Сценарий
« Музыка слова – музыка души. Искусство Пушкинского слова. »
Форма мероприятия: час библиотерапии
Дата и время проведения: 14 мая 2019 года
Место проведения: Языковская модельная библиотека им. А.С. Пушкина
Участники: учащиеся ЯСШ
Цели:
знакомство ролью музыки в биографии А.С. Пушкина и ролью его поэзии в развитии русской музыкальной культуры;
воспитание любви к русской поэзии и музыке, интереса к творчеству Пушкина;
развитие эстетического отношения к поэзии и музыке через развитие познавательных и эстетических интересов.
1.Вступительное слово.
Ведущий:
Здравствуйте! Издавна люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка « лекарство для души ». А у Александра Сергеевича Пушкина помните такие строки: « Какие мысли черные к тебе придут! Откупори шампанского бутылку, иль перечти « Женитьбу Фигаро » ... Насчет шампанского – дело вкуса, но в остальном он был, безусловно, прав.
Ведущий:
И наша сегодняшняя встреча – это час библиотерапии. Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Многогранный пушкинский талант с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха вызывает глубокий резонанс во всех упомянутых видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора.
Ведущий:
Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
2. Основная часть.
Ведущий:
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы, симфонические произведения, музыкальные драмы, балеты и народные песни, романсы.
Ведущий:
Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Этот термин возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском (романском) языке, рассчитанное на музыкальное исполнение. Распространившись в других странах, термин "романс" стал обозначать вокальный жанр.
Ведущий:
В России термин "романс" утвердился в начале XIX века и стал одним из ведущих вокальных жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию – воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических нюансах. В России формируются национальные вокальные школы: М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов.
Ведущий:
Наряду с камерной вокальной классикой в XIX веке возникает и так называемый бытовой романс, стилистически близкий к песне и рассчитанный на певцов – любителей. Творчество мастеров русского романса развивалось параллельно с поэтическими направлениями. Особенно тесно связаны творческие пути русских композиторов этой эпохи с творчеством А.С. Пушкина.
Ведущий:
Темы, образы, сюжеты, мысли и чувства А.С. Пушкина – источники глубокого содержательного и значительного по объёму вокального творчества русских композиторов – классиков. Они волновали ряд музыкальных поколений, побуждали к созданию совершенных образов романса, музыкальной драмы и лирики. С той же силой они волнуют и наших современников.
Ведущий:
А как относился А.С. Пушкин к музыке, каковы были его личные музыкальные впечатления и в какой мере воспринимались им музыкальные явления его времени? Поэт не был специалистом – музыкантом: он не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё это совершенно не исключает его музыкальной одарённости и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке, проникновения в её сущность.
Ведущий:
Во второй половине XIX века упорно господствовало мнение, что А.С. Пушкин был, будто бы, равнодушен к музыкальному искусству. Некоторые исследователи касались в своих работах тех немногих моментов соприкосновения А.С. Пушкина с музыкой и музыкантами – преимущественно мимолётных встреч с М.И. Глинкой – и почти неизменно добавляли: "Едва ли Пушкин был близок к музыкальному миру своего времени..." это ошибочное мнение сохранялось в течение долгого времени. Ведущий:
А, между тем, многие исторические данные вполне последовательно приводят нас к ясному выводу о наличии у поэта разновременных, но близких связей с виднейшими русскими музыкантами его эпохи; о достаточно частых соприкосновениях с явлениями музыкального мира.
Однако, ряд исследователей – пушкинистов вполне подтверждают мысль, что А.С. Пушкин был не простым, а особо одарённым любителем музыки, близко подходившим к самым различным явлениям музыкальной жизни – от итальянской оперы до Моцарта, от русских композиторов его эпохи и молодого Глинки до русской народной песни, в особенности с необычайной впечатлительностью откликавшимся на всё новое и прогрессивное в музыкальном искусстве.
Ведущий:
Принимая во внимание, что детские музыкальные впечатления А.С. Пушкина – русская народная песня, - мы с иным чувством воспринимаем стихотворение 1821 года " Наперстница волшебной старины друг вымыслов игривых и печальных", где А.С. Пушкин поэтически свободно объединяя образ няни с обобщающим образом музы, вспоминает свою няню Арину Родионовну:
...в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Ведущий:
Какое это было пение – мы не знаем, о нём не сохранилось сведений. Но о том, что оно отвечало потребностям поэта к звуковому воплощению поэтического текста, свидетельствует его обращение к няне через много лет, уже во время ссылки в селе Михайловское. Детские, долицейские годы жизни А.С. Пушкина дают нам немало фактов и предположений о ярких музыкальных впечатлениях поэта. Общеизвестны его первые упоминания о музыке в стихотворении 1814 года "К сестре".
О, как тебя застану,
Любезная сестра!
Чем сердце занимаешь
Вечернею порой?
Жан – Жака ли читаешь,
Жанлис ли пред тобой?
.......................................
Иль звучным фортепьяно,
Под белою рукой
Моцарта оживляешь?
Иль тоны повторяешь
Пуччини и Рамо?
Ведущий:
Лицейская жизнь вносит некоторое оживление в область музыкальных интересов А.С. Пушкина. Песня и музыка – это, по словам одного из его товарищей – « почти единственное удовольствие » - стали в жизни лицеистов самостоятельным художественным интересом, иногда даже оспаривающим у увлечений литературой первое место. Среди одноклассников А.С. Пушкина выделялись два талантливых композитора - Н.А. Корсаков и М.Л. Яковлев, произведения которых уже тогда стали популярными и исполнялись даже за пределами лицея.
Ведущий:
С песней и музыкой мы встречаемся в других лицейских стихотворениях поэта - "Пирующие студенты", "К Батюшкову". Музыкальные воспоминания Пушкина приведены им впоследствии и в новелле "Метель".
Ведущий:
Стихи А.С. Пушкина получают наибольшую популярность - при жизни поэта - начиная с середины 20-х годов XIX века. Они кладутся на музыку, входят в музыкальный обиход любителей, довольно быстро получают широкое распространение. Поэзия в представлении А.С. Пушкина неизменно связана с музыкой, прежде всего с музыкой природы. Русская же песня входит в большинство поэм А.С. Пушкина, в его драматические произведения.
Ведущий:
Русские композиторы создали при жизни поэта на протяжении почти пятнадцати лет (начиная с 1823 года) более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина. Большинство этих произведений принадлежит популярным в то время композиторам во главе с Верстовским: Алябьеву, Титову, молодому Глинке. Преимущественное признание у первых музыкальных интерпритаторов пушкинской лирики получает то, что может быть передано в куплетной форме, что носит песенный характер.
Ведущий:
Уже при жизни поэта на текст его песни " Старый муж" были написаны романсы композиторами Верстовским, Гурилёвым и Ганнибалом (дядей поэта). На слова "Татарской песни" ("Дарует небо человеку") - романсы Одоевского, Титова. Стихотворение "Не пой, красавица, при мне" уже в те годы нашло воплощение в романсах Глинки, Титова, Гедике; стихотворение "Два ворона" ( "Шотландская песня") было положено на музыку Верстовским и Алябьевым; "Певец" - Верстовским и Титовым; "Я помню чудное мгновенье" - Н.А. Мельгуновым и, позже, - М.И. Глинкой.
Ведущий:
Один из первых романсов на стихи А.С. Пушкина "Чёрная шаль" Верстовского с огромным успехом был интерпретирован в театральной обстановке при участии любимого в те годы певца Булахова. Некоторые стихотворения А.С. Пушкина выходят в свет вместе с музыкой, разумеется, с разрешения автора. Так, стихотворение "Слеза" было напечатано в виде нотного приложения к альманаху " Мнемозина" в 1825 году. Автор романса М.Л. Яковлев, лицейский товарищ Пушкина. Таким же образом, было опубликовано стихотворение "Я здесь, Инезилья" на музыку Глинки в 1834 году. Любопытно отметить, что стихотворение "Я помню чудное мгновенье", положенное на музыку при жизни А.С. Пушкина двумя композиторами - Н.С. Титовым и Н.А. Мельгуновым, после появления глинковского романса на те же стихи в 1939 году было вновь использовано лишь двумя - тремя. совершенно незначительными композиторами.
Ведущий:
К направлению с налётом декоративности принадлежит романс "К живописцу" лицейского товарища А.С. Пушкина Н.А. Корсакова, положившего, кроме того, на музыку стихотворения "О, Делия драгая" и "Вчера мне Маша приказала". Особенного внимания заслуживают композиторы Алябьев, Верстовский и Глинка. На стихи А.С. Пушкина Алябьевым написаны романсы "Два ворона", "Зимняя дорога", "Саша, Саша, я страдаю безотрадною тоской". Эти три романса принадлежат к лучшим образцам вокального творчества того времени.
Ведущий:
Верстовским на слова А.С. Пушкина написано семь романсов: "Чёрная шаль", "Старый муж", "Ночной зефир", "Певец", "Два ворона", "Казак", "Ложится в поле мрак ночной". К сожалению, при жизни А.С. Пушкина М.И. Глинка почти не писал музыки на его тексты.
Романсы А. Даргомыжского на стихи А.С. Пушкина общеизвестны: "Ночной зефир", "Я Вас любил", Юноша и дева", "Вертоград" и др. По сравнению с М. И. Глинкой, музыка Даргомыжского отличается большей драматичностью.
Ведущий:
Большую художественную ценность представляют романсы на стихи А.С. Пушкина Ц.И. Кюи. Их характеризуют черты, типичные для всего творчества композитора - искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней и бытовым романсом.
Романсовое творчество на стихи А.С. Пушкина достаточно обширно представлено в композиторском наследии Н.А. Римского-Корсакова. На его стихи композитором написано одиннадцать романсов. Самыми популярными из них являются: "Редеет облаков летучая гряда", "На холмах Грузии", "Не пой, красавица, при мне", "Что в имени тебе моём", "Анчар - древо смерти", "Пророк", "Поэт", "Эхо".
Ведущий:
Многие русские композиторы оставили нам богатейшее наследие - удивительные образцы камерного вокального творчества. Высокое искусство русского классического романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской неповторимой лирики, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали именно этого филигранного музыкального воплощения, духовного соответствия гения и волшебства музыки, какое мы видим в романсах Глинки, Римского-Корсакова, Алябьева и др.
3.Заключительное слово.
Ведущий:
Совершенство формы и тонкость понимания пушкинских текстов, психологический подтекст фортепианной партии - всё это позволяет глубже и ярче понять творчество великого поэта, равно как и ощутить особенности музыкального стиля каждого композитора. Не только пушкинская поэзия, но и музыка, навеянная его гением, подтверждает вечность пушкинского завета.
Нет, весь я не умру - душа
В заветном мире
Мой прах переживёт и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлинном мире
Жив будет хоть один пиит!
До свидания!
Комментариев нет:
Отправить комментарий