вторник, 14 ноября 2017 г.

Сценарий:
«Типографии XIX века»

Форма мероприятия: познавательный час
Дата и время проведения:
Место проведения:
Участники мероприятия:

Цели:

ü Познакомить с историей развития книгопечатания;
ü Рассказать о старейших типографиях России.

1.Вступительное слово.
Ведущий:
Здравствуйте ребята.  Сегодняшняя наша встреча посвящена   истории  развития книгопечатания.  Скажите, а  что такое для культурного человека жизнь без книги?  (ответы детей). Правильно мы настолько привыкли, что нас окружает буквально море печатной продукции, что уже не задумываемся о том, что когда-то книга была не только источником мудрости и знаний, но ценилась на вес золота, так как процесс ее изготовления был невероятно трудоемким
.

2 . Основная часть
Ведущий:
До определенного момента, в Европе, все книги были рукописными. Они  тогда были чем-то вроде драгоценности, которую могли себе позволить лишь очень обеспеченные люди. Но в 1440 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, благодаря которому книги получили гораздо более широкое распространение. Принцип работы этого станка был довольно прост: набирались строки из подвижных, вырезанных в обратном виде выпуклых букв, которые оттискивались на бумаге с помощью пресса.
Ведущий:
Настоящий расцвет печатного искусства пришелся на восемнадцатый век. Этому способствовало развитие литературы и науки. В девятнадцатом веке, благодаря техническому прогрессу, были сконструированы особые машины для отливки букв, а так же станки, позволяющие одновременно печатать на обеих сторонах листа. В 1810 г. Кениг изобрел паровой печатный станок, а чуть позже появились ротационные машины, позволяющие печатать по 12000 листов одновременно.
Ведущий:
А что же Россия? Как известно, первой печатной книгой Московского государства был «Апостол», выпущенный Иваном Федоровым и его учеником Петром Мстиславцем. Дата ее выхода – 1564 г. Напечатан «Апостол» с невероятным изяществом, тщательным набором и идеально ровными линиями.
Ведущий:
При Петре I была основана типография в Санкт-Петербурге, где книги печатались гражданским шрифтом, заказанным императором в Амстердаме. Большое распространение получили не только религиозные книги, но книги светского характера, что во многом было связано с развитием литературы и общественной мысли.
Ведущий:
К концу девятнадцатого века в нашей стране насчитывалось 1958 типографий, литографий, металлографий и т.д. Больше всего их было в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Варшаве. Основывались технические школы для подготовки типографских мастеров и наборщиков. Если интересуетесь, можете подробнее почитать о том, какие виды и типы кожи использовались ранее и применяются сейчас при изготовлении переплетов, а также об истории его происхождения.
Ведущий:
Очень важно упомянуть старейшую российскую типографию – Московский печатный двор, основателем которой явился Иван Грозный. Типография приступила  к работе в 1563 году, строили ее целых 10 лет. Доподлинно неизвестно, как выглядел печатный стан, применяющийся в первой российской типографии. Однако известно, что он был выполнен по итальянским образцам. Более того, вся типографская терминология была заимствована из итальянского языка.
Ведущий:
На рубеже 17-18 веков в широкие массы вошла так называемая светская литература, отличавшаяся по своей тематики от церковной. Изменение качества литературы повлекло за собой и появление усовершенствованных книжных изданий – типографий.
Ведущий:
В 1705 году появилась Гражданская типография – первая в России, выпускавшая светские книги и гравюры. Данное предприятие работало по издательской программе, разработанной основателем типографии – В.А. Киприановым. Гражданская типография просуществовала недолго – до 1722 года. Помимо этого типографии в петровский период почти одновременно открылись «Сенатская типография», «Типография Александро-Невского монастыря» и «Типография Морской академии».
Ведущий:
Во второй половине 18 века стремительно растет количество создаваемых типографий в связи со значительным подъемом культуры и науки. Открылась Типография Московского университета, выпускавшая «Московские ведомости». В 1731 году была открыта типография при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, печатавшая книги, учебные пособия, журналы. Кроме государственных, в это время открывались и частные типографии. Устроителями таких типографий были Е.К. Вильковский, И.Г. Рахманинов, А.Н. Радищев, Н.Е. Струйский.
Ведущий:
В 19 веке типографий стало уже значительно больше. Они выпускали книги различной тематики, журналы, словари, газеты, атласы. К концу 19 века типография И.Д. Сытина начала выпускать календари, являющиеся своего рода универсальными справочными книгами. Они содержали статьи познавательного и информационного характера.
Ведущий:
Сегодня, в век необычайного прогресса и развития всевозможных технологий, книга – по-прежнему лучший подарок, и это – неоспоримый факт. Многие люди собирают свои собственные, домашние библиотеки, которые являются предметом их гордости. Коллекционеры подбирают для своих библиотек редкие, уникальные издания, часто посещают букинистические магазины. Иногда подобные коллекции представляют собой огромную ценность.
Ведущий:
Большой популярностью пользуются книги, выполненные в дорогих, необычных переплетах. Эти переплеты могут быть изготовлены из натуральной кожи, украшены драгоценными камнями или золотой нитью. Редчайший экземпляр – книга, переплет которой выполняется вручную. Издание с красивым, оригинальным переплетом – прекрасный подарок на любой праздник и замечательный экземпляр для домашней коллекции, который не только дополнит ее, но и украсит.
3. Заключительное слово.
Ведущий:
 Итак, развитие книгопечатание послужило развитию и распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества. 
Ведущий:
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)
Ведущий:
Спасибо за внимание. Ждем вас в библиотеке.  До свидания![1]

        



[1] Языковская модельная библиотека им. А.С. Пушкина.

Комментариев нет: