В простенке – тень поэта
С курчавой головой…
А кот все горбит шубу,
Не тот ли это кот,
Что был прикован к дубу
У синих-синих вод?
“Распелась… Вот чечетка!
Смотри, в саду – светло”.
И крестит няня кротко
Любимое чело.
Не тот ли это кот,
Что был прикован к дубу
У синих-синих вод?
“Распелась… Вот чечетка!
Смотри, в саду – светло”.
И крестит няня кротко
Любимое чело.
Ведущий:
Арина Родионовна надолго рассталась с маленьким
Пушкиным, когда его увезли в 1811 году в Петербург и определили в
Царскосельский лицей. Время от времени они встречались после этого в короткий
петербургский период жизни Пушкина, но потом его сослали на юг, и няня не
виделась с Александром Сергеевичем в течение четырех лет. Сблизили их годы
Михайловской ссылки поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом
домике.
Ведущий:
В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои
гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.: «Знаешь ли, мои
занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером
слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» Так писал он в
ноябре 1824 года своему брату Льву.
И позже – одному из друзей: «Уединение мое совершенно,
праздность торжественна. Соседей около меня мало… целый день верхом… вечером
слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны… она единственная моя подруга,
и с нею только мне не скучно…»
Ведущий:
Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок.
Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для
“Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне
и о семи богатырях”. Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу
Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее.
Ведущий:
В убогом сельском уединении няня была первым и самым
верным другом поэта-изгнанника и близким другом его товарищей. Князь Петр
Андреевич Вяземский пишет: “Родионовне мой поклон в пояс”. Иван Иванович Пущин,
возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: “Кланяйся няне”. “Свет
Родионовна, забуду ли тебя?” – писал навестивший Пушкина поэт Николай
Михайлович Языков.
Ведущий:
Весной 1826 года Языков приехал в деревню к Пушкину.
Это были лучшие дни в жизни ссыльного поэта. Языкову все здесь нравилось: и
природа, и хозяева, и особенно Пушкин. Николай Михайлович был без ума от Арины
Родионовны.
Ведущий:
Языков говорил: «Я без ума от вашей нянюшки! Какая
у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная
народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!»
Как сладостно твое святое
хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство;
С каким радушием – красою древних лет –
Ты собирала незатейливый обед!
Ты занимала нас, добра и весела,
Про стародавних бар пленительным рассказом.
Мы удивлялися почтенным их проказам;
Мы верили тебе – и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно.
Нам баловало вкус и жажды своевольство;
С каким радушием – красою древних лет –
Ты собирала незатейливый обед!
Ты занимала нас, добра и весела,
Про стародавних бар пленительным рассказом.
Мы удивлялися почтенным их проказам;
Мы верили тебе – и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно.
Ведущий:
Когда Языков собрался уезжать, Арина Родионовна
подарила ему шкатулку с надписью: “Изделан сей ящик 1826 года июля 15 дня”, а
Пушкин прикрепил наклейку из бумаги: “Для черного дня” - и наполнил шкатулку
книгами. Долгий путь проделала шкатулка Арины Родионовны. От одного поколения к
другому передавалась она, как драгоценная реликвия, напоминающая о дружбе
Языкова с великим поэтом и его няней.
3 Заключительное слово.
Ведущий:
Когда Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве
Павлищева), сестра поэта, выходила замуж, как хозяйку дома и доброго духа
семейства Пушкиных, взяла она к себе из деревни Арину Родионовну. В доме
Павлищевых, недолго поболев, няня и умерла 31 июля 1828 года. Была похоронена
на Смоленском кладбище.
Спустя два года Александр Пушкин пытался найти её могилу, но не смог – она была
утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на Смоленском кладбище появилась табличка в
память о няне поэта.
Ведущий:
В 1880 году, когда после смерти Пушкина
пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в
Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот
блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах,
исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая
вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая
деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная
благодарная память!».
Ведущий:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Ведущий:
Главной няне русской литературы
исполняется 260 лет. Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра
Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою
любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка могла
поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к
нему
Ведущий:
Няня Арина Родионовна, в смирении и
простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши:
оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она
дала свежие, жизненные мотивы для его творчества. Показательными в этом плане являются
слова самого Александра Сергеевича: «Если
грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная
старушка».
Ведущий:
Спасибо за внимание! До новых встреч![1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий